double arrow

ДРАМАТУРГИЯ 1965-1985 ГОДОВ

Ранчин, А. М. «На пиру Мнемозины…»: Интертексты Бродского / А.М.Ранчин. — М.: НЛО, 2001. – 464 с.

Мир Иосифа Бродского: Путеводитель: Сб.: статей / Сост. Я. Гордин. — СПб.: Звезда, 2003. — 464 с.

Петрушанская, Е. Музыкальный мир Иосифа Бродского / Е.Петрушанская. — СПб.: Звезда, 2004. — 352 с. 2-е изд.: СПб.: Звезда, 2007. — 300 с.

Полухина, В. Иосиф Бродский. Жизнь, труды, эпоха / В.Полухина. — СПб.: Звезда, 2008. — 528 с.

Поэтика Иосифа Бродского: Сб. науч. трудов. — Тверь: ТГУ, 2003. – 472 с.

Ранчин А. М. От бабочки к мухе: два стихотворения Иосифа Бродского как вехи поэтической эволюции [Электронный ресурс] / А.М.Ранчин. // Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/philology/43831.php (дата обращения 08.12. 2011).

Сергеева-Клятис А.Ю. «Рождественские стихи» Иосифа Бродского / А. Ю. Сергеева-Клятис, О. А. Лекманов.- Тверь: ТвГУ, 2002. - 44 с.

Особенности жанрового развития драматургии 1965-1985 гг.

Публицистичность как характерная особенность пьес, посвященных как современной, так и исторической тематике. Отклик на актуальные проблемы времени.

Историко-революционная драма. Своеобразие «документальных» пьес М.Шатрова «Шестое июля» (1962), «Именем революции» (1963), «Большевики» (1967), «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») (1978), «Так победим!» (1980), «Диктатура совести» (1986). Обращение к ленинской теме. Обнажение драм истории. Сочетание документальности и лирического пафоса. Стремление раскрыть честность и благородство участвовавших в революции людей и забвение, попрание всего этого последующими поколениями. Актуальность нравственно-философской проблематики: соотношение цели и средств ее достижения, границ и допустимости революционного насилия. Выявление причин превращения насилия в основной инструмент власти в ее управлении обществом.

«Производственная» драма. Производственная тема как отражение злободневных проблем эпохи. Обращение к проблеме «человек и его дело», остроконфликтность ситуации, обнажение негативных общественных явлений (подмена истинного мнимым, бюрократизация, очковтирательство, двоемыслие), поиск настоящего героя времени: «Мария» (1969) А.Салынского; «Протокол одного заседания» (1974), «Обратная связь» (1976), «Мы, нижеподписавшиеся» (1979) А.Гельмана, «Сталевары» (1972) Г.Бокарева, «Человек со стороны» (1971) И.Дворецкого.

Социально-психологическая драма. Лирическое начало в пьесах В.Рощина «Валентин и Валентина» (1971), «Спешите делать добро» (1980). Любовные и внутрисемейные коллизии.Интерес драматурга к ситуации нравственного выбора, к процессам нравственного взросления личности, познания себя.

Творчество А.Вампилова. Сложность пути на сцену его пьес. Художественное исследование процесса нравственной деградации личности. Постепенное усложнение характера героя и конфликта («Прощание в июне» (1964), «Старший сын» (1965), «Утиная охота» (1968), Прошлым летом в Чулимске» (1971)). Амбивалентность героя («плохой хороший человек»), многослойность конфликта, сложное переплетение трагического и комического начал. Чеховские традиции в его пьесах.

«Поствампиловская» драматургия: «Смотрите, кто пришел!» (1982), В.Арро, «Стена» (написана 1971, поставлена 1987), «Ретро» (1979) «Восточная трибуна» (1981), «Звёзды на утреннем небе» (1982) А.Галина, «Дочь стиляги» (1979) (название спектакля «Взрослая дочь молодого человека»), «Серсо» (1979) В.Славкина, «Пришел мужчина к женщине» (1978) С.Злотникова. Неоднозначность жанрового определения пьес. Связь с традициями социально-психологической и социально-бытовой драмы, влияние театра Вампилова и чеховской традиции. Внимание к «внутренней» жизни человека, нарушение негласного запрета на тему нравственной деградации, драма застоя, отраженная изнутри, специфика использования речевого материала. Своеобразие героя: ощущение неудовлетворенности, одиночества, неспособности к самореализации из-за необходимости «играть» навязанные обществом роли. «Текучесть» характера, его зависимость от обстоятельств.

Комедия, ее жанровое многообразие: лирическая комедия («Сослуживцы», «Родственники» Э.Брагинского и Э.Рязанова), «трагикомическое представление в двух частях» «Провинциальные анекдоты» А.Вампилова, взаимодействие трагического и комического начал в «поствамипиловской» драматургии.

«Комические фантазии» Г.Горина. Продолжение традиций философской парадоксальной драмы.Соотношение актуального и вечного, социально заостренного и философски обобщенного, фантазийного и реального. Широкое обращение к гротеску, к метафорической игровой условности, откровенная театральность пьес драматурга.

Традиция Е.Шварца в заимствовании «чужих» (литературных и мифологических) сюжетов и образов. «Чужое» как толчок к полету фантазии. Серьезность в постановке значимых социальных и философских проблем: соотношения истинных и мнимых ценностей, относительности нормального и ненормального, сложности и неизбежной конфликтности взаимоотношений творческой личности и власти, связи невежества и ненависти, стремления к разрушению.

Парадоксальность художественного мышления драматурга в трактовке известных образов, сюжетов, в развитии конфликта. Сквозные мотивы жизнетворчества и мифотворчества. Разнообразие «первоисточников», служащих основой сюжетов пьес Горина: «Тиль» (1970) – фантазия на сюжет Ш.де Костера, «Забыть Герострата!» (1972) – парадоксальная интерпретация древнегреческого сюжета; «Самый правдивый» (1974) киносценарий «Тот самый Мюнхгаузен» (1979)) - переосмысление образа Мюнхгаузена Э.Распе, «Дом, который построил Свифт» (1980) – неожиданное решение образа Свифта и его героев ; «Поминальная молитва» (1989) - трагикомедия по мотивам произведений Шолома Алейхема, «Кин IV» (1991) – по мотивам пьесы Ж.-П.Сартра; «Чума на оба ваши дома!» (1994) – комедийное продолжение «Ромео и Джульетты» и новая интерпретация шекспировской темы; «Королевские игры» (1995) – отсылка к творчеству Ж.Ануя, «Счастливцев-Несчастливцев» (1997) - к творчеству А.Н.Островского, «Шут Балакирев» (2000) – через обращение к петровской теме, к образу любимого шута Петра I развитие ключевой темы - места художника и его предназначения.

ЛИТЕРАТУРА

Бугров, Б. Русская советская драматургия. 1960-70 гг. / Б.Бугров – М.: Высшая школа, 1981. – 285 с.

Вербицкая, Г.Я. Отечественная драматургия 70 – 90-х гг. ХХ века в контексте чеховской поэтики: Автореф. дис.... канд. филол. наук. [Электронный ресурс] / Г.Я.Вербицкая. – М., 2008. // Режим доступа: https://gitis.net/rus/postgraduate/notices/verbitskaya_auto.shtml (дата обращения 08.12. 201о).

Головчинер, В.Е. «Горина надо осмыслить как нашу закономерность...» [Электронный ресурс] / В.Е.Головчинер // Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/bab/ich/babicheva_y_v/7.htm (дата обращения 08.12. 2010).

Громова, М.И. Русская советская драматургия / М.И. Громова. - М.:
Флинта: Наука, 2003. - 362 с.

Журчева, О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии XX века: Учебное пособие / О.В.Журчева. – Самара: СамГПУ, 2001. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:www.ssu.samara.ru/~scriptum/drama.doc (дата обращения 08.12. 2010).

Канунникова, И.А. Русская драматургия XX века / И.А.
Канунникова. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 284 с.

Козлова, С.М. Парадоксы драмы – драма парадоксов: Поэтика жанров драмы 1950-1970-х годов / С.М.Козлова. – Новосибирск; изд-во НГУ, 1994. – 218 с.

Красильникова, Е.Г. Драматургия русского авангардизма (1960-1990 годы): учеб-метод. пособие в помощь студентам фак. рус. яз. и лит. пед. ун-тов и ин-тов; Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского / Е.Г.Красильникова. - Пенза: ПГПУ, 1999. - 17 с.

Степанова, А.А. Драматургия второй половины 1950-х – 1990-х годов / А.А.Степанова.// История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века. Учебник. М.: ГИТИС – Академия, 2005, изд.2-е испр.: М.:ГИТИС, 2009.

Степанова, А.А. Современная советская драматургия и её жанры / А.А.Степанова. - М.: Знание, 1985.-112 с.

Явчуновский, Я.И. Драма на новом рубеже: Драматургия 70-х и 80-х годов: конфликты и герои, проблемы поэтики / Я.И.Явчуновский. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - 222 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: