Три направления в европейской драматургии рубежа XIX-XX веков. Творчество Б.Шоу

3 направления в европейской драматургии рубежа веков:

1. Мелодрама

Эдмон Ростан(«Принцесса Грёза», «Сирано де Бержерак»)

2. Экспериментальная символистская драматургия

Морис Метерлинк(«Синяя птица», «Смерть Тентажиля», «Там внутри», «Чудо Святого Антония», «Слепые»)

3. Реалистический театр

Генрик Ибсен («Пер Гюнт», «Гедда Габлер», «Нора»(«Кукольный дом»), «Приведение»)

Джордж Бернард Шоу

Джордж Бернард Шоу (англ. George Bernard Shaw; 26 июля 1856 — 2 ноября 1950) — британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, критик, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Общественный деятель (социалист-«фабианист», сторонник реформы английской письменности). Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре. Количество постановок пьес Шоу не поддается исчислению. Список экранизаций произведений драматурга на сайте Кинопоиск включает 62 кино- и телефильма.

Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»). Б. Шоу стал первым писателем, отказавшимся от Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата).

Творчество:

Неприятные пьесы проявилась характерная для Шоу тенденция превращения сценического произведения в пьесу для чтения, тенденция, которая со временем значительно усилится. Он включает в свои пьесы обширные ремарки, содержащие не только развернутые описания обстановки, но и характеристики героев. Отдельные ремарки превращаются в своего рода вставные главы

«ДомА вдовца», «Сердцеед», «Профессия миссис Уоррен»

Приятные пьесы Шоу меняет приемы сатирического обличения. Если в «Неприятных пьесах» он прямо обращался к «ужасным и отвратительным сторонам общественного устройства» и выдвигал на первый план социальные проблемы, то в «Приятных пьесах» он уделяет основное внимание проблемам морали. Разрешение их осуществляется с большой философской глубиной.

«Оружие и человек», «Кандида», «Избранник судьбы»

3 пьесы для пуритан

«Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра», «Обращение капитана Брасбаунда»

Остальные:

«Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца», «Святая Жанна», «Тележка с яблоками»

Бернард Шоу является создателем современной английской социальной драмы. Продолжая лучшие традиции английской драматургии и впитав опыт крупнейших мастеров современного ему театра -Ибсена и Чехова, - творчество Шоу открывает новую страницу в драматургии XX столетия.

Мастер сатиры, Шоу избирает смех основным оружием своей борьбы с социальной несправедливостью. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду», -эти слова Бернарда Шоу помогают понять своеобразие его обличительного смеха.

Свое увлечение искусством Шоу никогда не отделял от присущего ему интереса к общественно-политической жизни своего времени. Он посещает собрания социал-демократов, участвует в диспутах, его увлекают идеи социализма. Все это определило характер его творчества. В истории английской литературы Шоу особенно близка традиция общественно-политического пафоса, берущая начало в творчестве Мильтона и Беньяна. Интерес Шоу к проблемам современности сказался в самых ранних его произведениях. Шоу написал пять романов, Четыре из них были опубликованы в 80-е годы в журналах социалистического толка, но успеха не имели; роман «Незрелость» увидел свет только в 1930 г.


Как подлинный новатор Шоу выступил в области драмы. Он утвердил в английском театре новый тип пьесы - интеллектуальную драму, в которой основное место принадлежит не интриге, не острому сюжету, а напряженным спорам, остроумным словесным поединкам героев. Шоу называл свои пьесы «пьесами-дискуссиями». Они будоражили сознание зрителя, заставляли его размышлять над происходящим и смеяться над нелепостью существующих порядков и нравов. Борьбу за утверждение новой драмы Шоу вел и как драматург, и как критик.

Шоу прошел школу крупнейшего европейского драматурга конца XIX в. Генрика Ибсена. Ибсен был дорог Шоу как основоположник социальной драмы нового времени, как художник, смело восставший против идеалов буржуазного общества и сумевший показать их лживость. В 1891 г. была опубликована работа Шоу «Квинтэссенция ибсенизма»

Поднимая на щит драматургию Ибсена, Шоу делает многочисленные выпады против Шекспира. Но они касаются не столько существа шекспировского творчества, сколько интерпретации его пьес в современном Шоу театре. Непререкаемый авторитет Шекспира тормозил развитие новой драмы, ради успехов которой Шоу готов был пойти на все, и в том числе на ниспровержение авторитета Шекспира. Но позволял он это только себе и никому больше.

Как и Ибсен, Шоу делал театр ареной борьбы за утверждение права говорить истину. Ставит своей целью сбросить те романтические покровы, которые скрывают жестокую правду действительности. Он призывает людей трезво и смело взглянуть на жизнь и освободиться от предрассудков, отживших традиций, заблуждений и пустых иллюзий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: