Поняття анімізму та гілозоїзму

Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.

Анимизм (от лат. анима - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под "Я" (или "сознание", или "душа"), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.

В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Позже древние греки под "психо" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи -гилозоизм (от греч. хеле - вещество и зое - жизнь): весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлечённости психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.

Дальнейшее развитие гилозоизма связано с именем Гераклита, рассматривавшего универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. ("Наши тела и души текут, как ручьи"). Им впервые была высказана мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя: "Познай самого себя"). Философ учил: "По каким бы дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её Логос".

Термин "Логос", введённый Гераклитом, применяемый и поныне, для него обозначал Закон, по которому "всё течёт", придаёт вселенскому ходу вещей сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов.

6. Вчення Геракліта (конец VI — начало V века до н. ч.) та Демокріта (460-370 до н.ч.).

Гилозоисту Гераклиту (конец VI — начало V века до н. э.) космос представлялся в виде "вечно Логоса" живого огня", а душа ("психея") — в виде его искорки. Таким образом, душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не. создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет "вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".

С именем Гераклита связано и выделение нескольких ступеней в процессе познания окружающего мира. Отделив деятельность органов чувств (ощущения) от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание. Однако чувственное и разумное познание не противопоставляются, но гармонически дополняют друг друга, как "многознание" и "ум". Гераклит подчеркивал, что "многознание не научает уму", но в то же время ученый, философ должен знать многое, чтобы составить правильное представление об окружающем мире. Таким образом, разные стороны познания у Гераклита — это взаимно связанные гармонирующие противоположности, помогающие проникновению в глубину Логоса.

Он также впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка, так как, с его точки зрения, по мере взросления душа становится все более "сухой и горячей". Степень влажности души влияет на ее познавательные способности: "сухое сияние— душа. мудрейшая и наилучшая", говорил Гераклит, а потому ребенок, у которого более влажная душа, мыслит хуже, чем взрослый человек. Точно.так же "пьяный шатается и не замечает, куда он идет, ибо душа у него влажная". Так Логос, который правит круговоротом вещей в природе, уп­равляет и развитием души и ее познавательных способностей.

Термин "Логос", введенный Гераклитом, со временем приобрел великое множество смыслов, но для него самого он означал закон, по которому "все течет", явления переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка. Следовательно, постигать себя (свою "психею") — значит углубляться в закон (Логос), который придает непрерывно текущему ходу вещей динамическую гармонию, сотканную из противоречий и катаклизмов. После Гераклита (его называли "темным" из-за трудности понимания и "плачущим", так как будущее человечества он считал еще страшнее настоящего) в запас средств, позволяющих читать "книгу природы" со смыслом, вошла идея закона, который правит всем сущим в том числе—безостановочным течением тел и душ, когда "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".

Идея Гераклита о том, что от закона Логоса зависит ход вещей, получила развитие у Демокрита (ок. 460-370 гг. до н. э.).

Демокрит родился в городе Абдеры, в знатной и обеспеченной семье. Его родители постарались дать ему самое лучшее образование, однако Демокрит счел необходимым предпри­нять несколько длительных путешествий, чтобы получить необходимые для себя знания не только в Греции, но и в других странах, прежде всего в Египте, Персии и Индии. На эти путешествия Демокрит потратил почти все деньги, оставленные ему родителями, а потому, когда он вернулся на родину, его сограждане посчитали его виновным в растрате состояния и назначили судебное заседание. Демокрит должен бью оправдать свое поведение или навсегда покинуть родной дом. В свое оправдание Демокрит,, доказывая согражданам пользу полученных им знаний, прочитал народному собранию свою книгу "Большой мирострой" (которая, по мнению современников, была его лучшим произведением). Сограждане сочли, что деньги были им потрачены с пользой. Демокрита не только оправдали, но и вручили ему большую денежную награду, а также воздвигли медные статуи в его честь.

К сожалению, сочинения Демокрита дошли до нас только в отрывках. Основу его теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц— атомов. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.

Демокрит считал, что душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами).

Демокрит понимал душу как причину движения тела.(принцип причинности) Душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Душа выступает продуктом организации тела. Душа в единстве с телом, сама же является телом. В основе процесса восприятия, по Демокриту, лежит физическое влияние внешних предметов на органы чувств.

Демокрит различал удовольствие и неудовольствие, как показатели полезного и вредного. Удовольствие соответствует природе живого организма, а страдание, состояние чуждое этой природе. Удовольствие и страдание служит критериями решений относительно того, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Целью жизни Демокрит считал хорошее, спокойное расположение духа (эвтономия), которое не тождественно с удовольствием безмятежной и спокойной жизни, ничем не возмутимой.

Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Все существующее в мире подчинено необходимости, и ничто не происходит случайно, есть некоторая определенная причина для всего, т.е. жесткий детерминизм (причина следственной обусловленности).Он отвергал бессмертие души.

7. Вчення Сократа (470-399 до н.ч.), Анаксагора. (500-428 г. до н.ч.).

Сократ (470-399 до н.э.).Родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов.

Сын ваятеля и акушерки, он, получив общее для афинян того времени образование, стал философом, обсуждавшим проблемы теории познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы в любом месте — на улице, на рыночной площади, в любое время. Сократ, в отличие от софистов, не брал денег за философствование, и среди его слушателей были люди самого различного имущественного положения, образования, политических убеждений, идейного и нравственного склада. Смысл деятельности Сократа (она получила название "диалектика" — нахождение истины с помощью беседы) состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (так называемый сократический метод) и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Обсуждению подвергался обширный круг "житейских понятий" о справедливости, несправедливости, добре, красоте, мужестве и т. д.

Сократ считал своим долгом принимать активное участие в общественной жизни Афин. При этом он далеко не всегда соглашался с мнением большинства в народном собрании и в суде присяжных, что требовало немалого мужества, особенно в период правления "тридцати тиранов". Свои несогласия с большинством Сократ считал результатом того, что он всегда стремился к соблюдению законов и справедливости, о которых не всегда заботится большинство людей. Он был обвинен в том, что "не чтит богов и развращает юношество", и приговорен к смерти 361 голосом из 500 судей. Сократ мужественно принял приговор, выпив яд и отвергнув планы своих учеников о побеге как спасении.

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только живая беседа приводит к нужному результату — воспитанию личности. Поэтому трудно полностью реконструировать его взгляды, о которых нам известно из трех основных источников — комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта и Демокрита - именно Сократ впервые рассматривал душу прежде всего как источник нравственности человека, а не как источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита). Сократ говорил о том, что душа — психическое ка­чество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновременно с возникновением взгляда на связь души и нравственностью возникает и новый взгляд на нее, который позже был разработан учеником Сократа Платоном.

Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность — это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для того, чтобы оценить тот или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соответственно своим знаниям. Поэтому прежде всего - надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их поведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Таким образом, Сократ приходит к важнейшему положению своих взглядов, связанному с переносом центра исследовательских интересов с окружающей действительности на человека.

Девиз Сократа гласил: "Познай самого себя". Под познанием самого себя Сократ разумел не обращение "вовнутрь" — к собственным переживаниям и состояниям сознания (само понятие о сознании к тому времени еще не вычленялось), а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души.

Если софисты приняли за исходный пункт отношение человека не к природе, а к другим людям, то для Сократа важнейшим становится отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Впоследствии даже говорили, что Сократ был пионером психотерапии, пытаясь с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума.

Во всяком случае, в его методике "таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли ставилась в зависимость от задачи, создающей препятствие для ее привычного течения. Именно такой задачей становилась система вопросов, которые Сократ обрушивал на собеседника, пробуждая тем самым ело умственную активность. Во-вторых, эта активность изначально носила характер диалога. Оба признака: а) направленность мысли, создаваемая задачей, и б) диалогизм, предполагавший, что познание изначально социально, поскольку коренится в общении субъектов, — стали в XX веке главными ориентирами экспериментальной психологии мышления.

Анаксагор (500-428 г. до н.э.). Является представителем материализма. Считал мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц.Эти частицы движутся упорядоченно, “умно”. Видел начало природы в “тончайшей вещи”, которую назвал “нус” (разум). Выдвинул учение о неразрушимых элементах “семенах” вещей. Ввел, что сладкое, горькое и др. чувственные свойства вещей нельзя познать с помощью их самих.

Считается основоположником объяснительных принципов познания душевных явлений.

8. Вчення Платона (428\7-348\7 до н.ч.)

Наивысшего развития идеализм достигает в трудах ученика Сократа Платона (428\7-348\7 до н.ч.) – основоположника объективного идеализма.

Философской проблемой Платона является учение об идеях – объективный идеализм. Идеи – истинно сущее бытие, вечное, не имеющее возникновения, независимы от чувственных вещей. Материя – это небытие, бесформенное, незримое, соединяясь с идеей, может стать любой вещью. Это изложено в трудах «Федон», «Федр», «Пир», «Государство»

Платон различал 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии.

По Платону есть три начала человеческой души: первое низшее и самая большая часть души – вожделеющее, неразумное начало. Это удовлетворение телесных потребностей (голод, жажда и даже влюбленность) – чувство удовольствия, достигая цели, и страдания в противном случае. Другое – разумное начало, которое противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало – яростный дух. Этой часть человек вскипает, раздражается и т.д. Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении при господстве разумного начала.

По Платону, человек обладает внутренним воздействием на самого себя и на свои способности. Реальное же соотношение частей души далеко от идеала, в душе происходит борьба между вожделеющим и разумным началами.

Учение Платона о судьбе души после смерти тела преследует этические государственно-педагогические цели и еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен (передается по наследству).

Большое внимание Платон уделяет познанию. Познание, направленное на бытие (идеи) – это мир умопостигаемый, дает подлинное знание. Чувства мешают подлинному знанию. Эрос – форма любви, восприятие вечного в преходящем. Четыре формы восприятия: любовь к прекрасным телам, к прекрасным душам, к красоте знания, к идее, как вечной и неизменной красоте, не смешанной ни с чем материальным.

Учение Платона о чувствах. Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются им как три состояния души и соответствующие им три рода жизни. Перечень чувств, в которых удовольствия смешаны со страданием. Низшие (физические потребности) и высшие (эстетические и умственные) удовольствия. Связь между ними такова: удовольствия кажутся большими и сильными по сравнению с печалью, а печали по сравнению с удовольствиями усиливаются в противоположном смысле.

По Платону, в государстве люди должны занимать место в соответствии со своими природными задатками. Платон большое внимание придавал воспитанию (трактат «Государство»). «Правильное воспитание и обучение пробуждают в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, благодаря такому воспитанию, они становятся еще лучше».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: