Важной формой МРТ явл-ся МПК. Оно предст собой установление долгосрочных пр-ных связей между разн предприятиями, участвующими в изготовлении продукции на договорной основе.
Его суть состоит в том, что самостоятельные производители разных стран на договорной основе создают отдельные виды продукции, кот имеет строгое адресное назначение и может являться составными элементами конечной продукции.
МПК зачастую связано с осуществлением крупных междунар. проектов, кот. невозможно реализовать без объединения усилий крупных предприятий или государств.
Важным побудительным мотивом копер-я в некот. случаях явл заинтересованность во взаимовыгодном сбыте изготовляемой пр-ции, когда реш-ся вопрос сервисного обслуживания сложной техники.
Основные признаки МПК:
- Договорные условия совместной деят-ти
- Согласованность и координация хоз деят-ти партнеров разн стран.
- Закрепление в договорном порядке номенклатуры выпускаемых изделий и пр-ной специализации исходя из общей цели дея-ти.
|
|
- Распред. между партнерами ответственности и порядка использования прибыли
- Наличие в качестве непоср субъектов ПК промышленных предприятий разных стран.
Основные формы и сферы МПК
Классификация форм МПК:
По видам дея-ти:
ü Экономическое
ü Научно-техн. промышл.содрудничество
ü Коперирование в области проект-ния и строит-ва объектов
ü В сфере торговли и сбыта
По стадиям пр-ва:
ü Предпроизодственное
ü Производственное
ü Коммерческое
По использованным методам:
ü Выполнение совместных программ
ü Договорная специализация
ü Создание совместных предприятий
По структуре связей:
ü Внутрифирменное, межфирменное
ü Внутриотраслевое, межотраслевое
По территориальному охвату:
ü региональное
ü всемирное
По числу субъектов:
ü двустороннее
ü многостороннее
По числу объектов:
ü Однопредметное
ü Многопредметное
Сферы МПК:
Междунар. произв.-технолог. кооперирование: включает вопросы использ-я прав собств-ти и передачи лицензии, подрядное кооперирование в разл областях нар хоз-ва, совершенствование управления произв-вом, распределение произв. программ
Торгово-экон кооперирование: реализация коопер. продукции: взаимосвязанной пр-ции между кооперантами и 3-ми лицами в странах-партнерах.