Фалес Милетский. Принято считать, что Фалес Милетский (ок. 624—546 до н.э.) является первым греческим философом. Он жил в ионийском городе-колонии Милет. Фалес первый поставил основной вопрос греческой философии начального периода: «Что есть все?». Опираясь на знания, очевидно, подученные от вавилонских жрецов, он предсказал солнечное затмение, первый начал доказывать геометрические теоремы, разделил год на 365 дней а на времена года. Он утверждал, что души бессмертны, а космос одушевлен, измерил египетские пирамиды, сравнивая их полуденную тень с тенью предмета известной высоты. К сожалению, его сочинения не сохранились.
Фалес полагал, что началом всех вещей (архэ) является вода. Дело в том, что вода может принимать любую форму и присутствует всюду. Благодаря свойствам воды, таким как кристаллизация и испарение, из нее могут образовываться твердые тела или воздух. Испаре-ния воды, согласно Фалесу, питают небесные огни — Солнце и другие светила. Во время дождя вода опять возвращается в землю в виде речных отложений, подземных ключей, тумана, росы и тд. Вода, по Фалесу, — самодвижущееся и одушевленное, начало.
|
|
Раздел II. Античная философия
Анаксимандр. По некоторым данным, учеником Фалеса был Анак-симандр (ок. 610—546 до н.э.), который также проживал в Милете. Сохранились некоторые фрагменты из его сочинений. Его трактат «О природе» впервые в истории западной философской традиции был написан как научное сочинение в прозе. Считается, что он первый переложил представления о мире того времени на карту, создал общий очерк геометрии и предложил ряд принципиально важных идей в астрономии, например то,, что Луна сияет отраженным сол-^нечным светом.
Анаксимандр называет первоначалом апейрон. «А» — отрицание, «пейрон» — граница. Таким образом, апейрон — это то, что не имеет пределов, безграничное. Анаксимандр считает, что первоначало не должно походить ни на какие земные конкретные формы. В архэ-воде Фалеса он усматривает уже нечто производное и полагает, что первоначало должно быть бесконечным, безграничным и неопределенным. Апейрон — божественное начало, ибо оно бессмертно и неразрушимо. Оно не умирает, но и не рождается. В процессе вращательного движения алейрона из него образуются уже и вода, и земля, и воздух, и огонь.
Анаксимен. Считается, что Анаксимен (ок. 585—525 ао. н.э.) был учеником Анаксимандра. Он предложил свой вариант первоначала — воздух.
Анаксимен попытался соединить мысли Фалеса о материальной стихии в качестве первоосновы и Анаксимандра о бесконечности первоначала. Воздух, по его мнению, отвечает этим требованиям, так как это самая бескачественная, бесконечная, но в то же время материальная стихия. Воздух сгущается при охлаждении — в воду, а при дальнейшем охлаждении — в лед и землю. При нагревании воздух разжижается и становится огнем.
Процессы «сгущения» и «разжижения» — это новшество Анакси-мена, которого до него не существовало. Можно сказать, что он создал первую теорию перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.