Особенности философии как формы мировоззрения. Соотношение философии, науки и религии

Исторически первой формой мировоззрения является мифология.

Мифы давали ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей,

Миф передавался поколениями слово в слово и четко определял модели поведения человека в разных жизненных ситуациях.

Мифология не может быть не достоверной или истинной. Сам вопрос об истинности мифа не мог возникнуть.

Следующей формой мировоззрения является РЕЛИГИЯ.

Религия обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система.

Религия предполагает некую систему обрядовых действий. Культ (т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.). Мифу начинают поклоняться = > трансформация в религию.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.

Мифология и религия формируют духовно практический уровень мировоззрения. Оперируют символами и образами, чем рациональными знаниями.

Человечество развивалось, и появилась потребность в новых формах. Возникает потребность в научно теоретическом уровне.

Первая форма мировоззрения на этом уровне – ФИЛОСОФИЯ. Возникает философия в 6 веке до н.э. в Древней Греции (а что не было философии в Древней Индии, Древнем Китае?).

В VI веке до н.э. в древней Греции зарождается философия как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.

На смену образу и символу приходит Логос — разум.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.

В отличие от философии, наука – это сугубо рациональное знание.

Философию нельзя считать наукой в чистом виде.

Наряду с рациональным пластом знания философия содержит большой массив иррационального знания.

Философия изучает не только основные принципы устройства и развития миры и возможности пего познания, но и вопросы смысла жизни, счастья, свободы, любви, красоты, которые нельзя описать законами логики.

Знания присутствовали в формах более обширных текстов – веды например, но там были и религиозные и социальные моменты. Знание не существовало, как самостоятельное. Мышление Востока более целостное, чем наше расщепленное – Западные люди.

Философия ставит задачу решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам, на смену мифу, символу, образу приходит РАЗУМ (логос).

Первым философом считается Фалес из города Милет (из Турции),затем Анаксимандр,Пифагор. Сам термин философии ввел Пифагор. Философия – любовь к мудрости. Пифагор задал модель, когда рациональное соответствует иррациональному.

Пифагора из мыслителей надо поставить на особое место, он один из тех людей, которые сформировали модель Западного мышления. Он был и математиком и философом (но ни одного текста не осталось, только обрывки, цитаты), также был мистиком – основал секту с набором примитивных табу. То есть с одной стороны, рациональный человек, с другой – мистик. Пифагор задал модель, когда рациональное соответствует с мистическим. Это сделало задел для Западной культуры, в отличие от Восточной – где все в основном строится на образах, символах, мифах.

Пифагор стал основоположником объективного идеализма. Пример, нарисуйте круг – никогда не будет идеальным, а идея есть, значит, идея первичней материального воплощения. Все вещи - суть числа. Но то, что не укладывается в идеальные круги Пифагор – выкидывается? = > появляются другие круги рядом.

Мы живем в мире и наше восприятие во многом определено теми или иными идеями разных людей. Идея овладевает массами и обретает материальную силу. Когда из идеи Гегеля: Европейский народ самый лучший, открылось, что немецкий народ лучший – получили нацизм.

Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки с позиций разума.

Философия - это теоретически обобщенное мировоззрение. Из философии вырастают самостоятельные науки. Формируется новая форма мировоззренияНАУКА.

Философию нельзя считать наукой в чистом виде. Наряду с рациональным пластом знаний философия содержит большой массив иррационального знания. Философия изучает не только основные принципы устройства и развития мира и возможности его познания, но и вопросы смысла жизни, счастья, свободы, любви, красоты, которые нельзя описать законами логики.

Ф- форма мировоззрения. Существует наряду с наукой, мифом, религией.

Итак, универсализм — характерный признак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жиз­ни. И это нашло свое отражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».

Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, лежащая в основе). Субстанция —• это предельное основание, позволяющее сводить чувственное много-

пбоазие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Позднее, рассматривая раз­личные философские учения, мы всегда будем фиксировать такое начало. Сейчас же следует подчеркнуть, что универсализм и субстанционализм — это не два разных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей. С того момента, когда начались такого рода обобщения, мы можем говорить, что по­явилась философия.

Универсализм и субстанционализм характеризуют особен­ность философии как теоретической формы освоения действитель­ности. Но это совсем не означает, что философия, в отличие от мифо­логии и религии, с самого начала оперирует сложным логическим ап­паратом. Последующее наше знакомство с историей философии убеждает, что философы зачастую используют образы и символы, следовательно, находятся под глубоким влиянием мифологического и религиозного мировоззрения. Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выра­жения своих идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, ко­торый, помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского раз­мышления является сомнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: