С именем Пифагора (ок. 580—500 до н.э.) связывают выдающиеся открытия в математике. Он считается основателем религиозного братства, или ордена, подчиненного строгим правилам общежития и поведения. Свое учение пифагорейцы хранили втайне, разглашать его строжайше запрещалось.
Пифагорейцы полагали, что в основе всех вещей лежат числа и числовые отношения (пропорции). Число пифагорейцами воспринималось как нечто реальное, даже более реальное, чем вещи. Число — это природа, «физис» вещей, из которого происходят сами вещи. В пользу такого понимания выдвигался следующий аргумент: мате-
Раздел II Античная философия
магические формулы и соотношения постоянны и неизменны, тогда как вещи изменяются и уничтожаются.
Сами числа не являются абсолютным первоначалом, они происходят из «предшествующих» элементов. Это пары «определенное» и «неопределенное», или, по-другому, «конечное» и «бесконечное». Оба элемента вместе составляют число, а числа порождают все остальное.
Конкретные числа обнаруживают преобладание одного из двух «предшествующих» элементов. В четных числах доминирует «неопределенное», поэтому для пифагорейцев они менее совершенны. Нечетные связаны с «определенным» и потому более совершенны. Единица нейтральна, т.е. ни четное, ни нечетное. Ноль пифагорейцам и вообще античной математике не был известен.
|
|
Значение пифагореизма. Пифагорейцы ввели в философский обиход слово «космос», которое первоначально в греческом языке обозначает «порядок», назвав этим термином мир в целом (универсум), которому, по их мнению, этот порядок присущ. Открыв, что в основе всего лежит математическая регулярность, они тем самым изменили перспективу познания, что в свою очередь явилось важнейшим этапом в духовном развитии всей европейской культуры.