Школа элеатов: существует только бытие

Школа элеатов имела огромное значение для становления мето­дов философского мышления. Свое название она получила по месту, где жили ее представители — городу Элея. Основные представите­ли — Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс.

Ксенофан. Ксенофан (втор. пол. VI — нач. V вв. до н.э.) — поэт, певец, считается родоначальником философской школы элеатов. Он критиковал обыденные людские представления о богах, считал, что подлинный Бог — единичен. Бог не похож ни на людей, ни на живот­ных, как это считалось до тех пор. Бог неподвижен, так как соверше­нен, ему незачем к чему-то стремиться. Самой совершенной фигурой греки считали шар, поэтому Бог, по Ксенофану, шарообразен. Бог представляет собой не материальное тело, а мысль.

Оуменнд. Парменид (конец VI — сер. V вв. до н.э.) происходил из знатного рода и принимал активное участие в политической дея­тельности, был учеником Ксенофана. Он написал законы для Элеи. Считается, что с Парменвда началась логика.

Парменид считал, что осмыслить можно только то, что есть. Нельзя.помыслить то, чего нет, следовательно, существует только бытие, а небытия — нет. Небытие же есть пустота, поэтому пустоту

Тема 4 Натурфилософия (досократики)

нельзя мыслить как что-то существующее. Поэтому пустота не суще­ствует, а есть только бытие. Но это означает тождественность бытия и мышления: «Одно и то же — думать и быть», так как «нельзя мыс­лить в совершенном небытии».

Из этих предпосылок Парменид выстраивает свое понятие бытия. Бытие есть то, что не порождено и не уничтожаемо, ибо если бы оно имело происхождение — то из небытия, а это абсурдно, так как уста­новлено, что небытия нет. Бытие не имеет прошлого, так как это то, чего уже нет, бытие не имеет и будущего, ибо будущее есть то, чего еще нет. Бытие есть вечное настоящее без начала и конца.

Бытие можно представить как абсолютно сплошной шар, в кото­ром нет пустот и нет никаких изменений. При этом любая точка этого бытия равноудалена от всякой другой, т.е. в нем нет начала и конца.

Для движения необходима пустота, но раз есть только бытие, а пустоты нет, то движение невозможно. Мир в представлении Парме-нида — сплошной и неподвижный, а то, что мы видим перед собой, — это иллюзия, создаваемая органами чувств.

Зенон из Элеи. Зенон (ок. 490—430 до н.э.) был учеником Парме­нвда и его приемным сыном. Он считал, что истину можно устано­вить путем рассуждений, высказывая противоположные мнения и обсуждая их. Его называют создателем диалектики, поскольку «диа­лектика» в переводе с греческого языка означает «искусство вести бе­седу», «искусство рассуждать, спорить».

Позиция Парменвда о единстве бытия и отсутствии движения встретила много возражений. Чтобы их отклонить, Зенон разрабаты­вает логические обоснования истинности рассуждений своего учите­ля, получившие название «апорий». Апории — это неразрешимые за­труднения или логические парадоксы. Смысл их состоит в том, чтобы показать, что утверждения о множественности вещей и нали­чии движения приводят к противоречию. Зенон выдвинул 40 доказа­тельств в защиту единства сущего и 5 доказательств «против движе­ния». До нас дошли лишь некоторые из них.

Апории против множественности сущего. Задача этих апорий со­стояла в том, чтобы опровергнуть множественность вещей. Разберем одну из них. Зенон говорит: «Если есть множество, то вещи необхо­димо должны быть и малы, и велики: так малы, что вообще не имеют величины, и так велики, что бесконечны».

Пояснение. С одной стороны, расстояние между всеми вещами должно быть максимально заполнено другими более мелкими веща­ми и так до бесконечности, пока не заполнятся все пустоты между вещами. Но с другой стороны, чтобы вещь была обособленной, она


Раздев II. Античная философия

должна отстоять от другой вещи на каком-то расстоянии. Но если су­ществует множество вещей, а не конечное их число, то все пустоты заполнены и вещи не обособлены и, стало быть, являются единым бытием.

Кроме того, должны быть вещи бесконечно большие по своей ве­личине, но если есть такие вещи, то просто не остается места для других вещей, а значит, есть одно единое бытие.

Апории против движения. Эти апории приобрели наибольшую из­вестность. Первую апорию Зенон формулирует так: «Движущееся не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет».

Пояснение. Если мы в какой-либо момент времени зафиксируем внимание на движущемся теле, то в конкретном месте оно будет не­подвижным, когда же оно покинет это место, то тем более в этом месте оно уже не движется.

Вторая апория известна под названием «Дихотомия». Суть ее в следующем. Движение не может закончиться, так как прежде чем движущееся тело достигнет конечного пункта, оно должно достичь половины пути, а прежде чем достигнет половины — половины по­ловины, и так до бесконечности. Это также означает, что движение в принципе даже не может начаться.

Наибольшую известность приобрела третья апория, которая полу­чила название «Ахиллес и черепаха». Быстроногий Ахиллес не может догнать черепаху, поскольку пока он пробегает разделяющее их рас­стояние, она каждый раз будет продвигаться вперед, а пока он пробе­жит это новое расстояние, она снова уйдет еще немного вперед, и так до бесконечности.

В целом в апориях Зенона проявляется мышление, типичное для древних греков, не допускавших идеи дискретности (дробности) про­странства и времени, т.е. возможности мгновенной скорости в один бесконечно малый момент времени в одной точке пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: