Школа элеатов имела огромное значение для становления методов философского мышления. Свое название она получила по месту, где жили ее представители — городу Элея. Основные представители — Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс.
Ксенофан. Ксенофан (втор. пол. VI — нач. V вв. до н.э.) — поэт, певец, считается родоначальником философской школы элеатов. Он критиковал обыденные людские представления о богах, считал, что подлинный Бог — единичен. Бог не похож ни на людей, ни на животных, как это считалось до тех пор. Бог неподвижен, так как совершенен, ему незачем к чему-то стремиться. Самой совершенной фигурой греки считали шар, поэтому Бог, по Ксенофану, шарообразен. Бог представляет собой не материальное тело, а мысль.
Оуменнд. Парменид (конец VI — сер. V вв. до н.э.) происходил из знатного рода и принимал активное участие в политической деятельности, был учеником Ксенофана. Он написал законы для Элеи. Считается, что с Парменвда началась логика.
Парменид считал, что осмыслить можно только то, что есть. Нельзя.помыслить то, чего нет, следовательно, существует только бытие, а небытия — нет. Небытие же есть пустота, поэтому пустоту
|
|
Тема 4 Натурфилософия (досократики)
нельзя мыслить как что-то существующее. Поэтому пустота не существует, а есть только бытие. Но это означает тождественность бытия и мышления: «Одно и то же — думать и быть», так как «нельзя мыслить в совершенном небытии».
Из этих предпосылок Парменид выстраивает свое понятие бытия. Бытие есть то, что не порождено и не уничтожаемо, ибо если бы оно имело происхождение — то из небытия, а это абсурдно, так как установлено, что небытия нет. Бытие не имеет прошлого, так как это то, чего уже нет, бытие не имеет и будущего, ибо будущее есть то, чего еще нет. Бытие есть вечное настоящее без начала и конца.
Бытие можно представить как абсолютно сплошной шар, в котором нет пустот и нет никаких изменений. При этом любая точка этого бытия равноудалена от всякой другой, т.е. в нем нет начала и конца.
Для движения необходима пустота, но раз есть только бытие, а пустоты нет, то движение невозможно. Мир в представлении Парме-нида — сплошной и неподвижный, а то, что мы видим перед собой, — это иллюзия, создаваемая органами чувств.
Зенон из Элеи. Зенон (ок. 490—430 до н.э.) был учеником Парменвда и его приемным сыном. Он считал, что истину можно установить путем рассуждений, высказывая противоположные мнения и обсуждая их. Его называют создателем диалектики, поскольку «диалектика» в переводе с греческого языка означает «искусство вести беседу», «искусство рассуждать, спорить».
Позиция Парменвда о единстве бытия и отсутствии движения встретила много возражений. Чтобы их отклонить, Зенон разрабатывает логические обоснования истинности рассуждений своего учителя, получившие название «апорий». Апории — это неразрешимые затруднения или логические парадоксы. Смысл их состоит в том, чтобы показать, что утверждения о множественности вещей и наличии движения приводят к противоречию. Зенон выдвинул 40 доказательств в защиту единства сущего и 5 доказательств «против движения». До нас дошли лишь некоторые из них.
|
|
Апории против множественности сущего. Задача этих апорий состояла в том, чтобы опровергнуть множественность вещей. Разберем одну из них. Зенон говорит: «Если есть множество, то вещи необходимо должны быть и малы, и велики: так малы, что вообще не имеют величины, и так велики, что бесконечны».
Пояснение. С одной стороны, расстояние между всеми вещами должно быть максимально заполнено другими более мелкими вещами и так до бесконечности, пока не заполнятся все пустоты между вещами. Но с другой стороны, чтобы вещь была обособленной, она
Раздев II. Античная философия
должна отстоять от другой вещи на каком-то расстоянии. Но если существует множество вещей, а не конечное их число, то все пустоты заполнены и вещи не обособлены и, стало быть, являются единым бытием.
Кроме того, должны быть вещи бесконечно большие по своей величине, но если есть такие вещи, то просто не остается места для других вещей, а значит, есть одно единое бытие.
Апории против движения. Эти апории приобрели наибольшую известность. Первую апорию Зенон формулирует так: «Движущееся не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет».
Пояснение. Если мы в какой-либо момент времени зафиксируем внимание на движущемся теле, то в конкретном месте оно будет неподвижным, когда же оно покинет это место, то тем более в этом месте оно уже не движется.
Вторая апория известна под названием «Дихотомия». Суть ее в следующем. Движение не может закончиться, так как прежде чем движущееся тело достигнет конечного пункта, оно должно достичь половины пути, а прежде чем достигнет половины — половины половины, и так до бесконечности. Это также означает, что движение в принципе даже не может начаться.
Наибольшую известность приобрела третья апория, которая получила название «Ахиллес и черепаха». Быстроногий Ахиллес не может догнать черепаху, поскольку пока он пробегает разделяющее их расстояние, она каждый раз будет продвигаться вперед, а пока он пробежит это новое расстояние, она снова уйдет еще немного вперед, и так до бесконечности.
В целом в апориях Зенона проявляется мышление, типичное для древних греков, не допускавших идеи дискретности (дробности) пространства и времени, т.е. возможности мгновенной скорости в один бесконечно малый момент времени в одной точке пространства.