Буддизм зародился в V в. до н.э. на севере Индий. Впоследствии он широко распространился, и сегодня наряду с индуизмом является одной из мировых религий. Основоположником этого учения счита-
Раздел III. Философия Древнего Востока
Тема 9. Древнеиндийская философская мысль
ется царевич Сиддхартха Гаутама (563—483 до н.э.). В дальнейшем он получил название Будда, что дословно означает пробужденный, просветленный.
Легенда о Гаутаме гласит, что он вырос во дворце, где жил в роскоши, но однажды, покинув дворец, увидел, что мир за его стенами наполнен несчастьями и страданиями. В стремлении найти и преодолеть причину людских страданий он изучал древние знания под руководством индуистских гуру, пока на него не снизошло озарение, положившее начало новому учению.
Учение Гаутамы Будды. Несмотря на то что Гаутама Будда в своей личной жизни придерживался крайнего аскетизма и поиска истины, других он учил избегать крайностяебаскетизма и гедонизма, материализма или полного отрицания материальных ценностей. Основной целью Гаутамы Будды было просветление, являющееся не чем иным как видением сущностной природы вещей и явлений. Вообще буддийская философия основана на интуитивном восприятии мира, а не на логических доказательствах. Неудивительно, что последователи Будды обожествили его и сделали объектом поклонения. Сам Будда относился отрицательно к спекулятивному и религиозному мышлению, а в его учении ничего не говорится о Боге, поэтому буддизм иногда называют «атеистической» религией.
Отличие и сходство буддизма с индуизмом. Нирвана. Карма. Важной стороной буддизма является идея взаимосвязи всего сущего, кардинально отличающаяся от подходов ортодоксального индуизма.
В отличие от индуизма буддизм отрицает реальность извечного Бога (Брахмана) и высшего «Я» (Атмана). Нет ничего абсолютного, все сущее взаимосвязано и "находится в состоянии постоянного изменения. Буддисты рассматривают личность как воплощение пяти атрибутов (букв. — пять «груд камней»), Которыми являются физическое тело, чувство, ментальность, желания и сознание. Эти атрибуты присущи человеку с рождения и определяют его как личность. Со смертью взаимодействие этих компонентов нарушается, и личность перестает существовать. Таким образом, буддизм отрицает существование Атмана. Абсолютное «Я» есть иллюзия, не имеющая ничего общего с реадьностью.
Буддизм отрицает авторитетность любого знания извне (а в индуизме существует авторитет «Вед») и придерживается эмпирического (т.е. опытного) подхода в рассуждениях.
В то же время буддизм, как и индуизм, ищет освобождения или спасения человека, которое именуется нирваной (соответствует мокше в индуизме). Нирвана переводится как «угасание», «тушение огня». Для достижения нирваны буддисту необходимо освободиться'от
всего (т.е. «потушить»), что связывает его с этим миром, а в особенности от ненависти, зависти и невежества. Но состояние нирваны — не конечная цель существования. Нирвана является состоянием абсолютной любви, душевного благородства и вдохновения. Достигший нирваны адепт продолжает испытывать как приятные, так и болезненные ощущения, но у него не возникает привязанностей к проявлениям сансары. Сам Гаутама Будда умирал мучительной смертью от пищевого отравления, считая это естественным.
Как и в индуизме, в буддизме существует понятие кармы, но суть его несколько иная. В буддийской философии карма означает «осознанное волевое усилие». Процесс отработки прошлой дармы сопровождается одновременно и сотворением новой. В буддизме в отличие от индуизма отсутствует понятие реинкарнации, так как она подразумевает перевоплощение души, или вечного «Я», в другое тело, что отрицается буддизмом, В глазах буддиста каждый человек сегодня есть в качестве того, кем он был вчера, а завтра будет тем, кем является сегодня. Перевоплощение осуществляется постоянно и в течение всей жизни. Ваш сознательный выбор сегодня дает импульс тому, что произойдет завтра, даже в том случае, если ваше земное существование окончится.
Постоянный процесс перемен. Анатта. В соответствии с буддийской философией все в мире подвержено постоянному процессу перемен. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само по себе. Непостоянство и изменения — это первый признак «проявленного» существования.
В каждый момент времени существование любой вещи полностью зависит от окружающего мира. То, что человек подразумевает под собственным «Я», есть только сумма процессов, посредством которых осуществляется взаимодействие с окружающим миром и его осмысление. Не существует никакой неуловимой субстанции «Я» или души. Мало того, все, что лежит вне процесса восприятия, не существует, а проявленная реальность весьма условна. Эта буддийская доктрина и носит название «анатта».
«Четыре благородные истины». Гаутама Будда оставил своим последователям учение, получившее название «четырех благородных
истин»:
, 1. Жизнь есть не что иное как дуккха (т.е. страдание и неудовлетворенность). Мир наполнен страданием. Это рождение, старость, болезни,.смерть, разлука, ненависть и т.д. Жизнь, которая не свободна от желаний и страстей, — есть страдание.
2. Причиной страдания является танха (привязанность к земному воплощению, т.е. к жизни как источнику всех страданий). Причина человеческих страданий — жажда физического существования и ил-