Буддизм -

Буддизм зародился в V в. до н.э. на севере Индий. Впоследствии он широко распространился, и сегодня наряду с индуизмом является одной из мировых религий. Основоположником этого учения счита-


Раздел III. Философия Древнего Востока

Тема 9. Древнеиндийская философская мысль

ется царевич Сиддхартха Гаутама (563—483 до н.э.). В дальнейшем он получил название Будда, что дословно означает пробужденный, просветленный.

Легенда о Гаутаме гласит, что он вырос во дворце, где жил в рос­коши, но однажды, покинув дворец, увидел, что мир за его стенами наполнен несчастьями и страданиями. В стремлении найти и преодо­леть причину людских страданий он изучал древние знания под руко­водством индуистских гуру, пока на него не снизошло озарение, по­ложившее начало новому учению.

Учение Гаутамы Будды. Несмотря на то что Гаутама Будда в своей личной жизни придерживался крайнего аскетизма и поиска истины, других он учил избегать крайностяебаскетизма и гедонизма, материа­лизма или полного отрицания материальных ценностей. Основной целью Гаутамы Будды было просветление, являющееся не чем иным как видением сущностной природы вещей и явлений. Вообще буд­дийская философия основана на интуитивном восприятии мира, а не на логических доказательствах. Неудивительно, что последователи Будды обожествили его и сделали объектом поклонения. Сам Будда относился отрицательно к спекулятивному и религиозному мышле­нию, а в его учении ничего не говорится о Боге, поэтому буддизм иногда называют «атеистической» религией.

Отличие и сходство буддизма с индуизмом. Нирвана. Карма. Важ­ной стороной буддизма является идея взаимосвязи всего сущего, кар­динально отличающаяся от подходов ортодоксального индуизма.

В отличие от индуизма буддизм отрицает реальность извечного Бога (Брахмана) и высшего «Я» (Атмана). Нет ничего абсолютного, все сущее взаимосвязано и "находится в состоянии постоянного изме­нения. Буддисты рассматривают личность как воплощение пяти ат­рибутов (букв. — пять «груд камней»), Которыми являются физичес­кое тело, чувство, ментальность, желания и сознание. Эти атрибуты присущи человеку с рождения и определяют его как личность. Со смертью взаимодействие этих компонентов нарушается, и личность перестает существовать. Таким образом, буддизм отрицает существо­вание Атмана. Абсолютное «Я» есть иллюзия, не имеющая ничего об­щего с реадьностью.

Буддизм отрицает авторитетность любого знания извне (а в инду­изме существует авторитет «Вед») и придерживается эмпирического (т.е. опытного) подхода в рассуждениях.

В то же время буддизм, как и индуизм, ищет освобождения или спасения человека, которое именуется нирваной (соответствует мокше в индуизме). Нирвана переводится как «угасание», «тушение огня». Для достижения нирваны буддисту необходимо освободиться'от

всего (т.е. «потушить»), что связывает его с этим миром, а в особен­ности от ненависти, зависти и невежества. Но состояние нирваны — не конечная цель существования. Нирвана является состоянием аб­солютной любви, душевного благородства и вдохновения. Достигший нирваны адепт продолжает испытывать как приятные, так и болез­ненные ощущения, но у него не возникает привязанностей к прояв­лениям сансары. Сам Гаутама Будда умирал мучительной смертью от пищевого отравления, считая это естественным.

Как и в индуизме, в буддизме существует понятие кармы, но суть его несколько иная. В буддийской философии карма означает «осо­знанное волевое усилие». Процесс отработки прошлой дармы сопровож­дается одновременно и сотворением новой. В буддизме в отличие от индуизма отсутствует понятие реинкарнации, так как она подразумевает перевоплощение души, или вечного «Я», в другое тело, что отрицается буддизмом, В глазах буддиста каждый человек сегодня есть в качестве того, кем он был вчера, а завтра будет тем, кем является сегодня. Пере­воплощение осуществляется постоянно и в течение всей жизни. Ваш сознательный выбор сегодня дает импульс тому, что произойдет завтра, даже в том случае, если ваше земное существование окончится.

Постоянный процесс перемен. Анатта. В соответствии с буддий­ской философией все в мире подвержено постоянному процессу перемен. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существу­ет само по себе. Непостоянство и изменения — это первый признак «проявленного» существования.

В каждый момент времени существование любой вещи пол­ностью зависит от окружающего мира. То, что человек подразумевает под собственным «Я», есть только сумма процессов, посредством ко­торых осуществляется взаимодействие с окружающим миром и его осмысление. Не существует никакой неуловимой субстанции «Я» или души. Мало того, все, что лежит вне процесса восприятия, не сущест­вует, а проявленная реальность весьма условна. Эта буддийская док­трина и носит название «анатта».

«Четыре благородные истины». Гаутама Будда оставил своим по­следователям учение, получившее название «четырех благородных

истин»:

, 1. Жизнь есть не что иное как дуккха (т.е. страдание и неудовле­творенность). Мир наполнен страданием. Это рождение, старость, болезни,.смерть, разлука, ненависть и т.д. Жизнь, которая не свобод­на от желаний и страстей, — есть страдание.

2. Причиной страдания является танха (привязанность к земному воплощению, т.е. к жизни как источнику всех страданий). Причина человеческих страданий — жажда физического существования и ил-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: