Философия индуизма не базируется на какой-то одной основополагающей религиозной системе, а сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций. Причем философские школы и мистические практики индусов настолько многочисленны, что общее название может быть принято исключительно условно, поэтому индуизм нужно рассматривать как совокупность общественной мысли, метафизики и религии.
Можно выделить три основных этапа развития индуизма.
1. Ведический период — период написания ранних «Вед» (ок. 1200—800 гг. до н.э.) и оформления первоначальной концепции дхар-мы. Дхарма — универсальный космический закон, устанавливающий правила общественной и личной жизни, нацеленный на достижение всеобщей гармонии и счастья.
«Веды» — четыре сборника священных гимнов и стихов, магических формул и заклинаний. Другие сборники индуистских священны< книг получили название «Упанишады» (переводится как — «сидеть
Раздел III. Философия Древнего Востока
возле», т.е. у ног гуру — учителя). Упанишады являются толкованием «Вед» и содержат ключевые концепции индуизма: тождество Атман-Брахман, понятия сансары и мокши.
|
|
2. Эпический период начинается с Ув. до н.э. и завершается в начале нашего тысячелетия. В этот период происходит становление шести классических школ индуистской философии. Концепция дхармы трансформируется в учение о стремлении к освобождению от бесконечного цикла перерождений. При этом прежняя смысловая нагрузка дхармы не отбрасывается, а обогащается понятием личного духовного освобождения, или мокши. В этот период создаются эпосы «Махабха-рата» — самое объемное произведение в мире и «Рамаяна».
3. Классический период длится с начала I тысячелетия н.э. и до XVII—XVIII вв. Вводится понятие бхакти — служение и любовь к личному божеству. В этот период основной целью становится не столько уход от череды земных воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни. Происходит окончательное разделение и оформление индуистской традиции на шесть основных направлений: иъяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта.
Концепция Брахмана. Важнейшим понятием индуизма является Брахман. Это выражение Абсолютной Реальности, под которой подразумевается вся полнота (пустота) Вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь (которых в индуизме насчитывается 330 миллионов). Брахман — это непроявленная реальность всего сущего, «бытие, погруженное в вечность*, не рожденное, нетленное, пронизывающее весь мир и в то же время находящееся за его пределами. Брахман стоит над реальностью. Все боги являются воплощением тех или иных аспектов Брахмана.
|
|
Понятие Аммана. Атман — высший личностный аспект, или наиболее «глубинная» сущность человека. На западный манер иногда этот термин переводят как «душа». Атман (или истинное «Я» человека) бессмертен и вечен. Смерть не означает гибели истинного «Я» человека, ибо тело является всего лишь внешней оболочкой наподобие одежды. Таким образом, Атман — это вечная неизменная духовная сущность индивидуума.
Соотношение Брахмана и Аммана. Одним из ключевых положений индуизма является то, что Атман и Брахман тождественны друг другу. Это означает, что Атман тождественабсолютному, божественному.
Индуизм отделяет «Я» человека, затемненное физической реальностью, от истинного «Я». Последнее вне зависимости от внешних условий, искажающих осознание человеком своей подлинной личности, всегда остается частью Великого Абсолюта, т.е. Брахмана. Личностная сущность, т.е. «тот, что ты есть», на самом деле иллюзор-
Тема 9. Древнеиндийская философская мысль
на и есть Не что иное как искусственно привнесенная в физическое тело сущность. Атман же существует вне времени и пространства и потому реально ничем не отличается от Брахмана. Концепция тождественности Атмана и Брахмана необходима для объяснения способности индивида к возрождению после смерти.
Карма и Сансара. Карма (букв. «действие») в индуистской традиции означает сумму добрых и злых деяний жизни. Она создает предпосылки для нового существования определенной сущности с определенной судьбой. Карма тесно связана не только с идеей реинкарнации («перерождения», «перевоплощения»), но и с концепцией «моральной причинности», согласно которой весь универсум пронизан справедливостью, извечным законом, который носит название Саната Дхарма. Жить по Дхарме — значит обрести гармонию с миром.'Нарушение нравственных норм Дхармы ведет к ухудшению кармы человека, и в своем следующем перерождении он получает воздаяние за совершенные в этой жизни поступки в форме лучшей или худшей судьбы.
Процесс возрождения вновь и вновь к земной жизни получил название «сансара*. Сансара — буквально вращение, перевоплощение души. Этим термином означают мир перемен, постоянно меняющуюся мирскую сферу.
Мокша — это духовное освобождение от жизненных невзгод и заблуждений, освобождение от кармы и обретение конечного спасения. Цель индуистских практик состоит в достижении мокши, которая освобождает от цикла дальнейших перерождений и приводит к окончательному уходу из мира сансары. Путь к мокше пролегает через тяжелую работу по самосовершенствованию. Существуют три пути (три «марги»), ведущих к освобождению: 1) действие («кармамарга») — путь аскетизма, отречения от земных страстей и искушений; 2) понимание («джняна-марга») — осознание тождественности Атмана и Брахмана, постижение собственного Атмана; 3) религиозное служение (бхактимарга). Религиозное поклонение также является средством достижения освобождения.
Естественно, что теологические и философские идеи порождались не только в умах древних индийцев. Среди современных индуистских мыслителей следует отметить Свами Вивекинанду (1863— 1902), Махатму Ганди (1869-1948), Шри Ауробиндо (1870-1950), Радхакришну (1888-1975).