Индуизм

Философия индуизма не базируется на какой-то одной основопо­лагающей религиозной системе, а сочетает в себе элементы разных вероучений и традиций. Причем философские школы и мистические практики индусов настолько многочисленны, что общее название может быть принято исключительно условно, поэтому индуизм нужно рассматривать как совокупность общественной мысли, мета­физики и религии.

Можно выделить три основных этапа развития индуизма.

1. Ведический период — период написания ранних «Вед» (ок. 1200—800 гг. до н.э.) и оформления первоначальной концепции дхар-мы. Дхарма — универсальный космический закон, устанавливающий правила общественной и личной жизни, нацеленный на достижение всеобщей гармонии и счастья.

«Веды» — четыре сборника священных гимнов и стихов, магичес­ких формул и заклинаний. Другие сборники индуистских священны< книг получили название «Упанишады» (переводится как — «сидеть


Раздел III. Философия Древнего Востока

возле», т.е. у ног гуру — учителя). Упанишады являются толкованием «Вед» и содержат ключевые концепции индуизма: тождество Атман-Брахман, понятия сансары и мокши.

2. Эпический период начинается с Ув. до н.э. и завершается в начале нашего тысячелетия. В этот период происходит становление шести классических школ индуистской философии. Концепция дхармы трансформируется в учение о стремлении к освобождению от беско­нечного цикла перерождений. При этом прежняя смысловая нагрузка дхармы не отбрасывается, а обогащается понятием личного духовного освобождения, или мокши. В этот период создаются эпосы «Махабха-рата» — самое объемное произведение в мире и «Рамаяна».

3. Классический период длится с начала I тысячелетия н.э. и до XVII—XVIII вв. Вводится понятие бхакти — служение и любовь к личному божеству. В этот период основной целью становится не столько уход от череды земных воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни. Происходит окончательное разделение и оформление индуистской традиции на шесть основных направлений: иъяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта.

Концепция Брахмана. Важнейшим понятием индуизма является Брахман. Это выражение Абсолютной Реальности, под которой подра­зумевается вся полнота (пустота) Вселенной со всем сонмом бесчис­ленных богов и богинь (которых в индуизме насчитывается 330 мил­лионов). Брахман — это непроявленная реальность всего сущего, «бытие, погруженное в вечность*, не рожденное, нетленное, пронизы­вающее весь мир и в то же время находящееся за его пределами. Брахман стоит над реальностью. Все боги являются воплощением тех или иных аспектов Брахмана.

Понятие Аммана. Атман — высший личностный аспект, или наи­более «глубинная» сущность человека. На западный манер иногда этот термин переводят как «душа». Атман (или истинное «Я» челове­ка) бессмертен и вечен. Смерть не означает гибели истинного «Я» че­ловека, ибо тело является всего лишь внешней оболочкой наподобие одежды. Таким образом, Атман — это вечная неизменная духовная сущность индивидуума.

Соотношение Брахмана и Аммана. Одним из ключевых положений индуизма является то, что Атман и Брахман тождественны друг другу. Это означает, что Атман тождественабсолютному, божественному.

Индуизм отделяет «Я» человека, затемненное физической реаль­ностью, от истинного «Я». Последнее вне зависимости от внешних условий, искажающих осознание человеком своей подлинной лич­ности, всегда остается частью Великого Абсолюта, т.е. Брахмана. Личностная сущность, т.е. «тот, что ты есть», на самом деле иллюзор-

Тема 9. Древнеиндийская философская мысль

на и есть Не что иное как искусственно привнесенная в физическое тело сущность. Атман же существует вне времени и пространства и потому реально ничем не отличается от Брахмана. Концепция тожде­ственности Атмана и Брахмана необходима для объяснения способ­ности индивида к возрождению после смерти.

Карма и Сансара. Карма (букв. «действие») в индуистской традиции означает сумму добрых и злых деяний жизни. Она создает предпосылки для нового существования определенной сущности с определенной судьбой. Карма тесно связана не только с идеей реинкарнации («пере­рождения», «перевоплощения»), но и с концепцией «моральной при­чинности», согласно которой весь универсум пронизан справедли­востью, извечным законом, который носит название Саната Дхарма. Жить по Дхарме — значит обрести гармонию с миром.'Нарушение нравственных норм Дхармы ведет к ухудшению кармы человека, и в своем следующем перерождении он получает воздаяние за совершен­ные в этой жизни поступки в форме лучшей или худшей судьбы.

Процесс возрождения вновь и вновь к земной жизни получил на­звание «сансара*. Сансара — буквально вращение, перевоплощение души. Этим термином означают мир перемен, постоянно меняющую­ся мирскую сферу.

Мокша — это духовное освобождение от жизненных невзгод и за­блуждений, освобождение от кармы и обретение конечного спасения. Цель индуистских практик состоит в достижении мокши, которая ос­вобождает от цикла дальнейших перерождений и приводит к оконча­тельному уходу из мира сансары. Путь к мокше пролегает через тяже­лую работу по самосовершенствованию. Существуют три пути (три «марги»), ведущих к освобождению: 1) действие («кармамарга») — путь аскетизма, отречения от земных страстей и искушений; 2) пони­мание («джняна-марга») — осознание тождественности Атмана и Брахмана, постижение собственного Атмана; 3) религиозное служе­ние (бхактимарга). Религиозное поклонение также является средст­вом достижения освобождения.

Естественно, что теологические и философские идеи порожда­лись не только в умах древних индийцев. Среди современных инду­истских мыслителей следует отметить Свами Вивекинанду (1863— 1902), Махатму Ганди (1869-1948), Шри Ауробиндо (1870-1950), Радхакришну (1888-1975).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: