Скептицизм: воздержание от суждений

Основатель движения скептиков — Пиррон из Элиды (ок. 360— 270 до н.э.). Участвовал в походах Александра Македонского. Как и Сократ, он не писал трактатов, и его учение мы знаем из записей учеников. Скептицизм (греч. «исследующий») просуществовал вплоть до'III р. н.э. Суть этого учения можно свести к следующему:

человеческий рассудок не способен отделить истинное знание от ложного, а потому следует воздерживаться от каких-либо суждений по поводу вещей. Все представляется лишь видимостью, следователь­но, человек должен быть молчаливым и невозмутимым.


Раздел II Античная философии

Вопросы для самопроверки

Новизна учения Пирроиа состояла в убеждении, что можно жить искусно и вполне счастливо даже в отсутствие истины и безусловных ценностей. Пиррон выводит это положение, отвечая на следующие вопросы:

• Каковы вещи по природе?

• Каково должно быть наше отношение к ним?

• Каковы они будут и как надо себя вести?

Он отвечает на эти вопросы следующим образом. Все знания о внешних вещах одинаково неточны в силу сложности и непостоян­ства самих вещей, поэтому нельзя питать к нашим знаниям ни ма­лейшего доверия. Необходимо научиться жить, воздерживаясь от окончательных мнений относительно чего-либо. При таком положе­нии дел уместны лишь апатия и непоколебимость.

Мудрец должен жить в совершенном спокойствии и бесстрастии, в равнодушии к добру и злу, без забот и суеты, стремясь к апатии как '', высшей цели в своей жизни. Пиррон как стоики и эпикурейцы прежде всего ищет счастья.

Одним из величайших представителей позднего скептицизма был Секст Эмпирик (II в.). Он систематизировал все положения (тропы), выдвинутые его предшественниками по школе Энезидемом (I в. до н.э.) и Агриппой (I в.). Эти тропы свидетельствуют о том, что мы не можем сказать о мире ничего определенного. Для доказательства ис­тинности положений скептицизма Секст Эмпирик приводят следую­щие аргументы.

1. Разные существа по-разному воспринимают мир в зависимости | от их телесной организации. Чье же восприятие истинно? Мь^можем;

говорить только о том, как именно люди воспринимают мщ>, а не о \ том, чье восприятие мира болеёТгстинно. |

2. У разных человеческих индивидов восприятие мира зависит от' их возраста, пола, общественного положения. Так же и моральлюдей;

различна. И мы не можем определить, восприятие каких людей более ^ истинно. |

3. У одного и того же человека органы чувств могут порождать! различные, порой противоречивые ощущения. Например: картина | может давать для глаз ощущение рельефа или глубины, но осязание | скажет нам, что картина гладкая. |

4. Любой человек в течение жизни бывает в различных состояни-1 ях и в зависимости от этого по-разному воспринимает предметы. Йа-^ пример: восприятие человеком одних и тех же вещей или людей в\ состоянии гнева, любви, опьянения или трезвости будет сильно от-| личаться. Поэтому мы не можем точно знать, каков мир на самом] деле.

Вопросы для самопроверки

1. Сенека, один из виднейших представителей стоицизма, считал, что че­ловек не может изменить положение вещей, потому лучше, чтобы человек считал, что все случившееся и должно было так случиться, и мужественно переносил удары судьбы. Прясните точку зрения Сенеки с позиций стоичес­кой философии.

2. Стоикам было присуще представление о мире как едином государстве. Как вы думаете, почему? Какие положения стоической философии могли привести ее последователей к подобным выводам?

3. У стоиков любовь к судьбе означала то, что мудрец должен ставить благо государства выше личного блага и, если это необходимо, принести в жертву интересам государства свою жизнь. В какой мере такое мышление можно считать патриотическим?

4. Согласно известному римскому государственному деятелю Цицерону, придерживавшемуся стоических идей, основной принцип правопорядка за­ключается в том, чтобы человек не причинял вреда другим и чтобы каждый выполнял свои обещания. Выразите ваше отношение к этому положению. Достаточно ли этих двух принципов для поддержания правопорядка? Что бы предложили вы?

5. Боги, по Эпикуру, живут в межмировых пространствах (интермундиях) и не интересуются делами людей, а потому человек свободен от их влияния. Какие варианты взаимоотношений между богами и людьми при этом могут возникнуть? Попробуйте рассуждать.

6. Эпикуреизм является философией удовольствия, или гедонизмом (от греч. «наслаждение»), но при этом имеется в виду не кратковременное удов­летворение чувственного вожделения, а более тонкие и длительные виды благополучия, такие как дружба или занятия литературой. Какие иные виды удовольствий, с вашей точки зрения, эпикурейцы приветствовали бы, а какие — нет?

7. Люди во все времена стремились заниматься политической деятель­ностью. Каким было, по вашему мнению, отношение эпикурейцев к этому роду деятельности и почему?

8. У скептика Энезидема в одном из десяти тропов говорится следующее:

«Нет ничего чистого, все смешано, и^это вызывает неопределенность пред­ставлений». Приведите примеры из жизни, подтверждающие данное поло­жение.

9. Скептик Агриппа добавил к тропам Энезидема еще пять, связанных с мышлением. Поясните на примерах один из них: «все цепи доказательств ужддят в бесконечность» (или другой сходный троп: «всегда есть недоказуе­мы? предпосылки»).

10. Правильно ли будет сказать об учении скептиков, что согласно ему все относительно? В чем, на ваш взгляд, суть скептицизма?


Раздел II Античная философия

Литература

1. Аврелий Марк. Размышления. СПб., 1994.

2. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999.

4. Диоген Лаэртский. & жизни, учениях и изречениях древних филосо­фов. М., 1986.

5. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложе­нии. М., 1989.

6. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1—П вв. н.э. М., 1979.

7. Римские стоики. М., 1995.

8. Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. / Под ред А.Ф. Лосева. М., 1975—1976.

9. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

10. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: