Философия — деятельность, которая приводит к счастливой жизни. Школа Эпикура (341—270 до н.э.) носила название Сад, так как занятия проходили в саду неподалеку от Афин. Выражение «Сад Эпикура» впоследствии приобрело нарицательный смысл. Школа Эпикура существовала вплоть до конца IV в. н.э.
Философия для эпикурейцев так же как для стоиков является средством достижения практических целей. Эпикур определяет философию как рассуждения, обеспечивающие счастливую жизнь. Счастье человека — в самом человеке, в его блаженном состоянии. Человек должен суметь как можно счастливее провести свою жизнь, устроиться как можно приятнее и при этом незаметно, чтобы не вызывать к себе интерес со стороны государства или зависть врагов.
Высшее блаженство — это состояние полного покоя и отрешенности от мира, что получило название «атараксия» — невозмутимость, душевный покой. Эпикур считал, что несчастным человека делает страх перед смертью, следовательно, надо размышлять так, чтобы избавиться от страха смерти. Он предлагает следующий ход рассуждений: смерть есть отсутствие ощущений, т.е. мы ее не можем почувствовать, значит, мы не имеем к ней отношения. Когда мы существуем — смерти еще нет, а когда она есть — нас уже нет.
Тема 8. Эллинско-римская философия
Учение о случайности. Миросозерцание Эпикура материалистическое. Он согласен с мнением атомистов, что мир есть механическая система, состоящая из различающихся по величине, весу и форме атомов, движущихся в разные стороны и складывающихся в вещи. Атомы, двигаясь в пустоте под влиянием своего веса (т.е. в состоянии падения) и бесконечно сталкиваясь между собой, должны в конце.концов выровнять свое движение, что привело бы к полному «замиранию» всех событий, к прекращению развития мира. Однако фактом является то, что события все же.1Продолжают происходить. Объяснение Эпикура состоит в следующем: атомы в произвольное время и в произвольном месте могут самоотклоняться, это снова'приводит к столкновениям и, таким образом, происходят события. Эпикур в отличие от стоиков вводит в мир случайность. Это необходимо для объяснения того, что во Вселенной что-то происходит.
Из учения о случайности следует важное следствие и для человеческой жизни. Если могут уклоняться от предписанной прямой атомы, значит и человек может уклониться от своей судьбы, от того, что навязывается ему обществом и государством. Таким образом, Эпикур обосновывает понятие личной свободы человека.
Этика Эпикура. Человек должен вести себя так, чтобы обретать удовольствие и удовлетворять желания, что и является счастьем. Но удовольствие должно иметь меру. Все желания Эпикур разделяет на естественные и надуманные. К естественным относятся, например, желания пищи и сна, но удовлетворять их надо умеренно, поскольку всякое удовольствие имеет свой предел. Нравственность состоит в соблюдении меры, а справедливость — в том, чтобы не вредить другому человеку и не терпеть вреда от других.
Теория познания — теория «истечения». Согласно Эпикуру от предметов отслаиваются тончайшие образы, которые полностью совпадают с образом предмета. Эти образы попадают в наши органы чувств, и мы видим вещи такими, каковы они есть на самом деле.