Конфессиональная протореклама

Очередной виток проторекламы особенно ярко заявляет о себе в про­цессе распространения христианских религиозных представлений, в деятельности пастырей, проповедников, миссионеров. Демонстра­тивный компонент был первостепенно важен для обращаемых к новым святыням язычников, поскольку известно, что вовсе не логическими доводами, а посредством интуитивно-эмоциональных граней вну­треннего мира человек обретает религиозную веру. И чтобы утвердить новообращенных в таковой, звучало проникновенное, образно-эмо­циональное слово приходских священников и самоотверженных мис­сионеров. А наэлектризованная атмосфера церковных праздников способствовала явлению чудодейственных исцелений от некоторых бо­лезней. Обычно это связывалось с влиянием местных священных ре­ликвий, мощей усопших праведников, с захоронениями людей, причи­сленных церковью к лику святых. Отправление христианского культа постепенно наращивало элементы демонстративности: для реликвий создавались роскошные обрамления, мощи помещали в инкрустиро­ванные драгоценными камнями ковчежцы и реликварии. Все более пышно декорировались храмы, богослужебные облачения и церковная утварь.

Существенной частью отправления культа в раннем Средневековье являлись религиозные процессии. Они также старательно украшались собранными в том или ином храме реликвиями, формируя особо тор­жественную атмосферу шествия, всем своим составом демонстрируя популярность данного прихода, множественность его сторонников, бла­гочестие и щедрость его прихожан.

Не будем останавливаться на этом подробно, отсылая интересующих­ся к предметам религиоведения. Отметим лишь, что проторекламные компоненты, прославляющие, а подчас и навязывающие совокупность религиозных идей группам инаковерующих, звучащие в сохранившихся проповедях раннего Средневековья, на следующем этапе формируют русло реальной конфессиональной рекламы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: