Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процессов деятельности человека (общества) в различных областях и сферах хозяйствования.
Различают два подхода к понятию инновация.
Первый – когда нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции, технологии, услуги, метода и т.п. Второй – инновация представляется как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Но, в любом случае важнейшим признаком инновации должна выступать новизна его потребительских свойств.
Существует два побудительных мотива к инновации, это внутренний для инновационного предприятия и внешний. Внутренний мотив связан с необходимостью замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции инновационного предприятия на рынке. Внешний – обусловлен экономической политикой государства, особенно в условиях экономического кризиса и связан, прежде всего, с льготированием налогообложения инновационной деятельности.
|
|
Классификация инноваций может быть проведена по ряду признаков:
1. По значимости в экономическом развитии и по степени новизны различают:
1) базисные – инновации, реализующие крупные изобретения, которые становятся основой для формирования новых поколений и направлений в технике и технологии. Они относятся к принципиально новым продуктам;
2) улучшающие – инновации, реализующие мелкие и средние изобретения, способствующие распространению и стабильности развития научно-технического прогресса. Они касаются значительного усовершенствования существующих продуктов и методов производства;
3) псевдоинновации – инновации, направленные на частичное улучшение путем модернизации и рационализации устаревшей техники (технологии) и выступающие (в основном) как тормоз технического прогресса.
2. По технологическим параметрам инновации подразделяются как:
1) продуктовые – инновации, направленные на применение новых материалов и полуфабрикатов, комплектующих, на получение принципиально новых продуктов;
2) процессные – это инновации, проявляющиеся в новой технологии производства, новых методах производства работ, более высоком уровне автоматизации, новых методах организации производства и управления.
3. По типу новизны для рынка:
1) новые для отрасли в мире;
2) новые в стране, регионе;
3) новые для инновационного предприятия.
4. По отношению к предшествующим инновациям:
1) замещающие – применяются вместо устаревших;
2) открывающие – новые, не имеющие аналогов;
3) возвратные – предполагают определенный возврат к применяемой инновации.
5. По темпам осуществления:
1) быстрые;
2) замедленные;
3) нарастающие;
4) равномерные;
5) скачкообразные.
6. По применению инноваций:
1) для применения внутри предприятия;
2) для продажи.