double arrow

Полномочия органов и должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях


КоАП РФ существенно перераспределил компетенцию судов и иных субъектов административной юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Если КоАП РСФСР предусматривал 43 федеральных органа, которые могли рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать по ним решения, то сейчас КоАП РФ установлено 67 субъектов административной юрисдикции федерального уровня. Помимо судов это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также 65 органов системы исполнительной власти. Подобное увеличение численности субъектов административной юрисдикции обусловлено в основном существенным возрастанием предусмотренных КоАП РФ составов административных правонарушений (Особенная часть КоАП РФ насчитывает 442 статьи, многие из которых включают по несколько составов правонарушений).

Кроме того, в субъектах РФ в дополнение к субъектам административной юрисдикции, перечисленных в КоАП РФ, могут создаваться административные комиссии и иные региональные коллегиальные органы, а также уполномоченные на то органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ. В их компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.




В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23:

· судьями (мировыми судьями);

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

· мировыми судьями;

· комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

· уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

· административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, от имени федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в гл. 23 этого Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:



· руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

· руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

· иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ рассматривают уполномоченные должностные лица этих органов.

Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если гл. 23 КоАП РФ или законом субъекта РФ не установлено иное.

Согласно ст. 22.3 КоАП РФ в случае упразднения указанных в гл. 23 этого Кодекса или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи. К сожалению, формулируя данное положение, законодатель не определил, мировой судья или судья районного суда должен рассматривать дело.



В случае же преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

Например, уже после вступления в силу КоАП РФ Указом Президента РФ с 1 июля 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ с передачей органам внутренних дел функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений[76]. В этой связи ст. 23.6 КоАП РФ («Федеральные органы налоговой полиции») с 1 июля 2003 г. утратила силу[77], а дела об административных правонарушениях, ранее рассматриваемые федеральными органами налоговой полиции, были переданы в юрисдикцию органов внутренних дел[78]. Однако если бы даже до 1 июля 2003 г. в КоАП РФ не были внесены соответствующие изменения, административные правонарушения в налоговой сфере все равно рассматривали бы сотрудники органов внутренних дел.

Учитывая достаточно частое изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и названий тех или иных ведомств, законодатель во многих случаях в гл. 23 КоАП РФ формулирует наименования субъектов административной юрисдикции таким образом, чтобы в случае упразднения ведомств или изменения их названия субъект юрисдикции фактически оставался тем же.

Так, например, Указом Президента РФ с 1 июля 2003 г. были упразднены Федеральная пограничная служба РФ и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ с передачей соответствующих функций в другие федеральные органы исполнительной власти[79]. Однако это не повлекло появления в гл.23 КоАП РФ новых субъектов административной юрисдикции. После внесения соответствующих изменений в КоАП РФ ст. 23.10 «Органы и войска пограничной службы» лишь стала называться «Пограничные органы», а в ст. 23.45 название «Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны» осталось вообще без изменений.

В случае изменения наименований указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений.

Характерным примером изменения названий должностей должностных лиц, наделенных правом осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, является переименование должностей «старший участковый инспектор» и «участковый инспектор» органов внутренних дел (милиции). При принятии КоАП в п. 9 ч. 2 ст. 23.3 была определена компетенция старших участковых инспекторов и участковых инспекторов по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Однако эти должности стали именоваться «старшие участковые уполномоченные милиции» и «участковые уполномоченные милиции»[80]. Соответствующие изменения были внесены в КоАП РФ лишь в ноябре 2003 г.[81], и до этого времени органы внутренних дел осуществляли полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, предусмотренных п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, в лице старших участковых уполномоченных милиции и участковых уполномоченных милиции[82].







Сейчас читают про: