Административные правонарушения, связанные с несоблюдением правил осуществления международных автомобильных перевозок

В соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»[102] международной автомобильной перевозкой признается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на ее территорию, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К таким перевозкам относятся:

· проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно;

· проезд такого транспортного средства на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства;

· проезд такого транспортного средства с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации;

· проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через ее территорию.

Согласно ст. 8 данного Федерального закона водители транспортных средств обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.

В этой связи на территории Российской Федерации должны выполняться требования установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих как российским, так и определенным иностранным перевозчикам. Иностранные перевозчики, которые обязаны иметь контрольные устройства регистрации режима труда и отдыха водителей, это перевозчики государств ‑ участников Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, а также перевозчики государств, с которыми имеются соответствующие международные договоры Российской Федерации. В иных случаях вместо контрольных устройств водителям транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, допускается вести ежедневные регистрационные листы режима труда и отдыха.

Положением о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок[103] определено, что при проведении транспортного контроля за указанными перевозками осуществляется проверка контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха, заполнения тахограмм или в установленных случаях ведения водителями ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, соблюдения водителями этого режима. Такая проверка производится должностными лицами органов транспортного контроля и надзора.

С учетом этого обстоятельства, в соответствии с ч.1 ст. 11.23 КоАП РФ управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение административного штрафа в размере до двух тысяч пятисот рублей.

А согласно ч.2 этой статьи нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок осуществления международных автомобильных перевозок, дополнительным объектом – дорожное движение.

С объективной стороны эти правонарушения характеризуются деяниями, указанными в диспозиции ч. 1 и ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ. По ч. 2 статьи подлежат квалификации действия водителя, когда он осуществляет надлежащим образом регистрацию режима своего труда и отдыха, но при этом нарушает установленные нормативы труда и отдыха. Такое поведение водителя создает предпосылки для его переутомления и опасность совершения дорожно-транспортного происшествия.

Субъект комментируемых правонарушений ‑ водители транспортных средств, осуществляющие международные автомобильные перевозки. С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Составлять протоколы и рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.23 КоАП РФ, могут должностные лица органов внутренних дел (милиции) и органов транспортного контроля и надзора.

Согласно Федеральному закону «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» иностранным перевозчиком признается иностранное юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему транспортное средство для перевозки грузов или пассажиров. При этом запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенным ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.

В этой связи в соответствии с ч. 1 ст. 11.26 КоАП РФ использование транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц грузоотправителей, грузополучателей, посредников ‑ от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Кроме того, Конвенция о дорожном движении требует, чтобы водители транспортных средств, принадлежащих каждой из подписавших Конвенцию стран (в том числе России), при участии в международном движении имели при себе свидетельство о регистрации данного транспортного средства в одной из стран или на одной из ее территорий. С учетом положений Конвенции Правилами дорожного движения водителю механического транспортного средства[104], участвующему в международном дорожном движении, также предписывается иметь при себе регистрационные документы на транспортное средство.

Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» устанавливает, что международные автомобильные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, грузов или пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства (т.е. не того государства, где зарегистрировано данное транспортное средство) либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разрешениями. В указанном Федеральном законе подобный документ определяется как разовое разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся государств, по территориям таких государств в третьи государства или из третьих государств.

Поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 11.26 КоАП РФ осуществление без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров на зарегистрированных в другом государстве грузовом автотранспортном средстве или автобусе с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства либо на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, в котором указанное автотранспортное средство не зарегистрировано, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 11.26 КоАП РФ, является порядок осуществления международных автомобильных перевозок. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения выражаются в действиях, указанных в диспозициях этой статьи.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи, могут быть как водители транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, так и должностные лица организаций ‑ грузоотправителей, грузополучателей и их посредников[105]. Субъекты правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи, ‑ водители транспортных средств, осуществляющих международные перевозки.

С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.26 КоАП РФ, характеризуются умыслом, а ч. 2 ‑ либо умыслом, либо неосторожностью (например, водитель по небрежности не получил указанного разового разрешения).

Назначение административного наказания должностным лицам организаций ‑ грузоотправителей, грузополучателей и их посредников не освобождает от административной ответственности водителя, виновного в совершении данного правонарушения, равно как и привлечение к административной ответственности водителя не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновных должностных лиц.

Составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных ст. 11.26 КоАП РФ, могут должностные лица органов внутренних дел (милиции) и органов транспортного контроля и надзора. Дела об этих правонарушениях рассматривают должностные лица органов транспортного контроля и надзора.

В соответствии с Правилами дорожного движения водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан иметь на транспортном средстве регистрационный и отличительный знаки государства, в котором оно зарегистрировано. При этом согласно Конвенции о дорожном движении транспортное средство считается находящимся в международном движении по территории Российской Федерации, если оно:

а) принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне территории Российской Федерации;

б) не зарегистрировано в Российской Федерации;

в) временно ввезено на территорию Российской Федерации.

Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» также установлено, что перевозчики, осуществляющие международные автомобильные перевозки, должны использовать только транспортные средства, у которых есть такие регистрационные и отличительные знаки своего государства. При этом прицепы и полуприцепы могут иметь регистрационные и отличительные знаки другого государства.

Кроме того, Правила дорожного движения требуют, чтобы у водителей механических транспортных средств в необходимых случаях были при себе документы на перевозимый груз. Таким случаем, в частности, является управление транспортным средством при осуществлении международной автомобильной перевозки. В свою очередь в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и с учетом международных договоров Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, если нерегулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются без разрешений, водители транспортных средств должны иметь списки пассажиров. Право проверки таких документов закреплено в данном Федеральном законе и в Положении о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок[106].

В этой связи согласно ст. 11.27 КоАП РФ управление транспортным средством без отличительного на нем и прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки, а равно без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз или в установленных случаях без списковпассажиров автобуса, осуществляющего нерегулярную перевозку, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Объектом предусмотренных этой статьей правонарушений является порядок осуществления международных автомобильных перевозок. С объективной стороны они характеризуются деяниями, указанными в диспозиции статьи.

Субъект данных правонарушений ‑ водители транспортных средств, осуществляющие международные автомобильные перевозки. С субъективной стороны они совершаются, как правило, умышленно. Однако возможно их совершение и по неосторожности (например, при потере каких-либо документов).

Составлять протоколы о правонарушениях, предусмотренных этой статьей, могут должностные лица органов внутренних дел (милиции) и органов транспортного контроля и надзора, а рассматривать дела ‑ должностные лица органов транспортного контроля и надзора.

Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» установлено, что международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Разрешение определяется данным законом как документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства. При этом разрешение может быть разовым, многократным, специальным, многосторонним. Такая классификация разрешений соответствует терминологии, принятой как в двусторонних международных договорах Российской Федерации, так и в многосторонних международных соглашениях.

Закон требует в ряде случаев наличия у водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки, специальных разрешений. К ним прежде всего относятся рассмотренные выше разовые разрешения на проезд:

а) конкретного транспортного средства с крупногабаритным или тяжеловесным либо опасным грузом по территории государства;

б) конкретного транспортного средства, принадлежащего перевозчику одного из договаривающихся государств, по территории таких государств в третьи государства или из третьих государств.

Кроме того, в практике международных автомобильных перевозок применяются многосторонние разрешения. Эти разрешения, действующие в течение определенного времени на неограниченное число проездов транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территории любого государства, которое является членом Европейской конференции министров транспорта, в том числе по территории Российской Федерации. Проверка у водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки, таких разрешений отнесена к компетенции органов транспортного контроля и надзора.

В этой связи в соответствии со ст. 11.29 КоАП РФ осуществление водителями транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного этой статьей, является порядок осуществления международных автомобильных перевозок. С объективной стороны данное правонарушение состоит в деянии, предусмотренном диспозицией статьи.

По ст. 11.29 КоАП РФ нельзя квалифицировать осуществление международных автомобильных перевозок без необходимого разрешения (лицензии) на этот вид деятельности водителями транспортных средств, принадлежащих российским перевозчикам. Такие правонарушения должны квалифицироваться либо по ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), либо по ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление без специального разрешения (лицензии) деятельности, не связанной с извлечением прибыли.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 11.29 КоАП РФ, являются водители только транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, которые осуществляют международные автомобильные перевозки. С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умыслом, так в некоторых случаях и неосторожностью (например, необходимое разрешение не получено по небрежности).

Составлять протоколы о этих правонарушениях могут должностные лица органов внутренних дел (милиции) и органов транспортного контроля и надзора, а рассматривать дела ‑ должностные лица органов транспортного контроля и надзора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: