Правонарушения в области дорожного движения как причина аварийности на автомобильном транспорте

Процесс автомобилизации страны наряду с огромным значением для социально-экономического развития общества имеет и отрицательные стороны. Главная из них – аварийность на автомобильном транспорте. Ежегодно в России совершается более 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП)[107], в которых погибают до 35 тыс. и получают различные увечья не менее 270 – 290 тыс. человек. Число ДТП, не подлежащих государственному статистическому учёту (в которых нет пострадавших участников дорожного движения) в несколько раз больше. Всего за 10 лет в ДТП погибли 320 тыс. человек. Практически 1/3 погибших в ДТП составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 – 40 лет). Около 20% пострадавших стали инвалидами.

По сравнению с европейскими странами аварийность в Российской Федерации характеризуется одним из самых высоких уровней риска гибели, а также высокой тяжестью последствий. Относительный показатель числа людей, пострадавших в ДТП на 10 тысяч транспортных средств, в России в 3 – 5 раз выше, чем в европейских странах; относительный показатель количества погибших лиц на 100 тысяч населения, в 1,7 – 2 раза больше, чем в странах развитой автомобилизации; тяжесть последствий ДТП в среднем в 5 – 6 раз выше. Число погибших в ДТП на 10 тысяч попавших в аварию автомобилей у нас в 10 раз выше, чем в европейских странах, и в три раза выше, чем, например, в Южной Корее. Из каждых 100 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях людей в России погибает 15, тогда как в США и Германии – только 2, в Италии и Швейцарии – 3.

Дорожно-транспортная аварийность наносит экономике России колоссальный ущерб. Только прямой ущерб от ДТП ежегодно составляет 2,4 – 2,6% ВВП (порядка 325 млрд. руб., в том числе от гибели и ранения людей не менее 210 млрд. руб., хотя, потери человеческих жизней в полной мере оценить невозможно). При этом темп прироста экономического ущерба от ДТП составляет 5 – 7% в год. Косвенные же виды ущерба, связанные с ограниченной потерей трудоспособности и психологическими травмами лиц, попавших ДТП, а также рядом других факторов, вообще не учитываются.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются нарушения Правил дорожного движения[108]. За последние 10 лет в стране ежегодно официально наказывается от 45 до 50 – 52 миллионов таких нарушений, из которых 70 – 85% совершают водители транспортных средств. Как показывают исследования, нарушений Правил дорожного движения в действительности выявляется в 2 – 2,5 раза больше. Часть из них в силу ряда обстоятельств вообще остаётся без наказания, а во многих случаях участники дорожного движения «откупаются» неофициально. Реально можно говорить не менее чем о 70 – 85 млн. ежегодно выявленных нарушений Правил дорожного движения. К тому же следует учитывать их огромную латентность: выявляется не более 5 – 6% совершённых нарушений, а зачастую ещё меньше. По оценкам экспертов, число нарушений Правил дорожного движения достигает в России 1,2 – 1,7 млрд. в год.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, по существующей мировой закономерности, при парке автотранспорта, приближающегося к численности 280 – 300 автомобилей на 1000 жителей, отмечается обострение всех проблем, связанных с автомобилизацией, в том числе – резкое ухудшение обстановки с безопасностью дорожного движения. В настоящее время в России на 1000 жителей приходится порядка 250 автомобилей. По прогнозу к 2010 г. данный показатель достигнет значения 280 единиц. С точки зрения аварийности на автомобильном транспорте страна находится в критическом состоянии.

Уже отмечалось, что главные причины аварийности связаны с нарушениями Правил дорожного движения, от 70 до 85% наказаний за которые приходится на водителей и от 15 до 28% – на пешеходов. Причины нарушений Правил дорожного движения водителями в большинстве случаев связаны с сознательным пренебрежением ими Правил, низкой дисциплинированностью, большим числом ошибок в управлении транспортным средством. Многочисленные нарушения Правил дорожного движения со стороны водителей стало нормой. Так, например, если 12 – 15 лет назад нарушителей скоростного режима выявлялось порядка 7 миллионов в год, то в настоящее время эта цифра доходит до 15 – 17 миллионов.

Кроме того, в последние годы в России (как, кстати, за рубежом) в поведении водителей всё более и более явственно прослеживается повышенная агрессивность, что приводит к увеличению числа нарушений. По оценке европейских специалистов, если бы водители перестали совершать нарушения Правил дорожного движения, количество ДТП сократилось бы в 2 раза.

Из противоправных действий водителей на дорогах России, наиболее сильно влияющих на возникновение ДТП, следует отметить, прежде всего, превышение установленного ограничения скорости движения (по этой причине совершается каждое третье происшествие). А с учётом аварий, произошедших из-за несоответствия скорости транспортных средств конкретным условиям дорожного движения и нарушений правил обгона (что косвенно также связанно с увеличением скорости движения), общая доля «скоростных происшествий» достигает 50% среди всех ДТП. Серьёзными причинами аварийности являются также выезд транспортных средств на полосу встречного движения (по этой причине совершается до 20 – 23% происшествий, т.е. каждое четвёртое – пятое ДТП); управление транспортным средством в состоянии опьянения; управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления; технические неисправности транспортных средств и др.

В этой связи крайне важно не только, чтобы участники дорожного движения хорошо разбирались в Правилах дорожного движения, других нормативных актах, регулирующих процесс дорожного движения, в вопросах ответственности за нарушения в данной сфере, но и чтобы государственные органы создали эффективный механизм наказания участников дорожного движения, совершающих соответствующие проступки. Мощным рычагом в решении данной проблемы является грамотное применение в области дорожного движения мер административной ответственности.

За совершение правонарушений в области дорожного движения КоАП РФ предусмотрены такие виды административных наказаний, как предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством) и административный арест.

Административные правонарушения, связанные с управлением транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей.

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с последующими изменениями и дополнениями) и в Правилах дорожного движения дано определение транспортного средства, под которым понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Этот термин охватывает любые виды транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и грузов по дорогам, и используется в тех случаях, когда то или иное требование относится ко всем видам транспортных средств. Таким образом, во всех статьях гл. 12 КоАП РФ (за исключением ст.12.1) этим термином обозначаются любые виды транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и грузов по дорогам, включая тракторы, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»[109] в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники производится государственная регистрация автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, а также прицепов ко всем этим транспортным средствам.

Регистрацию транспортных средств и других видов самоходной техники осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения[110]; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора)[111]; таможенные органы РФ[112]; автомобильные службы Вооруженных Сил РФ, пограничных войск, внутренних войск, других войск, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования[113].

В ст. 12.1 КоАП РФ под транспортным средством понимаются лишь автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, т.е. транспортные средства, регистрируемые в подразделениях ГИБДД.

В соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД[114] собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников пользующиеся и распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «Транзит». Они обязаны это сделать также в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Транспортные средства перед прекращением права собственности либо в случаях изменения места регистрации необходимо снять с учета по старому месту регистрации. На каждое зарегистрированное транспортное средство выдаются государственные регистрационные знаки.

Находящиеся на территории Российской Федерации и зарегистрированные транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются федеральным законом, а до принятия соответствующего федерального закона – Правительством РФ[115]. Организация проведения технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД, регулируется специальным и Правилами[116]. При государственном техническом осмотре решаются следующие основные задачи:

· проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения;

· контроль допуска водителей к участию в дорожном движении;

· предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

· выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

· государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, влечет наложение административного штрафа в размере двухсот рублей.

Объектами административного правонарушения, выразившегося в управлении транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, является дорожное движение и правила эксплуатации транспортных средств.

Один из объектов правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, ‑ дорожное движение. Дело в том, что, как известно, в качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Определяя объекты административных правонарушений, связанных с нарушением Правил дорожного движения, необходимо учитывать, что, согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. В этой связи основным объектом правонарушений в области дорожного движения является само дорожное движение.

С объективной стороны данное правонарушение выражается в действиях, предусмотренных диспозицией статьи. Причем эти действия касаются лишь управления автомототранспортными средствами с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час. Управление транспортным средством, прошедшим государственный технический осмотр, лицом, которое не имеет при себе талона о прохождении осмотра, не может по настоящей статье квалифицироваться как административное правонарушение.

Субъектом данного правонарушения может быть любой водитель (имеющий право на управление, не имеющий или лишенный такого права) автомототранспортного средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час не зависимо от того, является ли он собственником данного транспортного средства или нет. Ответственность водителей наступает вне зависимости от установленной ст. 12.31 КоАП РФ ответственности должностных лиц за выпуск на линию не зарегистрированного или не прошедшего государственного технического осмотра транспортного средства.

С субъективной стороны управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, характеризуется умышленной виной. Управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, возможно как умышленно, так и по неосторожности. Форма вины не влияет на квалификацию противоправных действий.

Составляют протоколы и рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, должностные лица органов внутренних дел (милиции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: