Предисловие автора

Для каждого, кому близки и дороги вопросы духовной культуры, проблемапроисхождения христианства должна представлять огромный интерес. Она всегдаприковывала внимание людей: ее пытались понять с самых разных позиций и подразличными углами зрения. Но, удивительное дело, даже сторонники весьмадалеких друг от друга взглядов обращали внимание главным образом на ту эпохуи среду, в которых христианство возникло. Даже богословская литература, какправило, ограничивалась этим подходом. Между тем Благая Весть, принесеннаяевангельской проповедью, явилась ответом не только на чаяния людей эпохиАвгуста и Тиберия. В христианстве завершился длительныйвсемирно-исторический процесс религиозных исканий человечества. На протяжении веков люди исходили несметное множество дорог и тропинок;они испытали и взвесили почти все, что в состоянии был охватить человеческийдух, - от мироотрицающей мистики до богоотрицающего материализма. И лишьтогда, когда пути эти были пройдены и поиски исчерпаны, наступила, выражаясьбиблейским языком, "полнота времени". Миру явилось Откровение - величайшаятайна, человеку были указаны пути к совершенной жизни. Однако люди были свободны принять Евангелие или отвергнуть его. Свободаих осталась неприкосновенной. Залогом этой свободы было историческоеуничижение Иисуса Назарянина, залогом ее была Голгофа, заставившаяпоколебаться даже самых преданных и любящих, залогом ее стало неслыханное всвоей парадоксальности учение, принять которое было невозможно без усилий,без подвига веры. Тщетно люди прилагали к христианству привычные им мерки: одни требовалисвященных санкций и знамений, другие - философских доказательств. Но Церковьустами апостола Павла отвечала: "Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев- соблазн, для эллинов - безумие". Не человеческой, а Божественной Вестью вошло Евангелие в потокисторического бытия. Оно покорило многих, а для иных так и осталосьсоблазном или безумием. Некоторые, приняв его, потом отступились. Но идтимиру было, в сущности, уже некуда. Оставалось лишь снова и снова повторятьблуждания, которые увлекали человеческий дух в дохристианские времена. Отходот Христа на деле означал возврат к Будде или Конфуцию, Заратустре илиПлатону, Демокриту или Эпикуру. Поистине прав оказался старый Экклезиаст, когда говорил: "Нет ничегонового под солнцем". Рассматривая любое движение или учение, возникшие заэти двадцать веков, мы убеждаемся, что все они сводятся к воскрешениючего-то уже бывшего прежде. Да и среди христиан еще слишком часто дают о себе знать рецидивыдоевангельского сознания. Они проявляются и в отрешенном спиритуализме, и вавторитарной нетерпимости, и в магическом обрядоверии. Это вполне объяснимо:ведь позади сотни веков, в сравнении с которыми две тысячи лет - ничтожныйсрок для того, чтобы преодолеть язычество и осуществить хотя бы малую частьзадачи, поставленной миру Богочеловеком. А она поистине абсолютна инеисчерпаема. Можно сказать, что "закваска" Евангелия только начала своепреобразующее действие. Ввиду всего этого говорить о религиозном прошлом мира - значит говоритьв какой-то степени и о его настоящем.

X x x

Около ста лет назад великий русский мыслитель Владимир Соловьев однимиз первых обратился к христианскому осмыслению религиозной истории. Онзадумал посвятить ей обширное исследование. "Цель этого труда, - говорилСоловьев, - объяснение древних религий, необходимое потому, что без этогоневозможно полное понимание всемирной истории вообще и христианства вчастности". По разным причинам план не был осуществлен. Соловьев наметиллишь основные мысли своей предполагаемой книги. В какой-то мере пробел в тегоды был заполнен трехтомным трудом епископа Хрисанфа (Ретивцева) "Религиидревнего мира в их отношении к христианству" (1873-1875). Но при всех своихдостоинствах эта работа во многом устарела, особенно в той части, котораякасается Ветхого Завета. Ряд православных ученых предпринял в начале нашеговека попытку осуществить замысел Вл. Соловьева. Это были: А. Введенский(Религиозное сознание язычества. Т.1. М., 1902), прот. А.Клитин (Историярелигии. Одесса, 1911), прот. Н.Боголюбов (Философия религии. Т. 1. Киев,1918). Но ни одна из этих работ не была доведена до конца. Завершеннымоказался только очерк о. А. Ельчанинова, бывшего тогда педагогом, который онсоставил совместно с П.Флоренским и С.Булгаковым (М., 1911). Однако этопроизведение осветило, да и то кратко, лишь важнейшие моменты религиознойистории. Позднее в программной статье Н. Бердяева "Наука о религии ихристианская апологетика" (1927) были намечены дальнейшие пути изучениядохристианских верований в свете Православия. В предлагаемом многотомнике ставилась задача в какой-то мере исполнитьто, что завещал Вл. Соловьев нашему времени. Но по методу изложения цикл "Впоисках Пути, Истины и Жизни" отличается от предыдущих опытов. Главная цельработы - по возможности доступно изобразить драматическую картину духовнойистории. Воссоздавая ее в свете целостного христианского миросозерцания,автор исходил из богатого наследия богословской и научной мысли. Поэтомувесь цикл можно рассматривать как своего рода попыткурелигиозно-философского и исторического синтеза.

X x x

Быть может, иные читатели усмотрят на этих страницах нечто вродеапологии нехристианских верований. Но не следует забывать, что сферарелигиозная - совершенно особая сфера. Без проникновения в самый духвероучений, без частичного отождествления себя с их исповедниками невозможноничего понять в сущности религий. Только путь внутреннего сопереживания,когда мы будем искать истину вместе с анимистом, буддистом или греческиммыслителем, поможет нам уловить подлинную динамику религий, подготовившихмир к явлению Богочеловека. Движение к этому центру, или высшей точке,представляет собой поистине захватывающее зрелище; следя за ним, мы сможемглубже понять и смысл самого христианства. То, что было поисками Пути,Истины и Жизни, дает возможность по-новому взглянуть на Евангелие, увидетьего в широкой мировой перспективе. Прежде чем отправиться в долгое путешествие через века и континенты,нам необходимо остановиться на вопросе о сущности и происхождении религии, атакже на самой "завязке" религиозно-исторической драмы. Это и составитсодержание первого тома, который является как бы введением к остальным. Посвоему характеру он неизбежно будет отличаться от всех последующих, так какзатрагиваемые в нем темы вынуждали обращаться к некоторым вопросам общегопорядка. Для того чтобы не разрывать основную нить изложения, в конце книгидан ряд специальных экскурсов. Поскольку в сравнительно небольшой работеневозможно полностью осветить все поставленные проблемы, везде даютсяуказания на источники и приведена библиография, чтобы тот, ктозаинтересуется предметом, мог самостоятельно в него углубиться. Если предлагаемый цикл книг поможет читателям увидеть в истории религийне скопище заблуждений, а потоки рек и ручьев, несущих свои воды в океанНового Завета, цель автора будет достигнута. ЗАМЕЧАНИЕ К 3-му ИЗДАНИЮ Я писал в первую очередь для своих соотечественников. Но по известнымпричинам работа в те годы не могла быть опубликована у нас. Ее выпустилдвумя изданиями (1971, 1981) брюссельский Центр Восточного Христианства(издательство "Жизнь с Богом"), которому приношу глубокую благодарность.Сегодня, в новых общественных условиях, издание цикла стало возможно наРодине, благодарю. Прот. Александр Мень г.Загорск

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: