Введение и примечания

ВВЕДЕНИЕ /1/. John Cogley. Religion in a Secular Age. New York, 1969. P. 135.См. также: M. Eliude. The Secred in a Secular World. - "CulturalHermeneutics": 1973, P. 104. Об этом говорит даже такой "свободомыслящий"автор, как Эшли Монтегю (А. Montagy. Man: His First Million Years. New York,1957. P. 181). Термины "религия" и "вера" настолько близки по смыслу, чтоих, как правило, считают синонимами. Психоаналитик Эрих Фромм пишет: "Подрелигией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия,позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект дляпреданного служения" (Э. Фромм. Психоанализ и религия. - В сб.: Сумеркибогов. М., 1989. С. 158). Однако речь здесь идет скорее о "вере" в широкомсмысле слова в то время как "религиозная вера" есть богопочитание,обращенное к высшем Началу (в отличие от неоязыческих верований,обожествляющих земные объекты). /2/. A. Camus. Essais. Paris, 1965. P. 240. /3/. Э. Фромм. Цит. соч. С. 161. /4/.

Об этом эпизоде см.: И. Вороницын. История атеизма. М.: 1930, с.233. /5/. О Конте и его "религии" см.: Bл. Соловьев. Собр. соч. Т. IX. С.172; о "монистической церкви" см.: Н. М. Соловьев. "Научный" атеизм. М.,1915. С. 18 сл. и у самого Э. Геккеля (Мировые загадки/ Пер. с нем. СПб.,1906. С. 173); символ веры Дж. Хаксли изложен им в книге: J. Huxley.Religion Without Revelation 1957. P. 181. /6/. См.: С. Булгаков. Два града. Т. 2. М., 1911. С. 176. /7/. А. В. Луначарский. Письмо в редакцию.- "Образование". 1908. Номер1. С. 163. /8/. См.: Н. Бердяев. Марксизм и религия. Прага, 1929. С. 7. /9/. Богиню разума в обрядах этого культа изображала французскаяактриса. См,: А. Олар. Христианство и Французская революция/ Пер. с фр. М.,1925. С. 65; Свящ. В. Рыбаков. Религиозное состояние Франции во времяреволюции. - "Странник". 1914. Номер 10. С. 234. /10/. W. Hoking. The Meaning of God in Human Experience. London, 1912.P. VI. /11/. Подобные настроения нашли отражение в работах ряда современныхзападных богословов (У. Гамильтон, X. Кокс, Дж. Робинсон). /12/.

Современные богословы справедливо говорят о преимуществах Церкви,находящейся в "диаспоре" (то есть несущей свободное свидетельство о Христе вмире), перед ее внешним "триумфализмом", который обладал большойпритягательностью для христиан в прошлом. См.: John Cogley. Religion in aSecular Age. p. 140-143. /13/. J. Cogley. Idem. P. 155. Немецкий исследователь религиозной психологии В. Трильхаас отмечает, что "религия - не только самая внутренняя область человеческой природы, но и самая индивидуальная" (V. Trillhaas. DieInnere Welt. Munchen, 1953. S. 5). /14/. См.: А. Донини. Люди, идолы и боги. Очерк истории религии/ Пер. сит. М., 1962. С. 8. Более поздние данные мало меняют картину. См. Приложение1. /15/. История обращения к вере властителей умов нашего столетиярассказана в книге, вышедшей под ред. Ф. Лелотта (Convertis du XX siecle.Paris, 1955-1956. V. 1-3). /16/. Ч. Таунс. Слияние науки и религии/ Пер. с англ. - В кн.: Диалоги.М., 1979. С. 61. /17/. См.: В. Зеньковский. История русской философии. Т. 1-2. Париж,1948-1950; П. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века. Париж: YMCA,1974; М. Schoof. Przelom w teologii katolickiej. Krakow, 1972; W. Nicholls.The Pelican Guide to Modern Theoligy. London, 1971. V. 1-3; J. B. Agus.Modern Philosophies of Judaism; P. S. Surma. Hinduism through the Ages.Bombay, 1956. /18/. См. статьи: А. Л. Казем-Бека ("Журнал Московской Патриархии".1965. Номер 7; 1966. Номер 4); М. Novak. The Open Church. London, 1964; A.Kloosterman.

Contemporary Catholicism. London, 1972. /19/. См.: J. Robinson. Honest to Cod. London, 1963. P. 138-139. /20/. Тэзе - местечко в Бургундии, где протестант Р. Шютц основалобщину Примирения, которая ставит своей целью духовное возрождение христианразличных исповеданий. В 1974 году в Тэзе собрался Всемирный съездхристианской молодежи. Он проходил в общей молитве, обсуждении насущныхвопросов и свободном диалоге между участниками. /21/. См.: С. Д. Клугман.

Диалог между христианами и марксистами. -"Проблемы мира и социализма". 1968. Номер 3; А. Казанова. Второй ВатиканскийСобор/Пер. с фр. М., 1973. С. 350-359. /22/. См., например, следующие (критические по отношению к Церкви)обзоры: В. П. Андронова. Колумбия: церковь и общество. М. 1970; И. Р.Григулевич. "Мятежная церковь" в Латинской Америке. М., 1972. /23/. См.: Зарубежные марксисты о религии и Церкви. М., 1975. С. 134,63, 80. /24/. М. Борн. Моя жизнь и взгляды/Пер. с англ. М., 1973. С. 77.

* Часть 1 *


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: