Глава шестая образ и подобие

Глава шестая ОБРАЗ И ПОДОБИЕ /1/. В. Грегори. Эволюция лица от рыбы до человека/Пер. с англ. М.,1934. С. 66. Аналогичное высказывание можно найти в антирелигиозных статьяхо родословной человека ("Наука и жизнь". 1964. Ном. 9. С. 25). /2/. См. М. Г. Ярошевский. История психологии. М., 1985. С. 159. /3/. Там же. С. 186. /4/. Г. Ф. Лейбниц. Соч. Т. 1. М. С. 78 сл. /5/. Вл. Соловьев. Чтения о Богочеловечестве. Собр. соч. Т. III. С. 29 /6/. Е. В. Шорохова. Проблема сознания и философии в естествознании.М., 1961. С. 195. /7/. Ch. Sherrington. The Brain and its Mechanism. Cambridge, 1934. /8/. P. Bailey. The Seat of the Soul. - "Perspectives in Biology andMedecine". 1959. 2, no 4. P. 417. /9/. В. И. Ленин. Соч. Т. XVIII. С. 259. /10/. Е. В. Шорохова. Проблема сознания... С. 33. /11/. К. Маркс. Из ранних произведений. С. 593. /12/. Л. Васильев. Таинственные явления человеческой психики. М., 1964.С. 102. /13/. Г. И. Челпанов. Мозг и душа. М., 1918. С. 125. /14/. См.: Основы марксистско-ленинской философии. М., 1974. /15/. См.: Л. Бюхнер. Сила и материя. Пб., 1907. С. 162; Э. Геккель.Лекции по естествознанию и философии. СПб., 1913. С. 38 сл. /16/. Материя, по словам Ленина, "копируется, фотографируется,отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (Полн. собр.соч. Т. 18. С. 131.). /17/. Н. А. Бернштейн. Новые линии развития в физиологии и ихсоотношение с кибернетикой. - В кн.: Философские вопросы высшей нервнойдеятельности и психологии. М., 1963. С. 322. /18/. Б. Эрдман. Научные гипотезы о душе и теле. М., 1911. С. 207. /19/. Л. Васильев. Таинственные явления человеческой психики. С. 31. /20/. Подобные факты см.: Васильев. Цит соч. С. 56 сл. /21/. А. Д. Сэмюель. Искусственный разум: прогресс и проблемы. - В кн.:М. Tayбе. Вычислительные машины и здравый смысл. М., 1964. С. 144. /22/. И. Новик. Кибернетика - философские и социологические проблемы.М., 1963. С. 136. /23/. Вл. Соловьев. Соч. Т. III. С. 149. /24/. А. Сабатье. Бессмертие души с точки зрения эволюционногонатурализма. С. 68. /25/. P. Бернгард. Новые соображения в кибернетических исследованиях. -В кн.: Кибернетика и живой организм. М., 1964. С. 98. /26/. М. Таубе. Цит. соч. С. 79. /27/. J. С. Eccles. The Neurophisiological Basis of Mind. Oxford, 1953.P. 281; его же. Facing Reality. 1970. P. 126. /28/. Дж. Экклс. Физиология нервных клеток. М., 1959. С. 18. /29/. К. Дюпрель. Философия мистики. С. 441. /30/. Учение о духе, душе и теле намечено еще апостолом Павлом. Оразвитии его в антропологии Отцов Церкви см.: архим. Киприан (Керн).Антропология св. Григория Паламы. Париж: YMCA, 1950.

В прошлом веке принциптрихотомии человеческой природы был обоснован в трудах еп. Феофана(Говорова). В отечественной богословской литературе одним из последнихисследований на эту тему была работа архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) "Одухе, душе и теле" (Брюссель, 1978). /31/. P. Teilhard de Chardin. L'Energie humaine. Paris, 1962. P. 85. /32/. См. об этом: В. Н. Лосский. Догматическое богословие. -Богословские труды. Сб. 8. М., 1972. С. 155-156. /33/. М. Plank. Vom Wesen der Willensfreiheit. 1955. S. 339. "He научное познание, - говорит Планк, - опирающееся на обусловленныерассудком рассуждения, но свободная воля, направленная на этические цели,является тем, что фактически указывает направление наших действий". Там же,27. /34/. Е. Fromm. The Heart of Man. P. 149. /35/. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 25. Ч. II. С. 386-387. /36/. С. Н. Булгаков. Л. Н. Толстой. - В кн.: О религии Толстого. М.:Путь, 1912. С. 18. Глава седьмая НООСФЕРА: СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ Человек - это Мессия природы. Hoвалис Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Н. Бердяев Хотя теория "бессмертия зародышевой плазмы" в том виде, как ее развивалАвгуст Вейсман, теперь оставлена, можно считать установленным фактом, чтоединый поток жизни не прерывается на Земле на протяжении вот уже сотенмиллионов лет. Сопротивляясь лавине разрушения, биосфера в самой себезаключает принцип борьбы со смертью. Организмы как бы бросают ей вызов тем,что еще до своего распада передают потомкам негаснущий факел жизни. Эстафетанаследственности упорно защищает филогенетическое древо от гибели.

Эта замечательная особенность живых систем есть один из признаковпобеды творческого начала во Вселенной, но победы все же частичной, так какона относится только к целому, к родовому, общебиологическому. Она далека отзавершения, и поэтому жизнь должна постоянно поддерживать борьбу противнатиска смерти. Каждый этап эволюции - своего рода ступень к преодолению хаоса иразложения, а на вершине этой лестницы возникает очаг дотоле неведомой Земленовой жизненной энергии. Если в биосфере полем битвы является материальныйслой мироздания, то на уровне ноосферы в бой с дезинтеграцией вступаютсущества, вооруженные духовным зарядом. В лице человека преграду умиранию ихаосу ставят уже не только генофонд и физиология, но и иное трансфизическоеизмерение бытия. Оно обнаруживается в человеческой личности, котораяконцентрирует в себе мысль, сознание, творчество и свободу. Разум реализуетсвой жизненный принцип иначе, нежели организм, духовная деятельность спасаетсвои плоды от когтей времени более совершенным способом, чем наследственнаяинформация генов. Именно это уникальное явление выводит человека за пределыбиологического развития.

X x x

Сознание неразрушимости духа всегда было присуще людям. Его можносчитать таким же древним, как и самого человека. Какие бы формы этоубеждение ни принимало, подобно религии, оно - универсально и связано ссамыми различными системами взглядов, от наиболее примитивных до самыхсложных. О начальных фазах веры в бессмертие говорят уже следы ритуальныхпогребений у охотников каменного века /1/. А в наши дни даже у такого"первобытного" (в смысле цивилизации) народа, как, например, бушмены,представление о посмертии имеет вполне определенные черты. Согласно ихрелигии после кончины дух умершего еще некоторое время живет у могилычеловека и может время от времени приходить и разговаривать с родственникамимертвеца, оставаясь невидимым. Душа, которую Гау (Верховное божествобушменов) поместил в человеке в день рождения, возвращается после его смертив "другой мир, мир Гау" /2/. Этот взгляд, при всей его кажущейсяэлементарности, уже содержит в себе основы учения о бессмертии, характерногодля большинства мировых религий. Повсеместное распространение веры в то, что смерть не влечет за собойполного уничтожения личности, - факт, заслуживающий внимания. Онсвидетельствует о почти врожденном чувстве бессмертия "Я", пусть даже невсегда ясно сознаваемом. Иногда его пытаются связать с инстинктомсамосохранения, и, разумеется, какая-то связь здесь действительносуществует.

Однако мысль о бессмертии - отнюдь не просто биологическийфеномен. Прежде всего, она - проявление духа, интуитивно ощущающего своюнеразложимую природу. Герой Достоевского Кириллов уверял, будто страх смерти есть не чтоиное, как боязнь боли. На самом же деле боязнь эта рождается в теле, междутем как дух страшит не столько боль, сколько само небытие, которому он всемисилами противится. В то же время человек невольно как бы выносит за скобки самуювозможность своего исчезновения: она не умещается в его сознании. Этукоренную особенность человека, отмеченную еще Ч. Дарвином, признают дажематериалисты. "Психоаналитическая школа, - писал 3. Фрейд, - позволила себевысказать убеждение, что по сути дела никто не верит в собственную смерть;или, говоря иными словами, в своем бессознательном каждый из нас убежден всобственном бессмертии" /3/. Можно ли считать такое убеждение случайной иллюзией? Не говорят лислова о "вечной славе", о "бессмертии в делах и памяти потомства", которыеатеисты чертят на своих памятниках, о неодолимой жажде подлинногочеловеческого бессмертия? Понять эту жажду можно; гораздо труднее, на первый взгляд, понять пафосотрицания вечности. Что может вдохновлять человека становиться апостоломнебытия?.. По мнению Фрейда, здесь действует регрессивный инстинкт, влекущийживое назад, к неживому. Но более вероятно, что "воля к смерти" есть лишьпарадоксальная реакция на чувство страха. Нередко именно ужас передопасностью толкает к ней навстречу. Этот "механизм противоречия" проявляетсяи в других случаях: например, когда человека, взобравшегося на вершину,притягивает пропасть или когда в вынужденном молчании возникает навязчиваяпотребность нарушить его. Человек, охваченный тревогой за себя или за своипоступки, как бы мысленно "разыгрывает" самый пугающий вариант событий изачастую оказывается слишком втянутым в эту игру. Немалую роль в апологии небытия играет и смутная боязньответственности, которая беспокоит людей, знакомых с религиозными учениями опосмертном воздаянии. Отрицая их, человек чувствует себя "освобожденным" иможет утвердиться в мысли, что "все позволено" /4/. Иррациональное стремление к "ничто" материализм, как правило, стараетсяподкрепить логическими доводами. Первый из них сводится к тому, что бессмертие духа вне тела труднопредставимо и не может быть экспериментально подтверждено. Но"непредставимость" для науки не может служить аргументом против реальностикакого-либо факта: как мы видели, физика уже давно рассталась с грубымимоделями и примитивной логикой. Что же касается эксперимента, то, во-первых,не исключено, что его еще смогут осуществить в будущем, а во-вторых, вопросотпадает, если в данном случае мы имеем дело с областью, где обычныйэксперимент в принципе невозможен. Второй аргумент имеет эмоционально-нравственный характер. Он исходит изтого, что вера в потустороннее ослабляет волю человека, отвлекает его отземных задач.

В значительной степени этот довод порожден извращениями тойидеи, которую он оспаривает. Ведь не случайно и Ветхий Завет, и Евангелиестоль скупо говорят о посмертии: человек призван в этом мире осуществлятьсвое призвание, а отнюдь не пассивно ожидать загробной жизни. Горизонтбессмертия только делает перспективу еще более широкой и труд - болееосмысленным. Лишь плохо понятое учение о вечной жизни может подорватьтворческую активность людей на Земле. Третий аргумент основан на том, что вера в бессмертие возникла просто вкачестве "утешения", придуманного человеком для защиты от непереносимогоожидания смерти. Но так могут думать только те, кто незнаком с древнимиформами этого учения. В действительности же картины загробного мира, которыемы находим в книгах древнего Востока и Греции, почти всегда проникнутыледенящим душу ужасом. Гомеровский Аид, вавилонскую преисподнюю илиеврейский Шеол меньше всего можно назвать утешением*. Очевидно, вовсе не"утешительство", а приоткрытие каких-то страшных сторон посмертия явилосьисточником подобных представлений. Известный швейцарский психиатр К. Г. Юнгполагает, что эти представления люди черпали за порогом сознания. Поэтому онпридавал большое значение сновидениям, которые облекают в образы реальность,ведомую подсознанию /5/. Другими словами, первичен здесь особый опыт, черезкоторый человек соприкасается с областью бытия, лежащей по ту сторонувидимого. --------------------------------------------------------------- *. См.: Т. II, IV, V. Как обычно, материалисты связывают веру в бессмертие с уровнем наукипрошлых эпох. "У людей, живших тысячи лет тому назад, - говорят они, - этипредставления возникли в результате незнания законов природы и общества. Онине знали биологических причин смерти, не могли научно истолковатьчеловеческое сознание" /6/.

Однако, не говоря уж о том, что ссылка на"законы общества" здесь едва ли уместна, остается непонятным: почему жеразвитие знаний не убило идеи бессмертия. Ведь трудно предположить, чтотакие ее защитники, как Дж. Томсон, открывший электрон, или Э. Шредингер,создатель волновой механики, знают законы природы меньше, чем пещерныйчеловек или древний египтянин. Напротив, как утверждает английский физик Дж.Максвелл, "прогресс научный (в вопросе о смерти с физической ее стороны)вынуждает к глубокому различению между видимой частью человеческогосущества, которая погибает на наших глазах, и между той, которая составляетнаше "Я", и к усвоению того положения, что человеческая личность как посвоей природе, так и по своему назначению лежит за пределами научнойобласти" /7/. Неудивительно поэтому, что большинство крупнейшихпредставителей человеческой мысли от Платона до Бергсона и Тейяра де Шарденаразделяли и философски обосновывали учение о бессмертии.

X x x

Человеческий дух выступает на фоне органической эволюции как нечтоиноприродное по отношению к материальным структурам и в то же время - теснос ними связанное. Но если это так, то не распространяется ли законразложения и на сознание? Уже давно люди задумывались над этим вопросом.Выдающиеся мыслители прошлого: Платон, а вслед за ним Фома Аквинат и В.Лейбниц - решали его в отрицательном смысле /8/. Их выводы не потеряли силу и сегодня, получив развитие в современноммышлении. В самом деле, после физической смерти организм распадается на теэлементы, из которых был образован. Между тем духовное начало качественноотличается от телесного. Его нельзя рассматривать в виде комбинации частей иэлементов. "Душевная жизнь, - отмечает С. Л. Франк, - не есть агрегат или комплексотдельных психических явлений или процессов. Она есть, напротив, некоепервичное неразложимое единство (Разрядка моя.- А. М.). Какую бы отдельнуюсторону душевной жизни мы ни изучали, такое исследование в принципе всегданаправлено на целостную душевную жизнь, должно всегда учитывать тот общийфон или ту общую почву, в которую погружено все частное. Признаниеналичности "души" в этом смысле есть не произвольное допущение и не помехадля опытного познания душевной жизни, а, напротив, необходимое его условие"/9/. Это единство духа есть предпосылка его неразложимости как показал Э.Шредингер. Он писал: "У каждого из нас есть неоспоримое представление, что сумма егособственных переживаний образует некоторую единицу, ясно отличающуюся оттакой же единицы любого другого человека. Он ссылается на нее как на свое"Я". Что же такое это "Я"?

Если вы будете правильно анализировать это "Я",то вы придете к заключению, что оно представляет собой все же нечто большее,чем простой набор отдельных восприятий и воспоминаний, и служит именно тойканвой, на которой они накопляются. При внимательном самонаблюдении вынеминуемо придете к выводу, что то, что вы реально принимали за "Я", - это иесть основа, на которой собираются все эти переживания. Вы можете уехать вдругую страну, перестать видеть всех своих друзей, можете почти забыть их:вы приобретете новых друзей, будете интенсивно участвовать в общей жизни сними, как когда-то со старыми. Все менее и менее важным будет для вас, живяновой жизнью, продолжать вспоминать старую. Вы, может быть, скажете о своемпрошлом в третьем лице: "Юноша, которым я был". Герой читаемого вами романаможет стать ближе вашему сердцу и значительно более живым и знакомым, чемэтот юноша. Однако здесь не было промежуточного перелома, не было смерти! Идаже если искусный гипнотизер сумеет совсем вычеркнуть из вашего сознаниявсе ваши ранние воспоминания, то и тогда вы не будете считать, что он убилвас. Но ни в коем случае здесь нет потери личного существования, которуюнадо оплакивать, И никогда не будет!" /10/. Русский философ Н. О. Лосский разработал даже особый методсамонаблюдения, которое в состоянии опытно установить внутреннее единство"Я" в качестве "сверхвременного" и, следовательно, сверхматериального начала/11/. Здесь мы подходим к открытию, имеющему далеко идущие последствия.

X x x

Материалисты обычно говорят, что со смертью сознание "угасает". Но этоне более чем плохая метафора. Ведь и в чисто физическом плане бытия"угасание" отнюдь не означает аннигиляции, а лишь переход одной формыматерии или энергии в другую. Поэтому, если даже принять подобную аналогию,правильнее будет сказать, что гибель тела открывает сознанию путь к переходув другую форму существования. Поскольку дух, как мы видим, способен оказывать огромное воздействие нажизнь тела, то вполне возможно представить его как силу, использующуюцентральную нервную систему в качестве своего инструмента. Мозг в данномслучае окажется чем-то отдаленно напоминающим трансформатор или конденсатор. Когда приемник или электрическая установка выходят из строя, это вовсене означает, что радиоволны или электроэнергия "испарились", "исчезли".Нечто подобное происходит, по-видимому, в соотношении мозга и духа."Единственная причина, - говорит А. Бергсон, - полагать, что сознаниеуничтожается по смерти, состоит в том, что мы видим, как разрушается тело,но эта причина не имеет ценности, если независимость сознания по отношению ктелу, хотя бы частичная, является фактом опыта" /12/. А такая частичнаянезависимость обнаруживается уже всем характером нашей внутренней жизни.Каждый раз, когда человек действует, чувствует и мыслит вопреки велениямтела, он доказывает свободу и самобытность своего духа. Разумеется, смерть и разложение мозга нарушает его контакт с духом. Нозначит ли это, что дух больше не существует? Может ли доказать это "молчаниемогил"? "Предположим, - говорит русский философ и математик П. Успенский, - чтосознание умершего человека (то есть человека, мозг которого пересталработать) продолжает функционировать. Как мы можем убедиться в этом? Никак.У нас есть средства сообщения (речь, письменность) с сознаниями,находящимися в одинаковых условиях с нами, то есть действующими через мозг,- о существовании этих сознаний мы можем заключить по аналогии с собой. Но осуществовании этих же сознаний, не действующих через мозг - есть они илинет, безразлично, - мы никакими средствами убедиться не можем" /13/. Таким образом, отрицание бессмертия строится на чисто негативныхпредпосылках, изъяны которых становятся очевидными перед лицом специфическихособенностей духа как начала нематериального и личности как феноменасверхвременного и внепространственного. Такое новообразование должно было занять исключительное место в мировойэволюции. Однажды загоревшись во Вселенной, огонь духа, подобно жизни, немог угаснуть. Но, мало того, воплотился он не только в коллективном сознаниивида, но в каждой его единице, высочайшем шедевре миротворения - личности. Единый организм биосферы растет, одолевая смерть, но одна за другойотмирают и сменяются его клетки. Иное бессмертие в ноосфере. Для нее частистоль же важны, как и целое. Она выступает не как безликая масса, а какединство мыслящих индивидов. Смерть настигает животное и делает его своей жертвой, и в человекегибнет только животное. Дух же его, говоря словами Тейяра, "ускользает ивысвобождается". То, что он оказывается в состоянии пережить распад тела,есть закономерность и важнейший шаг космоса на пути к сверхприродным мирам.

X x x

Но если бессмертие - настолько важное для эволюции свойство духа, еслионо так вожделенно человеку, то почему наши представления о дальнейшейсудьбе личности столь неясны и бедны содержанием? На это существует дваответа. По мнению одних, человечеству еще суждено когда-нибудь глубжепроникнуть в эти тайны; они лишь мало исследованы, но в принципе -рационально познаваемы*. Согласно другой, более вероятной точке зрения,здесь проходит рубеж, который мы не можем преодолеть, находясь по этусторону бытия. Как невозможно эмбриону, ведущему чисто биологическоесуществование, понять всю сложность и многогранность человеческой жизни, таки в нашем ограниченном бытии трудно представить другие миры иначе, как ввиде символов. ----------------------------------------------------------------- * Сторонники этого взгляда нередко ищут обоснования его в данныхпарапсихологии (См. приложение 9). "Надобно помнить, - замечает Н. О. Лосский, - что временной ряд событийи безвременное бытие суть два глубоко разнородных мира, а человек, хотя онстоит одною ногою в одном из этих миров, а другою - в другом, все жеразвивает в себе умение отчетливо наблюдать только один из этих миров,именно - временной; поэтому, когда речь идет о вечном "Я", мы умеем толькоуказать его наличность, но не рассказать о его безвременном содержании;между тем это содержание должно существовать и быть гораздо более богатым,чем временная жизнь" /14/. И все же развитие личности уже здесь приближает ее к созерцаниюсверхчувственного мира. Начало онтогенеза человека не отличается от таковогоу животных. Но на следующих ступенях он становится все более способнымотражать в себе свет Высшего. Поразительные взлеты человеческой личности, мысль философа - все этоесть уже предчувствие и переживание бессмертия "здесь и теперь". Это как былуч света, который освещает и путь отдельной души, и историю всегочеловечества. Вопреки тем, кто хочет похоронить человека и убедить его, чтоконец жизни - это "лопух на могиле", дух в самом своем бытии открываетперспективу вечности. Маленький отрезок, который ему предстоит пройти поземле, раздвигается в безмерность, когда человек ощущает свое бессмертие иединение со Вселенной и Богом. Он трудится, зная, что все прекрасное иподлинное, возникшее в этом мире, достигает в грядущем высочайшего расцвета. Посмертие невозможно представить себе пустым бездействием, томительнойи однообразной "прогулкой в райских садах" - оно явится процессомнепрерывного становления и восхождения к вечному совершенству. "Уверенность в том, что мы продолжаем жить вечно, - говорил Гете, -вытекает у меня из самого понятия деятельности. И если я, не зная устали,буду деятелен до самого конца, то природа, когда теперешняя моя форма уже несможет выдержать тяжести моего духа, обязана будет указать мне новую формусуществования. Пусть же Вечно Живой не откажет нам в новых видахдеятельности, аналогичных тем, в которых мы уже испытали себя. А если Онпо-отцовски дарует нам воспоминание обо всем справедливом и хорошем, к чемумы стремились и что уже создали, тогда и мы, конечно, очень быстро ухватимсяза зубцы мировой шестерни" /15/. Эти слова великого поэта и мыслителя напоминают нам о том, чтопосмертие тесно связано со всей земной жизнью, подобно тому какнаследственность и условия существования в теле матери влияют на рождение ижизнь человека. Земное существование дано нам не случайно и не бесцельно.Формируя свой дух на путях жизни, мы готовим его к вечности. И этаподготовка должна выражаться в нашей деятельности на земле. Еще философыИндии и Греции поняли, что кроме физических законов существуют и законыдуховно-нравственные и что они действуют с определенной последовательностью.Каждый несет в посмертие то, что он уготовил сам себе здесь. Семя счервоточиной никогда не даст здорового растения. Зло и духовная убогость наземле эхом отзовется в нашем запредельном бытии. Поэтому призвание каждогочеловека, который серьезно и с ответственностью подходит к проблеме жизни исмерти, - уже здесь, говоря евангельскими словами, "собирать себе небесноесокровище". В стремлении к "спасению своей души", то есть приобщению кБожественной Жизни, мы должны видеть не эгоизм, а естественную, заложенную вчеловеке потребность. Эгоизм же, напротив есть препятствие к этомуприобщению.

X x x

Но Библия открывает нам и нечто большее. Символ "Древа Жизни", которыйпоявляется на первых ее страницах, означает потенциальное бессмертие всегочеловеческого существа, а вместе с ним и всей природы. Человек, согласноПисанию, есть духовно-телесное единство*. Поэтому его роль в мироздании неможет ограничиться сохранением и совершенствованием одного духа среди общегоразложения материи. Незримая энергия, которой он наделен, еще далеко нереализовала всех своих возможностей. ------------------------------------------------------------------------ * См.: Т. V, VI. Через свое тело человек слит с природным космосом, и его восхождениеесть одновременно и восхождение всей твари. Эволюция биосферы - это побег отсмерти, история же человека - это путь к воскресению и одухотворениюматерии. Следовательно, неразрушимость духа есть лишь этап, а не вершинапрогресса. Эту мысль с парадоксальной резкостью выразил Н. Бердяев, когдаписал: "Вера в естественное бессмертие сама по себе бесплодна и безотрадна,для этой веры не может быть никакой задачи жизни, и самое лучшее поскорееумереть, смертью отделить душу от тела, уйти от мира. Теория естественногобессмертия ведет к апологии самоубийства. Но великая задача жизни предстоитв том случае, если бессмертие может быть лишь результатом мирового спасения,если моя индивидуальная судьба зависит от судьбы мира и человечества, еслидля спасения моего должно быть уготовано воскресение плоти" /16/. Хотя в этих словах, очевидно, есть спорные оттенки, однако онисправедливо указывают на более высокое призвание человека, чем просто выходза пределы материального мира. Преодолеть силой духа косность материи,преобразить ее, возвести через себя на высшую ступень развития - в этомкосмическая задача ноосферы, а венец ее устремлений есть победа над телеснойсмертью в природе /17/. Первозданное человечество должно было найти путь к целокупномубессмертию, стать в мироздании "первенцем из мертвых". Но это не произошло.Избегает распада лишь дух; смерть же по-прежнему сохраняет свою власть надноосферой, разрушая тело человека, как любую другую структуру. То, чточеловек назвал горестным именем "темницы", возвращается в общий круговоротвещества... Что же явилось причиной этого надлома? Что затормозило движение ироковым образом повлияло на духовную жизнь и историю мира? Христианство называет эту катастрофу Первородным грехом илиповрежденностью человеческой природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: