В мире демонов и духов

Все полно богов. Фалес Милетский Богиня-Мать - всеобщая прародительница. Из ее лона вышли растения,животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живет чувствородства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного веказубры и медведи, орлы и бобры - это такие же дети природы, как и они сами.Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следыэтого чувства мы находим у многих примитивных народов. Когда эвенки охотятся на медведя, они окружают его берлогу, произносяформулы "уговоров", и, когда медведь убит, долго извиняются перед ним иуверяют, что они не виноваты в его гибели51. У северных народов есть обычай,по которому после раздела туши тюленя какую-нибудь часть ее бросают в водусо словами: "Тюлень ушел в море!" Черепа убитых зверей приносят в дом ивсячески ублажают их, как дорогих "гостей". Охотники танцуют вокруг и поют:"Не мы вас убили, нет, нет! Камни скатились с горы и убили вас"52. Идея братства человека и животного нашла свое выражение в широкораспространенных мифах, согласно которым предки людей имели смешанныечеловеко-звериные черты. Индейцы верят, что эти существа могли легко менятьсвой облик. В подобных легендах прочно установилось понятие"животные-люди"53. По верованиям австралийцев, эти получеловеческие предки бродили по всейстране урабунна, совершая священные обряды, а впоследствии некоторые из нихпревратились в мужчин и женщин. В этом мифе звучит как бы смутная догадка об общности происхожденияживотных и людей54. Звероподобные духи обитают на земле и поныне. "Старик по имениПокатегемун, - рассказывает один этнограф, - в особом видении встретилсвоего покровителя. Покровитель имел человеческий образ и дал ему своеблагословение. Только уже уходя, это существо вдруг закричало: "Кванк,кванк, кванк!" Тогда Покатегемун заметил, что это, в сущности, утка и чтодаже тело ее наполовину белое, наполовину черное". Такие превращения весьмачасты в рассказах шаманов и духовидцев. В пещерах - местах обитания первобытных людей - обнаружено многостранных рисунков. Они изображают невероятных чудовищ с ногами людей имордами коз, с оленьими рогами и человеческим туловищем. Некоторые полагали,что это портреты загримированных колдунов. Но даже если согласиться с такимтолкованием, то легко догадаться, что сам этот необычный костюм заклинателяведет свое происхождение от мифа о человекозверях. Кроме того, некоторые рисунки дают настолько фантастическоепереплетение звериных и человеческих признаков, что трудно предполагатьздесь какую-либо маскировку. Очевидно, вера в зооморфных предков восходитеще к пещерным жителям55. Эта вера оказала огромное влияние на общественный уклад древних людей.Она объясняет возникновение такого своеобразного явления, как тотемизм56.Тотем - это, как правило, животное, которое считается предком и покровителемданного племени. Тотемизм характерен почти для всех австралийских племен57.В его основе лежит вера в то, что люди кровно связаны с миром животных, аданное племя - с определенным видом животного58. Одна из важных черттотемизма - это связь его с ощущением коллективности. Семья, племя сознаютсебя чем-то единым в самом глубоком смысле слова. Обостренный индивидуализм- детище цивилизации. Первобытный человек еще не утерял ключа к тайнеЕдинства человечества. Залогом этого единства является общий тотемическийпредок и дух-покровитель рода59. Когда ребенок становится членом общины, то"в момент его посвящения открывается эта великая коллективная сила. Онотказывается от своей индивидуальности, чтобы стать членом этой общины...которая сопричастна... духу и отождествляется с животным миром через свойтотем"60. Тотемными покровителями у австралийцев являются обычно кенгуру,опоссум, ящерица, летучая мышь и пр. Члены тотемической общины не имеютправа употреблять мясо "своих" зверей в пищу. Хотя в исключительных случаяхэто допускается как часть ритуала61. Некоторые ученые выдвигали гипотезу, что тотемы - это не что иное, какобъекты охоты племени или животные, внушающие особый страх62. Но это несоответствует действительности. Животные-тотемы - совсем не обязательноопасны и ценны для промысла. С. Токарев совершенно справедливо отмечает, что"нельзя видеть основу тотемизма в этой "хозяйственной" его стороне"63. Источник тотемизма - вера в духовное единство с природой. Он имелширокое распространение в различных частях света. Следы его обнаруживаютсяне только у примитивных племен Азии, Африки и Америки, но и у цивилизованныхисторических народов. Запрет на убийство коровы в Индии, табу на свиней уизраильтян и мусульман - отдаленные отголоски седой старины, когда этиживотные были священными тотемами. Кроме коллективного родового Тотема, существовали и тотемыиндивидуальные. Связь человека с избранным духом-покровителем, которую мынаходим в религии африканцев, эскимосов, индейцев, не менее древняя, чемгрупповой тотемизм64. Постепенно групповые тотемы стали утрачивать свой звероподобныйхарактер, превращаясь в духов-патронов племени или народа.

X x x

Было бы неправильно считать тотемизм какой-то особой нормой религии. Он- лишь проявление особого мирочувствия, да вся природа предстает передчеловеком одушевленной. Сила "Маны" пронизывает ее повсюду, видимый мир естьтело невидимой Божественной Силы. Именно этот анимизм есть религиознаяоснова тотемизма65. Что же поддерживало это мирочувствие в первобытном человеке? Страх -отвечают нам. Человек боялся ядовитых змей, хищных зверей, боялся поэтомутемноты. Крики ночных птиц он относил за счет лесных духов. Но такоеобъяснение естественно в устах человека городской цивилизации. Наивно былобы думать, что люди, веками охотившиеся в лесах и тундрах, так плохо зналиих жизнь, что легко принимали филина за лешего, а обезьяну за злого духа. Всякий охотник чувствует себя в лесу как дома. Каждый след, каждый звукзнакомы ему. Из поколения в поколение передавался опыт охотников. Ихсведения о природе до сих пор во многом оставляют позади знания европейскихученых. И поэтому считать, что просто страх внушал древним людям веру вдуховные существа, по крайней мере неосторожно. Исследователь, который изучал дикое племя кубу (Суматра), спросилодного из них: - Ходил ли ты когда-нибудь по лесу? - Да, часто. - Слыхал ли там стоны и вздохи? - Да. - Что же ты думал? - Что трещит дерево. - Не слыхал ли ты криков? - Да. - Что же ты подумал? - Что кричит зверь. - А если ты не знаешь, какой зверь кричит? - Я знаю все звериные голоса... - Значит, ночью в лесу ты ничего не боишься? - Ничего. - И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебяиспугать? - Нет, я знаю все...66 Такие вопросы можно было бы задать охотникам многих уголков земногошара, и результат был бы тот же. Правда, в жизни первобытных людей страх имеет место. Но это реальныйстрах. Страх голода, неудачи в охоте, встречи с опасными животными.Разумеется, в суровых условиях Арктики или тропиков причин реального страхабольше, чем в умеренных странах. И тем не менее мы не видим, чтобы обитателиэтих стран были менее религиозны, чем эскимосы или африканцы. Следовательно,корни веры в духовный мир нужно искать в, чем-то другом.

X x x

Эдуард Тэйлор считал, что "древние дикари-философы, вероятно, преждевсего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человекаесть жизнь и есть призрак"67. И этот "анимизм" они перенесли на природу. Номы уже видели, что "философствующий дикарь" - это миф. Исследования мышлениясовременных примитивных племен показали, что не рефлексия и не "философия"руководят первобытными людьми, а иррациональная интуиция. Они видят мир"полным духов" не потому, что размышляли о нем, а потому, что ощущалимистическую тайну в природе. И если мы обратимся к религии "дикарей" в ее конкретных проявлениях,то, по словам Л. Леви-Брюля, убедимся, что их вера в сверхъестественный мирне выступает как "заключение, сделанное путем рассуждения". Духовный мир дляних "реален и даже более глубоко реален, чем мир общедоступного и обыденногоопыта. Этот второй мир тоже является объектом опыта, но опытасверхъестественного, имеющего, значит, высшую ценность. Одним словом,согласно Вирцу, как и согласно Тэйлору, существование сверхчувственнойреальности "умозаключается". Мне же, напротив, кажется, что она являетсянепосредственно данной. Там, где ему видится деятельность разума имыслительных способностей, я констатирую то, что он сам в нескольких местахназывает чувством, другими словами, опыт"68. Первобытный человек видел повсюду сокрытую одушевленность: и в стволахдеревьев, и в лесных животных, и в беге облаков. Для него взаимодействиевещей в мире - это не только взаимодействие видимого, но в то же время - иболее всего - взаимодействие невидимого. В журчащем ручье, в пламени костраобитали духи, враждебные или добрые, а иногда и нейтральные. Стихии неказались ему чем-то бездушным. Невидимый мир не составлял для него какого-тоизолированного плана бытия. Он был тут же, рядом, он подразумевался во всем."Для первобытного мышления, - пишет Леви-Брюль, - не существует двух миров,соприкасающихся друг с другом, отличных, но вместе с тем связанных, болееили менее проникающих друг в друга. Для первобытного мышления существуеттолько один мир. Всякая действительность мистична, как и всякое действие,следовательно, мистичным является и всякое восприятие"69. Духи оказываютсягениями-покровителями каждого клочка земли, имея в своей власти все явленияприроды, совершающиеся в данном месте, и все события в жизни людей, живущихв их пределах. Число их бесконечно. Они наполняют весь мир, и нет в природесилы или предмета, начиная от моря до комка земли на поле, которые бы неимели своего божества. Они охраняют холмы, рощи, реки, ключи, тропинки ихижины. Им известно каждое действие человека, все нужды и интересыместности, находящейся под их властью70. Таким образом, не просто страх перед природой или неведениеотносительно голосов животных и птиц становятся источником веры водухотворенность мира. Если такой страх и появлялся, то он был скореерезультатом чувства этой одухотворенности. Не просто зверь, гора или деревоявлялись причиной мистического страха человека, а то, как он воспринимал их.

X x x

Животные, которым гиляки оказывают поклонение, - пишет Л. Штернберг, -не самостоятельные боги, даже не боги вообще, это лишь подчиненные настоящихбожеств, хозяев той или иной стихии, тех или иных животных... Боги эти живутв лесах, горах, на дней морей и ведут такую же жизнь, как и сами гиляки. Вкаждой стихии распоряжается один из этих богов, "ыхь" - хозяин. Вот эти-тохозяева и посылают гиляку по сезонам все, что ему нужно: соболей, медведей,лососей, тюленей"71. Само собой разумеется, что эти души стихий, эта таинственная Вселеннаягораздо больше заботила и интересовала доисторического охотника, чем далекоеи туманное Божество. Вступить в дружественный союз с духами леса, приобрестиневидимых помощников и покровителей - вот что было жизненно важно. Характерен такой случай. Один эскимос, приближаясь к ловушке, услышалтревожный крик ворона. Он насторожился и не стал двигаться дальше. Этоспасло ему жизнь. К ловушке подошел гигантский медведь, который растерзалпопавшегося в нее ворона. После того как зверь удалился, охотник подобралостанки птицы и, зашив их в мешочек, превратил в амулет. Он был уверен, чтодух ворона стал его защитником72. Конечно, во всем этом немало бессмыслицы и невежества, но глубиннаяоснова первобытного мироощущения заслуживает самого серьезного подхода иотношения. Если мы утратили способность видеть скрытую жизнь природы, то этоеще не означало неправоту наших предков, а говорит лишь об ослаблении в насдревней интуиции. Особое отношение было у первобытных людей к душам умерших. Если даже внаш скептический век оккультные феномены вызывают все меньше и меньшенасмешек, то легко представить себе, какое впечатление могли произвести онина людей Доисторических времен. Они убеждались, что иные духи умершихпревращаются в бродячие тени, которые вселяют ужас. Для того чтобыпредотвратить это, применялись самые разнообразные меры предосторожности.Тела покойников связывали, над ними произносили заклятия, а если это непомогало, их извлекали из земли и пронзали копьями, чтобы они пересталитревожить живых73. Сейчас трудно установить, как понимали древние люди отношение душумерших к стихийным духам. Скорее всего они в какой-то степениотождествлялись. Полагали, что после смерти душа становится членомтаинственного синклита окружающей человека природы74. Даже и сейчас в насподсознательно живет чувство, что умершие обретают какое-то высшее знание имогущество. Смерть накладывает отпечаток величия даже на ничтожных людей. Иестественно, что души прародителей, великих вождей и шаманов древностиоказались объектами особого поклонения. Они становились высшимипокровителями рода наряду с тотемным предком, порой вытесняя его.

X x x

Какое же можно дать определение этой "религии духов"? Заключалась лиона в поклонении силам природы или в поклонении душам умерших? Правильнеебудет сказать, что ни один из этих элементов не занимал в нейгосподствующего положения. Религия современных примитивных народов содержитв себе в равной степени и то и другое. Поэтому наиболее точным будет здесьопределение Вл. Соловьева, данное в его исследовании о первобытномязычестве. Эту веру, в которой природа признавалась оживотворенной, вкоторой чтили тотемных покровителей и предков, в которой был и культумерших, он назвал смутным пандемонизмом75. Этот пандемонизм отодвигает назадний план не только Божество, но и саму Богиню-Мать. Торжествует принципплюрализма, согласно которому все и всюду имеет свое особое духовное начало. Это воззрение распространяется буквально на весь видимый мир. Попредставлению австралийских аборигенов, "вся та часть вселенной, котораяпредставляет интерес для человека, объясняется существованием различных душ:эти последние время от времени принимают облик человека или биологическихвидов в явлении природы: они появляются перед людьми во сне и в видениях,как в воплощенном, так и в бесформенном состоянии. Это значит, что междудухами и определенной формой их воплощения нет прочной связи. Духи могутсимволизироваться как предметами, сделанными рукой человека, так иестественными видами"76. Здесь - корни того странного, на первый взгляд, верования, котороеполучило в науке название фетишизма. Фетиши, т. е. священные предметы,сопровождают всю жизнь первобытного человека77. Это может быть и камень, изуб животного, и даже череп родственника. В них обитают духи, и человек,обладающий фетишем, заручается их поддержкой. Как и тотемизм, вера в фетишине есть какая-то особая религия, как думали некоторые исследователи. "Ясно,- говорит В. Шмидт, - что фетишизм сам по себе нигде не существует, ипоэтому нет никаких этнологических оснований помещать его в качествесамостоятельной ступени в самом начале религии"78. Многие ученые сомневаютсяв правомерности даже самого термина "фетишизм"79. То, что неодушевленному предмету придается сакральное значение,вытекает из общей веры в одушевленность мира, в то, что "Мана" можетраспределяться в мире неравномерно, что один предмет может иметь большесилы, а другой меньше. Очень часто фетишизм связан с верой в тотемы; священными предметамиоказываются эмблемы духа-покровителя. В Австралии такими родовыми святынямиявляются чуринги. Это обычные каменные или деревянные дощечки, расписанныесимволическими знаками80. Чуринги хранятся в особых местах, сокрытых от непосвященных. Время отвремени старейшины осматривают их. На фотографиях, которые удалось снятьнекоторым исследователям, мы видим бородатых вождей, которые с глубокойсерьезностью и с выражением сознания значительности момента созерцаютчуринги. Еще бы! Ведь в этих дощечках заключены тайные силы, которыеуправляют племенем и охраняют его. Чуринга - это живое существо. "Это совсемне кусок дерева или камня, это нечто совсем иное. Чуринга интимно связана спредком, она испытывает чувства, подобно нам: эти чувства или эмоции можноуспокаивать, поглаживая чурингу рукой, т. е. таким же путем, какимуспокаивают волнения живых людей"81. Иногда какой-нибудь фетиш приобретает значение талисмана. Онпротивопоставляет силе - силу, вредоносному влиянию - свое, защитное. Вера взначение таких амулетов проходит через все века человеческой истории.Найденные в одной ориньякской стоянке хвосты мамонтов и лапки песцов,очевидно, имели такое "охранительное" значение82. Амулеты защищают человекаот воздействия злых духов, от опасности и неудачи. Путешественников,побывавших у африканского племени тома, поразило обилие этих сакральныхзнаков. "В каждой деревне, - рассказывают они - мы видим ритуальныепредметы, которых до сих пор не замечали. На могилах предков лежат кресты избревен, просверленные посредине и нанизанные на длинный стержень, словноналоженные один на другой турникеты. На площадках стоят колышки, около нихкучкой положены кольца. На хижинах по стенам прикреплены пучки лиан-вьюнков.Под крышами висят гирлянды гибких лиан. Все эти талисманы защищают селениеили семью от огня, от смерти, от болезней"83. Охотники имеют свои особые амулеты, женщины - свои, дети - свои. Иногдавыбор фетиша оказывается совершенно случайным. Один туземец рассказывал,что, спасаясь от врага, он споткнулся о камень; он взял его с собой и с техпор почитал как фетиш. Известный русский путешественник С. Крашенинниковрассказывает о том, как некий коряк приобрел себе фетиш-жену. Он нашел нареке камень, и когда взял его в руки, "то камень на него как будто человекдунул". Он испугался и бросил камень. После этого он заболел и, решив, чтоболезнь связана с его поступком, стал искать камень. Скоро он нашел его, нона другом месте. Он взял камень себе в дом, сделал ему платье и считал своейженой84. Иногда человек убеждается, что фетиш бесполезен. Тогда обманувшему егопредмету приходится претерпеть наказание. Его бьют, истязают или простовыбрасывают85. Постепенно фетиши приобретают человекоподобный облик. На них грубонамечают черты человека - предка или духа. Такие фигурки особенно характерныдля африканских народов. Это прототипы будущих идолов. У северных индейцев мы видим превращение тотемного знака сначала видола, а затем в геральдический символ племени. В лесах Америки до сих порстоят эти изумительные по красоте изваяния. Тотемные столбы индейцевявляются подлинными шедеврами мирового искусства. Их фантастические узоры,причудливо переплетаясь, создают жуткие и манящие образы родовых духов.Человеческие маски громоздятся на звериные тела, крылья птиц соседствуют сизвивающимися хвостами легендарных чудовищ. И все это играет яркимикрасками86. В развитом язычестве божество или демон уже не отожествляется с самимизображением. Считают, что оно лишь носит в себе часть силы первообраза. Ноэлемент фетишизации сохраняется долго, и еще в древневосточных и античныхкультах мы находим следы того представления, что бог обитает внутри своегокумира. Но мы крайне обеднили бы понятие о первобытной религии, если бы сталиутверждать, что попытка установить контакт с духовным миром ограничиваласьталисманами, фетишами или тотемными изображениями. Существовал и мистический путь общения с духами, который и составляетглавный непреходящий интерес в первобытной религии. "Стихийному пандемонизму религиозного мировоззрения, - пишет Вл.Соловьев, - соответствует так называемое шаманство в области религиозногокульта"87. Нужно думать, что с течением веков духовная интуиция упервобытных людей ослабевала. И поэтому из их среды стали выделяться люди,обладающие особой мистической и оккультной одаренностью. На них былавозложена миссия посредников между человеческим родом и окружающим его миромдемонов и духов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: