Примечания

Глава 1 21. См.: А. Мень. Истоки религии, гл. 10; N. Arseniev. Revelation ofLife Eternal. New York, 1963, p. 40 ff. 22. С. Булгаков. Свет невечерний. М., 1917, с. 321. 23. Быт 4, 3. Сторонники теории происхождения религии из культа мертвыхпытались вывести и жертвоприношения из этого культа. Однако известно, чтообычай класть пишу и предметы вместе с умершим далеко не повсеместен средипримитивных народов. 24. См., напр.: Е. Eylmann. Die Eingeborenen der KolonieSudaustraliens, 1908, p. 234; M. Kinsley. Travels in West Afrika, p. 442; Л.Skinner. Lenape. N. Y., 1921, p. 19. 25. С. Токарев. Религия в истории народов мира. М., 1964, с. 96. 26. Е. Durkheim. The Elementary Forms of the Religious Life, 1961, p.223. 27. У. Чеслинг. Среди кочевников северной Австралии, с. 169. 28. С. Токарев. Цит. соч., с. 89; К. Расмуссен. Великий санный путь.М., 1958, с. 65. 29. Б. Шаревская. Религия Африки, с. 67, 86, 188. 30. Цит. по: Ch. Dawson. Progress and Religion, I960, p. 76. 31. Ch. Dawson. Progress and Religion, I960, p. 71-72; E. Durkheim. TheElementary Forms of the Religious Life, p. 222; E. Norbek. Religion inprimitive world. 1961, p. 37. 32. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление. М., 1930, с. 270. 33. Вл. Соловьев. Мифологический процесс в древнем язычестве. - Соч.,т. 1, с. 24 сл. В этой работе Соловьев исходит из работ Макса Мюллера поизучению Ведических текстов и из философии религии Шеллинга. 34. П. Флоренский. Первые шаги философии. Сергиев Посад, 1917, с. 57.Там же даны и сравнительные изображения "венер". См. также: 3. Абрамова.Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М., 1966, с. 64;П. Ефименко. Первобытное общество, 1938, с. 403; С. Дикшит. Введение вархеологию. М., I960, с. 167; С. Токарев, Религия в истории народов мира.М., 1976, с. 33, 15; S. К. Dikshit. Mother Goddess. Poona, 1943. 35. Сравнительные изображения см.: В. Никольский. Атлас по историирелигии. М., 1930, табл. 77; Д. Чаттопадхьяя. Локаята Даршана. М., 1961, с.333. 36. Л. Рид. Мифы и легенды страны Маори. М., I960, с. 9 сл. 37. Л. Анисимов. Космологические представления народов Севера. М.-Л.,1959, с. 21. 38. См.: Его же. Религия эвенков. М., 1958, с. 29; В. Анучин. Очеркишаманства у енисейских остяков. СПб., 1914, с. 76; Л. Штернберг. Первобытнаярелигия в свете этнографии. Л., 1930, с. 160; В. Равдоникас. Историяпервобытного общества, т. 2. Л., 1947, с. 31. 39. Д. Чаттопадхьяя. Цит. соч., с. 296, 322. 40. Эскимосский охотник говорил Богоразу: "Ты думаешь, это мы, мужчины,убиваем тюленей и моржей? Ничуть не бывало. Это женщины, сидя у домашнихочагов, колдовством заставляют зверей подходить к берегу и подставляться подудары" (В. Богораз. Эйнштейн и религия. Применение принципа относительностик исследованию религиозных явлений. М.-Л., 1923, с. 23). О женщинах-шаманкахсм.: С. Токарев. Религия в истории народов мира, с. 147; Л. Анисимов.Религия эвенков, с. 179, 180, 182, 184, 205; Б. Шаревская. Цит. соч., с. 63. 41. См.: С. Токарев. Цит. соч., с. 148; Д. Чаттопадхьяя. Цит. соч., с.300. Л. Штернберг. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936, с. 356. 42. См. ниже главу XIV о Критской культуре; Ch. Dawson. Progress andReligion, p. 90. 43. См.: А. Анисимов. Этапы развития первобытной религии. М. - Л., 1967с. 28. 44. Эта точка зрения изложена Энгельсом в его книге "Происхождениесемьи, частной собственности и государства". Официально принятая у настеория первоначального промискуитета, т. е. беспорядочных половых отношенийв первобытном обществе, базируется на работах И. Баховена (1861) и особенноЛ. Моргана. Однако следует заметить, что маститый автор "Древнего общества"был, к сожалению, склонен к рискованным обобщениям, а за десятилетия,протекшие с выхода его книги (1877), открылись многие новые факты и многоеизменилось в методах этнографического исследования. "Это заставляет, - пишетсоотечественник Моргана американский этнограф Р. Лоуи, - признать Морганабезнадежно устаревшим. Его труд остается крупным, открывающим новые путипроизведением человека, обладающего большим умом и примерным трудолюбием, ночерпать оттуда познания о первобытном обществе в наше время - это то же, чтоизучать биологию по работам какого-нибудь натуралиста додарвинской эпохи"(Р. Lome. Primitive Society, 1925, р. 25). 45. Ч. Маунтфорд. Коричневые люди и красные пески. Путешествие по дикойАвстралии. М., 1958, с. 124. 46. А. Коуэлл. В сердце леса. М., 1964, с. 194. 47. "Религии наименее культурных племен". М., 1931, с. 192; о пигмеяхсм.: В. Вундт. Элементы психологии народов, СПб., 1913, с. 113. У бушменов,которые не обрабатывают земли, не имеют домашних животных и живут семьями,"общепринята моногамия" (И. Бьерре. Затерянный мир Калахари. М., 1963, с.129); X. Матей. Пигмеи. Бухарест. 1966, с. 100. 48. А. Коуэлл. Цит. соч., стр. 188. 49. В. Вундт. Элементы психологии народов. СПб., 1913, с. 40. 50. Вяч. Иванов. По звездам. СПб., 1909, с. 383, 412. Глава вторая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: