Вопросы и задания. 1. Почему конспект урока можно назвать теоретической моделью урока?

1. Почему конспект урока можно назвать теоретической моделью урока?

2. Какова структура конспекта урока по экологии?

3. Дайте обоснование последовательности в оформлении конспекта урока.


5.5. Экскурсия как форма обучения экологии

Экскурсии в истории естественно-научного образования. Термин «экскурсия» происходит от лат. excursio — поездка. До начала XX в. экскурсии были эпизодическим явлением в школьной практике. Тем не менее еще в 50-х гг. XIX в. талантливый методист-биолог А. Я. Герд дал методическое обоснование экскурсии как форме обучения, сформулировал требования к проведению экскурсий, определил их место и роль в учебном процессе. Экскурсию он рассматривал как форму, дополняющую урок, как начальный этап в по знании детьми живой природы. Он подчеркивал, что изучение живой природы должно начинаться в лесу, саду, парке, на лугу.

Позже, в начале XX в. идеи А. Я. Герда об экскурсии как форме обучения естествознанию были развиты педагогами-естественни- ками В.В. Половцовым, Б.Е. Райковым, В.Ф. Натали и др.

В истории развития отечественной школы был период, когда экскурсиям стали отводить ведущую роль в естественно-научном образовании учеников. Так, в начале XX в. Д. Н. Кайгородов разработал учебную программу по естествознанию, согласно которой обучение было построено только в форме экскурсий. В связи с этим методисты того времени сложили шутливое четверостишие: «Среди лесов и огородов уж появился Кайгородов. Пришла весна».

В 20-х гг. XX в. сторонники «экскурсионного метода» считали его универсальным. В 30-х годах экскурсию признали как дополнительную форму обучения. В то же время начало XX в. характеризуется всплеском интереса к экскурсиям. В методической литературе обсуждались разные аспекты экскурсий, выяснялась их роль и место в системе других форм обучения, предпринимались попытки классификации экскурсий и разрабатывалась методика их проведения.

Признаки экскурсии как формы обучения экологии. Теоретическое обоснование экскурсии в природу как форме обучения впервые сделал Б. Е. Райков. Он еще в 20-е годы XX в. отмечал, что специфические признаки экскурсии заключаются в том, что «всякая экскурсия есть познавательная работа, которая связана с передвижением обучающегося в пространстве». Б. Е. Райков подчеркивал, что экскурсия может называться экскурсией только в том случае, если ее «моторный элемент» педагогически оправдан, т. е. изучаемый объект является экскурсионным. Это означает, что к объекту изучения экскурсант идет сам, поскольку вне места своего нахождения этот объект изучен быть не может. Например, почвенный разрез невозможно доставить на учебное занятие иначе, как в виде изображения (схемы, рисунка, фотографии).

Таким образом, отвечая на вопрос: имеется ли мера для определения «экскурсионности» объекта, можно сказать: если объект не отделим от окружающей обстановки без ущерба для правильного его восприятия, то этот объект — подлинно экскурсионный.

Признаки экскурсии посредством анализа учебно-воспитательных задач, характеристики познавательной деятельности учащихся и методов обучения установил во второй половине XX в. И. Д. Зверев. Он утверждал, что для экскурсии как формы обучения характерны следующие черты:

1. решение специфических учебно-воспитательных задач (изучение природы путем наблюдения в природе, знакомство с различными видами производства, воспитание любви к природе и груду);

2. организация познавательной деятельности учащихся в естественных условиях или специально созданной обстановке, направленной на изучение объектов и явлений с максимальным использованием наглядности;

3. стимулирование мыслительных процессов учащихся от конкретного к абстрактному;

4. ведущими методами выступают наблюдение, практическая работа (измерение, подсчет, определение);

5. организация учебного процесса предполагает предварительную подготовку учителя и учащихся к экскурсии;

6. обучение осуществляется вне школьного помещения;

7. экскурсию может проводить как учитель, так и экскурсовод;

8. экскурсанты сами идут к объекту исследования, т.е. объект должен быть таким, чтобы мог быть изучен только на месте своего нахождения (геологический разрез, биогеоценоз, водная экосистема, следы антропогенной деятельности в природе и т.д.).

По внешним признакам (время года, место в учебной теме, место проведения) экскурсии подразделяются на следующие группы:

1. экскурсии осенние, зимние, весенние, летние;

2. экскурсии в природу (природные биогеоценозы, агроэкосистемы, урбоэкосистемы), в музеи, научно-исследовательские учреждения, научно-производственные объединения, техногенные объекты;

3. вводные и заключительные экскурсии.

Образовательное значение экскурсии по экологии. Изучение природных объектов только в условиях урока невозможно, поэтому значение экскурсий очень велико.

Обучение экологии на экскурсии позволяет комплексно изучать природные объекты, устанавливать связи между живой и неживой природой, выяснять связи и зависимости между представителями разных царств живой природы. Изучение объектов в их естественном природном окружении позволяет учащимся осознать целостность и единство природы, понять смысл таких ее свойств, как системность организации, открытость, развитие и самовоспроизведение.

В ходе экскурсии у учащихся не только развиваются, обобщаются и систематизируются знания, но и предоставляются условия для раскрытия практических умений и умений исследовательского характера.

В ходе выполнения заданий во время экскурсии в природу учащиеся приобретают умения по оперированию как эмпирическими, так и теоретическими методами научного познания, умения грамотного описания фактов и анализа состояния исследуемой! биоэкологической системы (процесса, явления).

Школьники учатся собирать первичный материал для дальнейшего его исследования, применять основные методы по изучению и исследованию эколого-биологических объектов (наблюдение, описание, биологический и экологический эксперимент). После экскурсии учащиеся представляют результаты работы на экскурсии в виде отчета, коллекции, фотоматериалов.

Велико воспитательное значение экскурсий: предоставляются возможности для эстетического, эмоционального и ценностно-смыслового восприятия природы учащимися. В ходе выполнения практических заданий у учащихся развиваются чувство коллективизма, ответственность за качество выполнения поставленных учебно-исследовательских задач и ответственность за охрану природы.

Подготовка к экскурсии в природу. Для каждой экскурсии требуются тщательная подготовка и планирование. При подготовке к каждой экскурсии определяется круг вопросов, которые будут раскрыты в ходе экскурсии. Учитель заранее формулирует тему, цель и задачи экскурсии. Далее выбирается место проведения экскурсии, где учащиеся знакомятся с природными объектами. После этого необходимо определить маршрут экскурсии, уточняя места остановок для объяснения учителя, для самостоятельного наблюдения и выполнения практической работы учащимися, для сбора природного материала.

С учетом места проведения экскурсии и ее цели уточняются содержание и методы обучения, составляются задания для практической работы учащихся. Во время экскурсии важно организовать самостоятельную работу учащихся, поскольку слишком затянувшееся объяснение или рассказ учителя в таких условиях малоэффективны. Поэтому учителю следует ограничиться вводной и заключительной беседой, а акценты сместить на организацию практической деятельности учащихся и подведению итогов по полученным ими результатам экскурсии.

Затем необходимо выбрать учебное оборудование и экскурсионное снаряжение. После этого целесообразно составить план или конспект экскурсии (по аналогии с конспектом урока, см. подразд. 5.4).

Важное звено подготовительного этапа — предварительная работа с учащимися. Необходимо заранее ознакомить учащихся с целью экскурсии, ориентировать их на повторение ранее изученного теоретического материала, провести инструктаж по предстоящей работе, технике безопасности и правилах поведения в природе.

Заранее можно подразделить учащихся на группы (по 3 — 5 человек) и сформулировать для выполнения каждой группой задания. Как правило, при выполнении заданий требуется определенная помощь со стороны учителя (в таких случаях учитель может переходить от группы к группе, контролировать ход выполнения работы). Наибольшее распространение на экскурсиях в природу получила групповая работа, но возможно выполнение и индивидуальных заданий.

Проведение экскурсии в природу. Каждую экскурсию следует начинать с характеристики места проведения (лес, водоем, болото, пустырь, парк, поле) по признакам — черты ландшафта и типичные растения. В начале экскурсии следует отметить признаки сезонного состояния природы, обратить внимание учащихся на эстетические характеристики — формы, окраску, освещение, запахи, звуки. Каждая экосистема изучается в ее функционировании и развитии. Следует помнить, что экскурсия не должна напоминать лекцию под открытым небом.

Важным моментом в экскурсии следует считать непосредственное общение учащихся с природой. Для этого организуются самостоятельные наблюдения учащихся за природными объектами и явлениями.

В качестве конкретного примера рассмотрим описание практической работы по изучению действия антропогенных факторов.

Тема. Определение антропогенных нарушений почвы

Цель работы, ознакомиться с различными антропогенными нарушениями на знакомом участке местности; предложить меры, обеспечивающие снижение антропогенных воздействий на почву.

Оборудование: карта (план, схема) местности.

Ход работы.

Выберите хорошо знакомый вам участок местности (вблизи школы, места жительства, отдыха).

Укажите виды антропогенных нарушений почвы, заполнив соответствующие графы в таблице:

Нарушение В чем выражается нарушение
Лесохозяйственное Эрозия почв (ветровая, водная)
Промышленное Механическое нарушение (уплотнение, переувлажнение, иссушение), замусоривание, пожарища и др.
Строительное Загрязнение почв (засоление, закисление, загрязнение нефтепродуктами, удобрениями, тяжелыми металлами, другое)
Транспортное Уплотнение почвенного слоя
Рекреационное Уплотнение, замусоривание, пирогенные нарушения

Приложите к описанию иллюстративный материал: карты, схемы, фотографии, зарисовки, образцы природных объектов и др.

Опишите, по возможности подробнее, нарушения почв.

Нарушения Описание нарушений
Площадь распространения Форма участка, протяженность, ширина, общая площадь и т.д.
Признаки выявленных нарушений В чем выражаются нарушения?
Стадия нарушения Начальная, развитая, сильная, катастрофическая и др.
Вид воздействий, ставших причиной нарушений Укажите вид воздействия
Характер воздействий (по интенсивности и продолжительности) Низкое, среднее, высокое, очень высокое; продолжительное, периодическое (подчеркните нужное)
Влияние на природный комплекс В чем выражается влияние?

Нанесите отметки на карту (план, схема) об антропогенном нарушении почв местности. Используйте данные о местности: наименование населенных пунктов, улиц, дорог, рек, ориентиров и т.д.

Сформулируйте предложения по снижению антропогенных воздействий на почву. Сделайте выводы.

При проведении учебной и исследовательской работы во время экскурсии учащиеся собирают материал (пробы воды, почвы, целые растения и их части) для дальнейшего его изучения на уроках экологии. При сборе материала (особенно живых объектов: растений, насекомых, моллюсков и др.) следует учитывать требования, вытекающие из правил охраны природы, и полностью исключить из заданий сбор редких и исчезающих видов растений и животных.

Результаты наблюдений и выполнения практических заданий учащимися должны быть оформлены в виде отчета. Результаты самостоятельной групповой или индивидуальной работы, выполненной учащимися во время экскурсии, докладываются на одном из ближайших уроков экологии. На этом уроке обсуждаются результаты работы и отчеты учащихся, подводятся итоги экскурсии в природу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: