Вопросы и задания. 1. Назовите главные признаки экскурсии как формы обучения экологии

1. Назовите главные признаки экскурсии как формы обучения экологии.

2. Какие критерии лежат в основе классификации экскурсий по экологии?

3. Что включает предварительная подготовка учителя к проведению экскурсии?

4. Разработайте конспект экскурсии к теме «Строение и структура лесного биогеоценоза».


5.6. Внеклассная работа по экологии

Внеклассная работа по экологии. Внеклассные занятия — это форма различной организации работы учащихся в соответствии с их познавательными интересами, проводимой под руководством учителя. Для такой работы характерны высокая познавательная активность и самостоятельность учащихся по изучению природы. Основные характеристики внеклассной работы — свободный выбор тематики занятий; отсутствие строгого регламента учебного времени и изучаемого материала; зависимость содержания работы от познавательных интересов самих учащихся.

Основные учебно-воспитательные задачи внеклассных занятий следующие:

• создание благоприятных условий для проявления творческих способностей;

• изыскание реальных природоохранных дел, доступных для детей и имеющих конкретный позитивный результат в деле охраны природы;

• внесение в деятельность учащихся романтики, творчества, элементов игры, оптимистической перспективы.

В школе предпочтение отдается организации экологических кружков, школьных научных обществ, клубов. Это позволяет учащимся творчески общаться, направить творчество в конструктивное созидательное русло. Успех всех мероприятий с одной стороны зависит от заинтересованности и активности учащихся, а с другой — от педагогического воздействия и умения учителя организовать познавательную деятельность учащихся в области охраны и рационального природопользования.

Правильно организованная внеклассная работа предоставляет возможности для развития у учащихся более глубоких и системных знаний по экологии; формирования у них познавательного интереса к проблемам экологии; развития творческих способностей; создания положительного эмоционального фона в процессе обучения экологии.

Кроме того, внеклассная работа не терпит штампов и шаблонных рецептов в преподавании, а требует творческой деятельности как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

Виды внеклассной работы. К групповым видам внеклассной работы относятся занятия, проводимые с группой учащихся определенного возрастного состава. Это могут быть тематические кружки по экологии, факультативные занятия, работа «ассистентов» в кабинете экологии, заседания школьных научных обществ, экологических клубов. Такая организация внеклассной работы позволяет более гибко, с учетом познавательных интересов, потребностей и возможностей осуществлять дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения учащихся экологии.

В настоящее время наметилась тенденция к организации внеклассной деятельности учащихся в гомогенных группах т.е. когда в состав одной группы входят учащиеся примерно одного уровня интеллектуального развития. Это далеко не всегда оправдано, поскольку формирование гетерогенных групп имеет большее воспитательное значение и способствует созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе, когда на практике осуществляется взаимопомощь.

В массовых мероприятиях (обычно разовых и эпизодических) чаще всего задействуются учащиеся всей школы. Данные общешкольные мероприятия направлены на привлечение внимания всех учащихся к каким-либо важным экологическим проблемам. Например, в школах проводятся такие общешкольные мероприятия, как декада экологии, День Земли (22 апреля), КВН, экологические олимпиады, тематические вечера, выставки, конкурсы.

Индивидуальные занятия ведутся с отдельными учащимися. Это может быть работа с учениками, выполняющими экологические проекты, осуществляющими учебно-исследовательские задания по экологической тематике. Для такой работы необходимы индивидуальные консультации. Цель индивидуальных занятий в системе внеклассной работы по экологии — развитие у учащихся познавательного интереса к экологии, к исследовательской деятельности и интереса к профессиям, связанным с экологией.

К групповым видам внеклассной работы относятся факультативные занятия, характерные особенности которых отличают их от кружковой работы. Факультативные занятия проводятся по специально разработанным и утвержденным программам. Цель факультативных занятий — усиление теоретической и методологической подготовки учащихся, содействие профориентации и подготовке их к выбору профиля обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. На факультативных занятиях развивается интерес учащихся к изучению проблем экологии, происходит углубление знаний. В отличие от кружков факультативные занятия должны отвечать ряду требований. Их содержание в большей степени зависит от логики учебного предмета, от материальной базы учебного заведения. Посещение факультативных занятий для учащихся обязательно. Все записи, касающиеся факультативных занятий, фиксируются в классном журнале.

Экологический туризм. Это особая форма организации внеклассной работы, позволяющая развить у учащихся любовь к природе и сформировать у них ценностные ориентации.

Термин «экологический туризм» впервые был предложен в 1980 г. мексиканским экономистом Гектором Цебаллос-Ласкурья. По его мнению, экологический туризм означает сочетание путешествия и бережного отношения к природе, позволяя объединить радость знакомства и изучения образцов флоры и фауны с возможностью содействовать их защите. Бережное отношение к природным объектам — смысловое содержание экологического туризма.

Проблема понимания сущности экологического туризма волнует многих специалистов. Существует несколько определений понятия «экологический туризм»:

1) любая форма туризма, основанная на естественной экологической привлекательности страны;

2) туризм, который включает получение информации об охране окружающей среды;

3) путешествия в уникальные уголки природы со специфическими целями изучения редких растений, животных, особых типов экосистем;

4) путешествия, которые могут способствовать положительным связям между туризмом и сохранением биологического разнообразия.

В словаре международных туристских терминов под экологическим туризмом понимается рекреационная деятельность человека, наносящая минимальный урон окружающей среде. Экологическим туризмом называют также путешествия с целью посещения, изучения и сохранения объектов всемирного культурного и природного наследия.

В настоящее время экологический туризм выражается в виде различных мероприятий, связанных с формальным или неформальным экологическим образованием. К ним относятся изучение памятников природы (например, организованные спелеологами экскурсии для школьников в Саблинские пещеры под Санкт- Петербургом), различного вида экспедиции, выезды экологического десанта (например, участие учащихся в природоохранительной деятельности). Создание краеведческих музеев, посещение птицеферм, мясо-молочных хозяйств, территории агрофирм, а также очистных сооружений можно отнести к агротуризму, являющемуся составной частью экологического туризма.

В мероприятиях, связанных с экологическим туризмом, учащиеся имеют возможность применять знания, умения и навыки, полученные при изучении географии, физики, химии, биологии и экологии, краеведения, истории, литературы.

Экологический туризм в средней школе позволяет осознать учащимся необходимость соблюдения правил поведения в природе, а также ознакомиться с правилами такого туризма. Эколого-туристическая работа — важная составная часть правительственной программы по охране окружающей среды и воспитанию экологически грамотных граждан.

Методические условия внеклассной работы. Эффективность внеклассной работы зависит от соблюдения следующих условий:

• гармоничное сочетание разных видов внеклассной работы с другими формами организации обучения экологии;

• доброжелательный и доверительный стиль взаимоотношений учителя и учащихся (недопустимость авторитаризма учителя, поскольку он блокирует инициативу, самостоятельность и творчество учащихся);

• творческий подход учителя к разработке методики внеклассной работы;

• четкое определение учебных, развивающих и воспитательных задач внеклассной работы и места конкретного вида работы в учеб- но-воспитательном процессе;

• конструирование содержания занятий в соответствии с требованиями учебной программы и учетом интересов школьников по изучению экологической проблематики;

• актуальность тематики внеклассных занятий.

Выполнение этих требований позволяет учителю развивать

интерес учащихся к экологии, а учащимся иметь более высокое качество знаний по данному предмету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: