Методы обучения экологии

6.1. Общая характеристика методов обучения экологии

Понятие «метод обучения». Метод (от греч. methodos — путь, способ) — совокупность приемов или операций освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению заданного результата, соответствующего поставленной цели. Следовательно, любой метод предполагает осознанную цель, без чего вообще невозможна целенаправленная деятельность человека. Любой метод в действии предполагает поставленную цель, включает соответствующую этой цели деятельность, необходимые средства достижения цели.

Методы обучения отличаются от методов, применяемых в любой другой сфере деятельности человека, так как обучение — процесс двусторонний: он складывается из взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Определение понятия «метод обучения» должно исходить из признания единства деятельности учителя и учащихся, т.е. характеризовать эту деятельность. Кроме того методы обучения предусматривают усвоение тех или иных компонентов содержания и определяют тот или иной способ деятельности учащихся и учителя.

Методы обучения призваны обеспечить усвоение всех компонентов содержания экологического образования, способствовать развитию и воспитанию личности ученика.

Исследуя проблему методов обучения, известные педагоги И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин подчеркивали, что методы обучения имеют внешнее и внутреннее проявление. Внешнее проявление методов (его форма) обусловлено влиянием источника знания и связано либо со словом (словесные методы), либо с образом изучаемого объекта или его изображением (наглядные методы), либо с выполняемыми действиями (практические методы). Внутренняя сторона метода (его содержание) связана с характером познавательной деятельности учащихся, их самостоятельностью и активностью в процессе обучения.

Классификация методов обучения экологии. Классификация имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как служит основой для выбора методов и оценки их эффективности в процессе обучения.

В педагогике, дидактике и предметных методиках существуют различные подходы к классификации методов обучения, например:

• по дидактическим целям — методы, способствующие усвоению учебного материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний;

• по характеру деятельности учителя и деятельности учащихся — методы изложения нового материала учителем; методы самостоятельной работы учащихся;

• по дидактическим задачам — методы приобретения знаний; формирования знаний и умений, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний;

• по уровням познавательной активности учащихся — методы объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемного изложения, эвристические или частично поисковые; исследовательские;

• по способам осуществляемой деятельности — методы, стимулирующие мотивацию учения; методы организации и реализации учебных действий и операций; методы контроля и самоконтроля;

• по источнику знаний — методы словесные, практические, наглядные.

Классификация методов обучения, разработанная Н. М. Верзилиным еще в 1950-х гг., широко принята в методике обучения биологии и основана на учете трех критериев: 1) источник знаний; 2) характер деятельности учителя; 3) характер деятельности учащихся.

Однако классификация по источнику знаний имеет и серьезный недостаток: методы в ней выделены только по внешнему признаку без учета характера познавательной деятельности учащихся. Данная классификация не ориентирована в должной мере на развивающее обучение.

В реальной практике обучения работу с каждым источником знаний можно организовать по-разному. Например, экологический атлас может быть использован по ходу объяснения учебного материала для показа места нахождения экологических объектов или явлений. Деятельность учащихся в этом случае сводится к восприятию учебной информации и запоминанию пространственного размещения экологических объектов. По существу несколько иной будет познавательная деятельность учащихся, если учитель предложит им самим отыскать в атласе те или иные объекты, связанные с новой экологической информацией. Кроме того, работу с экологическим атласом можно организовать и иначе, предложив учащимся составить экологическую характеристику отдельного района, города или области по типовому плану. На основе работы с экологическим атласом можно стимулировать творчество школьников.

Как отмечал И.Д.Зверев, правильнее классифицировать методы обучения с учетом внешней стороны метода и их внутренней (психологической) сущности:

Внутренняя сторона Внешняя сторона
Словесные Наглядные Практические
Объяснительно-иллюстративные      
Частично поисковые      
Исследовательские      

Данная классификация также не может полностью охватить все аспекты методов, но она проста и отражает взаимосвязь внешней и внутренней сторон метода.

К группе словесных методов относят рассказ, объяснение, беседу, лекцию. Группу наглядных методов обучения представляют демонстрации опытов и наглядных пособий, показ экологических объектов и явлений, презентации мультимедийных средств и просмотр кинофильмов и видеофильмов. Группа практических методов включает работу учащихся по изучению объекта во время практических и лабораторных работ на уроке, при выполнении самостоятельных заданий на экскурсии.

В ходе применения объяснительно-иллюстративного метода учитель сообщает готовую информацию с помощью разных средств, а учащиеся воспринимают эту информацию, осознают и фиксируют в своей памяти. При этом учащиеся слушают, смотрят, читают, наблюдают. Воспроизведение и повторение способа деятельности или информации по заданию учителя — главные признаки этого метода.

При частично поисковом методе в ходе поиска и отбора учебной информации учащиеся применяют знания и умения для решения новых задач и презентации полученных результатов. Исследовательские методы выполняют важные образовательные функции: они содействуют осмыслению знаний, оперативному и гибкому применению их учащимися, позволяют сформировать опыт творческой деятельности.

Методические приемы. Любой метод в практике обучения реализуется с помощью методических приемов — элементов метода, выражающих отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Методические приемы могут носить логический, организационный и технический характер (это классификация по характеру деятельности). Часто одни и те же приемы входят в состав разных методов. Разнообразие методических приемов проявляется в процессе применения системы методов обучения. Одни и те же методические приемы могут быть элементами разных методов, в чем проявляется компенсаторный характер этих приемов. Разновидностей методических приемов в действительности очень много. В умении их применения на практике проявляется мастерство учителя. Все многообразие методических приемов можно сгруппировать по их ведущей функции. Классификация методических приемов впервые была применена в методике обучения биологии Н. М. Верзилиным и В.М.Корсунской. Они предложили три основные группы методических приемов — логические, организационные, технические.

Логические приемы используются при реализации всех методов обучения. Роль логических приемов особенно велика для развития у учащихся мыслительной деятельности и познавательной активности. Эти приемы воплощаются в формулировании вопросов, выявлении существенных признаков изучаемого объекта (анализ и синтез, сравнение и сопоставление, абстрагирование, обобщение и конкретизация), в логике изложения учебного материала (индукция и дедукция, выделение главного и второстепенного, констатация фактов, приведение примеров, формулирование выводов).

Организационные приемы способствуют ориентированию внимания учащихся на восприятие и познавательную деятельность. К ним относятся запись плана, демонстрация объекта со стола или с обходом по классу, организация учащихся на работу в группах, индивидуально или фронтально и т.д.

Владение организационными методами — один из ярких показателей мастерства учителя, его профессионального опыта и творчества. С их помощью учитель координирует работу учащихся всего класса, поддерживает дисциплину и внимание, заинтересованность и работоспособность учащихся.

Технические приемы — это приемы использования различного оборудования. Например, для словесных методов техническими приемами могут быть записи на доске, на карточках, воспроизведение на экранных носителях. Для наглядных методов технические приемы проявляются в демонстрации результатов опытов или объектов на экранах разного фона (на белом или черном), в прикреплении рисунков, схем, таблиц на классной доске или креплении на магнитной доске.

Многообразие методических приемов, их сочетание на уроке и в других формах обучения экологии показывает творческую инициативу и педагогическое мастерство учителя. Творчески работающий учитель изобретает новые методические приемы, трансформирует общеизвестные, добиваясь наилучших результатов обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: