Важная реалия – «образ Божий»

A. Происхождение человека по Божьему решению

Прямой творческий акт Бога

a. Ключевой текст – Быт 1:26-2:25

1:26 «сотворим»

1:27 «сотворил Бог… сотворил… сотворил…»

2:7 «создал Господь Бог… и вдунул…»

Сотворил по образу Божьему (обратите внимание на повторение)

Сотворил мужчину и женщину в шестой день

Сотворил как 'душу живую'

Сотворил Адама и Еву по отдельности, но единство расы не нарушено – 2:22-23

!b,YIw: (bānâ) = «строить»

Яхве представлен в Писании как зодчий всего творения и истории. слово используется метафорически для описания завершающего акта творения на благо человека, когда Он 'построил' из ребра, взятого у Адама, женщину...

от/из – использовано 3 раза!

Сотворил их как источник жизни для всех людей – Быт 3:20 ср. Деян. 17:26

Объяснил им, чтобы они владычествовали

Важная реалия – «образ Божий»

a. Термины, описывающие «образ Божий»

~l,c, = «образ, подобие, сходство» (BDB, p. 853)

или «статуя, копия, изображение, макет» (KB 2:804)

tWmd. = «подобие, похожесть» (BDB, p. 198)

или «модель, форма» (KB, p. 213)

b. Термины по сути синонимичны

Оба слова используются в контекстах, показывающих, что между двумя объектами должно быть сделано допустимое сравнение, причем один объект исходный (прототип), а другой – конечный (копия).

Предлагаются следующие варианты:

(1) ограничительная конструкция

(2) гендиадис (от гр. e[ndiaduj, пример в русском: Жили-были, лягушка-квакушка, страсти-мордасти, трава-мурава, чудо-юдо) – два слова описывают одну идею

(3) эмфатическое выражение – два слова выделяют особенно ярко

Вероятно, лучше объяснять фразу «по образу и подобию» как (3), эмфатическое выражение, т. е. «именно по образу Божьему»

c. Определение понятия «образ Божий»

«Библия не сообщает нам точного содержания первоначального образа» (Carl F. H. Henry, God, Revelation and Authority, 2:125).

В результате грехопадения образ Божий не был потерян.

Можно рассмотреть изложение Эриксона (гл. 23):

Субстанциальный взгляд – природа

Реляционные взгляды – отношения

Функциональный взгляд - функция

Итак, надо сформулировать краткое определение:

Эриксон: «Образ относится к элементам, составляющим природу человека, которые позволяют ему исполнять свое предназначение. Образ – это сила личности, позволяющая человеку, как и Богу, взаимодействовать с другими людьми, мыслить и осуществлять свободный выбор» (Христианское богословие, 436).

ШэферЧейфер: «Писание говорит не о Божьем образе в человеке, а только о человеке созданном по образу Божьему. Это указывает на глубокий принцип в библейском мышлении. Он предполагает, что Бог служит причиной человека… Следовательно, под ‘образом Божьим’ Библия имеет в виду не те элементы в человеке, по которым можно составить представление о Боге, но напротив, те черты Божества, которые скопированы в человеке» (Chafer, Systematic Theology 2:169-70).

Райри: «Образ Божий – это человек целиком; живая, разумная, свободная и нравственная личность» (Основы богословия, 220).

Пейн: «Подводя итог, его можно определить, как совокупность высших сил человека, отличающих его от животного творения» (Payne, The Theology of the Older Testament, 227).

Генри: «С самого начала человек изображается в Библии не как высокоразвитое животное, но как создание, наделенное уникальными качествами, очень явно отличное от низшего животного мира и явно связанное с Богом через дарованный Богом образ. От самого своего сотворения человек представляет собой личностное существо в сознательном духовном общении со своим Создателем. Традиционно Божий образ в человеке чаще всего рассматривают в терминах интеллектуальных и нравственных способностей человека; они служат предпосылкой не только для человеческой цивилизации и культуры, но и для осмысленного и ответственного личного общения с Богом… Наряду с интеллектуальными и нравственными способностями человека элементами Божьего образа считают способность превзойти себя, волеизъявление, бессмертие… Божий образ, единое целое, состоящее из взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих и обуславливающих друг друга, включает в себя рациональные, моральные и духовные аспекты, как формального, так и материального характера» (Henry, God, Revelation and Authority, 2:125).

ОЦЕНКА И ОТВЕТ:

Все эти определения не являются краткими и ясными. И по причине того, что в Писании нет одного ясного утверждения в отношении образа Божьего, мы должны учитывать все Писание для формулировки определения:

Краткое определение человека, как образа Божьего: Личное, духовное, вечное, нравственно ответственное существо, в чем-то отражающее Своего Творца.

Анализ слов «образ и подобие» указывает на ‘определенную форму или вид’ и на ‘нечто, что можно представить видимым образом’.

Вывод: Вероятнее всего, что человек был создан именно по образу Божьему и в чем-то сильно похож на Творца. Это существенное сходство нельзя просто отодвинуть в сторону, посчитав его просто метафорой или образным выражением. Термины, а значит, и сама концепция, подразумевают идею формы, вида и вещественности. В противном случае придется допустить, что в данных контекстах образ и подобие имеют смысловой оттенок, отсутствующий в остальных местах.

d. Смысловое ударение и следствия из этого выражения

Употребление этой фразы как в ВЗ, так и в НЗ всегда указывают на тварное происхождение человека – сотворен по образу, следовательно, он всегда остается творением!

ВЗ и НЗ употребление также служит основанием для обращения одного человека с другим (см. Быт. 9:6 и Иак. 3:9).

Важная особенность: Для падшего человека образ Божий служит основанием для государственной власти и поведения в обществе.

Важный вывод: при грехопадении человека образ Божий не был утрачен. «То, что объединяет людей, следует искать не в их системах религиозной мысли, а в «образе Божьем», который в определенной мере уцелел в каждом человеке. Хотя нравственный катаклизм грехо-падения сильно повредил образ, но не истребил его полностью… Содержание образа уменьшилось, нарушилось и даже исказилось, …, однако не было искоренено» (Henry, God, Revelation and Authority, I:405-6).

Важное сравнение: человек явно ценнее при сопоставлении с другими созданиями (Мф. 10:31 и 12:12).

В свете этого учения можно задать следующие вопросы:

(1) Позволительно ли из данных сведений сделать вывод, что человек – это маленький бог?

(2) При таком употреблении допустимо ли провозглашение собственного величия и значительности?

e. Важная связь с христологией: воплощение!

Ин. 1:14,18 и Евр. 2:14-18

Кол. 1:15 и Евр 1:3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: