Гороскоп подростковой личности

А теперь мы переходим к рассмотрению личности второго уровня развития – подростковой. Здесь человек идентифицирует себя со своими длительными программами и устойчивыми ценностями, и как те, так и другие у него имеются. Он способен на сравнительно длительное целеполагание и целедостижение.

У подростковой личности бывают характерные иньские и янские роли: я их собирательно условно называю Гусь и Деятель. Иногда мы поводу какого-то человека говорим: «Ну, это гусь!» В этом есть что-то пренебрежительное, но, в то же время, и уважительное: что-то в нем вызывает восхищение, чем-то он существенно выделяется на фоне окружающей социальной среды.

Типичный пример – это Аристократ – как роль. Это человек, который держит себя как аристократ, он одевается как аристократ; может быть, он больше ровным счетом ничего не делает, но образ свой держит.

А вот Красивая Женщина. Она всегда в форме, тщательный и дорогой макияж на лице, всегда старается изысканно одеваться. И всем понятно, что на улице она появится в сопровождении кавалера (а чаще двух).

Еще одна подростковая роль – это Оригинал. Это человек, который в любой ситуации хочет, как говорится, выпендриться. И у него это получается. Он часто демонстрирует небанальный взгляд, небанальное поведение. О нем можно рассказать кому-то еще, и рассказ будет воспринят с интересом.

Для того, чтобы освоить роли Аристократа, Красавицы, Оригинала нужны значительные усилия. И подростковая личность на эти усилия идет.

А есть у нее роли янские: активные, деятельные, например, Карьерист – в хорошем или плохом смысле. Человек, который хочет сделать карьеру, достичь определенной цели.
Или человек, который достиг определенного положения и теперь успешно и не без труда в нем функционирует. Вот Директор – как роль. Человек чувствует себя директором. И он в этой директорской роли и состоит, и исполняет функции этого директора. И с ними идентифицируется.

Еще одна похожая янская роль – Хозяин. У него есть какое-то хозяйство. И он этим хозяйством управляет. И это его цель – поддержание хозяйства на определенном уровне.

Коллекционер. Я думаю, вы можете продолжить это перечисление сами.

Для человека всегда психологически очень важен момент перехода с уровня на уровень. Живет себе инфантильная личность и живет, и вдруг звенит колокольчик, и она становится подростковой. Что при этом происходит? Происходит чудо. Но каков его механизм?

Например (иньский вариант), у инфантильной личности появляется крупный соблазн. И она уже в своих мечтах не разбрасывается и ни о чем, кроме этого соблазна, не думает. Этот соблазн каким-то образом собирает вместе все ее силы, и она начинает неуклюже, но не отвлекаясь, двигаться в направлении этого соблазна. При этом происходит нечто совершенно невероятное: с астрологической точки зрения, включаются все ее квинтили, секстили, септили и полуквадраты, какие есть в карте – по крайней мере, соответствующие сюжеты подходят уже к самой грани возможного осуществления. Можете себе представить, какая это силища! Пусть они еще только-только опробованные или даже совсем не опробованные – но они уже есть.

Или второй, янский вариант: человек ставит себе цель и действительно начинает ее добиваться, и в какой-то степени с этой целью идентифицируется – хотя она охватывает далеко не все в его жизни.

Когда это происходит, происходит перелом и в судьбе человека, и в его личности. А в его жизни начинаются новые сюжеты – и качественно по-новому начинают звучать старые.

Рассмотрим эту тему в преломлении дуговых аспектов гороскопа.

Соединение. Подростковая личность замечает свои соединения, частично осознает их, как-то себе их формулирует (не на астрологическом языке, разумеется, а на каком-то своем собственном) как особенности своей жизни и имеет в виду – по крайней мере, некоторые, соответствующие наиболее активным планетам его гороскопа.

Например, стоит у человека Венера в соединении с Солнцем высоко над горизонтом, в Х доме. По своему опыту он будет знать, что новая программа, новая работа входит в его жизнь через молодую, нередко красивую женщину – а если таковой не обнаруживается, то вариант, скорее всего, окажется негодным или быстро провалится. Причем это должна быть не "лунная" особь, по которой сразу видно, что ее основное жизненное предназначение это готовить пищу и быть незаметной для глаза. Это должна быть именно венерианская особа, которая заметна для мужского глаза, даже более, чем заметна – по крайней мере, для его глаза. И он эту закономерность отследит и будет ее иметь в виду.

И такого рода стихийная философия или суеверия возникнут у подростковой личности в связи с соединениями его планет, и он, скорее всего, будет склонен их обобщать на весь мир. Он будет считать, что и у других людей ритм жизни обладает теми же свойствами и особенностями.

Обычно одна из планет в соединении сильнее. Какая именно, можно пытаться определить по самому гороскопу, и здесь у астрологов есть некоторые принципы определения сравнительной силы. Но они все работают весьма условно. Дело в том, что в разные периоды жизни человека возможны различные акцентировки: в один период – одна из планет сильнее, а в другой период – другая, так что наряду с эссенциальными достоинствами, вытекающими из положения планеты в гороскопе, нужно еще учитывать ее роль в фактической жизни человека в настоящий период.

Но в данный период жизни всегда одна из планет в соединении сильнее, а вторая при ней состоит, являясь как бы ее спутником. И человек к этому привыкает. Мысль о том, что возможна противоположная ситуация, когда первая планета будет вспомогательной и лишь спутником второй, ему в голову не приходит – а это возможный и качественно иной сюжет его жизни.

Поэтому, интерпретируя карты, приучайтесь с самого начала не интерпретировать аспект как единое целое. У каждого аспекта есть две совершенно разных интерпретации: как одна планета через аспект влияет на вторую, и как вторая через тот же самый аспект влияет на первую. Это два совершенно разных сюжета, и им соответствуют разные тексты интерпретации. И здесь нас геометрия гороскопа, если его прямолинейно понимать, может вводить в заблуждение.

Множественные соединения (стеллиумы). Им свойственна мощная энергия, подростковой личностью практически не управляемая. Но заметьте, что стеллиумы в гороскопе подростковой личности существенно скромнее, чем в гороскопе инфантильной – здесь орбис уже не 28 0, а где-то около 14 0 (см. таблицы в конце книги). Однако, в отличие от инфантильной личности, подростковая будет осознавать энергию своих стеллиумов. Она будет чувствовать: "Я в потоке! Ко мне пришла сила!" Это совсем не обязательно положительное переживание: часто эта сила дисгармонична и является внешним или внутренним насилием.

Но при этом обязательно одна из планет стеллиума будет доминирующей, а остальные будут как бы вспомогательными, и будут лишь окрашивать своими характеристиками принцип доминирующей (основной) планеты стеллиума. И задача астролога – определить, какая планета в стеллиуме ведущая, и лишь после этого заниматься интерпретацией.

Вот, например, соединение Меркурия и Венеры. Какая из этих планет доминирует в жизни человека? Если это деловой человек, то ясно, что у него на работе будет доминировать Меркурий: встречи, договоры, рассуждения, расчеты, варианты и т. д. Но человек обратит внимание на то, что все его рабочие сюжеты идут лучше, если он подчеркнуто вежлив и обходителен, элегантно одет и причесан. Вы скажете, что это у всех деловых людей так – но в разной степени! Кроме того, сами обстоятельства будут человека к этому вынуждать.

Но если говорить о любви, тут уже Венера главная планета. Кого этот человек будет любить? Того, с кем ему будет интересно, кто расскажет ему что-то интересное, познакомит с чем-то или кем-то значимым, и т. д. Если это женщина, то она будет любить умных мужчин, и млеть от их рассуждений на серьезные темы. Если это мужчина, он может обожать болтовню своей подружки на самые пустые темы – она в этот момент будет казаться ему неотразимой в своей прелести.

Чем отличается подростковая личность от инфантильной? Частичным осознанием эффектов своего гороскопа (другими словами – особенностей ритма своей жизни) и целенаправленными попытками их корректировать или к ним приспосабливаться. Например, имея уже упоминавшееся соединение Солнце – Венера в десятом доме, человек будет отслеживать свою склонность к служебным романам (особенно со злоупотреблением служебным положением – вы знаете термин "научно-техническая проституция"?), и он (она) будет их как-то ограничивать: например, не заводить романов с непосредственными подчиненными и начальниками. Это он (она) в какой-то момент себе запретит. Но все равно, какое-то эротическое напряжение на рабочем месте у него возникать будет. От этого никуда не денешься. Но он постарается заключить его в разумные рамки, и в какой-то мере в этом преуспеет – если действительно захочет.

Оппозиция. У инфантильной личности оппозиция не осознана. Подростковая личность ее уже осознает. Она по-прежнему, как правило, идентифицирует себя с одной из планет в оппозиции, проецируя принцип другой на внешний мир (например, на партнера), но здесь уже нет непримиримого антагонизма между планетными принципами, типичного для инфантила. Здесь уже понятно, что это диалектическое противоречие, а именно, между по видимости противоположными принципами есть много общего.

Например, оппозиция может проявиться как соотношение между мечтой человека и ее реализацией. У человека будет очень далекое расстояние от одного до другого, если одна из планет в оппозиции идентифицируется у него с мечтой, а другая – с непосредственными достижениями. И здесь человек будет более последователен, более устойчив в своей идентификации с одной из планет в оппозиции: инфантильная личность идентифицирует себя то с одной планетой, то с другой в совершенно хаотическом режиме, подростковая же в этом отношении будет более последовательна.

Рассмотрим, например, оппозицию Солнце – Марс. Вообще это мужской и рабочий аспект, то есть человек по идее должен в жизни много и ответственно трудиться. Если Солнце сто и т сильнее Марса, он будет говорить: "Я хочу стать начальником. Я буду командовать, а они будут работать". Но в его жизни, естественно будут ситуации, когда он будет работать (по Марсу), а кто-то будет им командовать – или конкретный начальник, или безличный императив. Однако он будет эти ситуации осознавать и ощущать как временные. Они его не очень устраивают, он хотел бы наоборот, но плохо понимает, как это сейчас конкретно сделать. У него еще не будет возможности свободно помещать себя и в одну позицию, и в другую – но он хотел бы этому научиться.

Он обычно стоит на определенной акцентуации: "Я – прирожденный руководитель. И ничего с этим не сделаешь. А подчиненный труд – не для меня, хотя почему-то нередко мне приходится им заниматься." Но где-то в подсознании у него будет и противоположная позиция, то есть он будет чувствовать, что он может быть и подчиненным трудягой – но при условии, что найдет адекватного начальника.

Луна в оппозиции к Марсу. Здесь Луна будет принципом «я хочу», а Марс – принципом «пусть они работают». "Я хочу этого, и пусть они для этого приложат все усилия. И я не должна им приказывать (Луна – не Солнце), они должны сами догадаться, чего именно я хочу". Для женщины это очень тяжелый аспект. Но не для нее самой, а для тех мужчин, которые ее окружают. Она действительно будет так хотеть, что они будут кидаться куда-то даже без ее прямых указаний, и что-то лихорадочно делать. А ее это не будет устраивать: оппозиция в непроработанном виде воспринимается конфликтно и тяжеловато. Но подростковая личность делает первый и самый трудный шаг в проработке этого аспекта – она его осознает.

Но реально-то бывает и наоборот: имея оппозицию Луна – Марс, человек регулярно будет брать на себя марсовские роли и о ком-то заботиться, причем в полярной модальности, как бы подчеркивая, что он заботится не о себе, а о ком-то или о чем-то, что от него отделено, и является по отношению к нему чем-то подчеркнуто внешним. Но он будет слабо отслеживать ситуации смены своих ролей: лунной на марсовскую и обратно.

Оппозиция Нептуна. Вообще это трудный для проработки аспект, и подростковая личность лишь начинает его осознавать – но ни в коей мере не управлять им. Она осознает искажения в сфере планеты, оппозиционной к Нептуну, но не понимает, с чем они связаны и как их можно откорректировать или утилизировать. И она будет чувствовать, что при включении этой оппозиции либо у нее, либо у партнера сильно искажается реальность. Но кто кому морочит голову, ей до конца неясно – по крайней мере, ее взгляды на эту тему могут со временем меняться.

Трин. Этот аспект у подростковой личности смотрится получше, чем у инфантильной – но и орбис у него поменьше. Подростковая личность уже частично осознает удачу и гармонию, которую приносит трин. Она понимает: «Мне здесь повезло, это чего-то стоит. Я могу использовать это для достижения поставленной цели. У другого этого может и не быть». Талант, который дает трин, подростковой личностью воспринимается как естественный, но в то же время она чувствует, что его можно и должно разумно использовать – и начинает это делать. Другими словами, здесь с эффектами трина идет простейшая, но конструктивная работа.

Этот человек более точно, чем инфантильная личность, знает, к кому, куда и как надо подлипнуть, чтобы пышное одеяло само собой каким-то своим краешком на него наехало и ему стало хорошо, и он что-то для себя получил без особенного труда – но и без откровенного паразитизма. Он же, наработав определенный потенциал, может естественным образом выступать в роли командира над такими подлипалами, располагая их вокруг себя удобным для себя способом. А они будут ему всячески льстить, поднимая ему настроение. При этом будет наблюдаться определенный баланс: они будут в какой-то степени питаться его энергией, но он будет за них проживать их жизни, в частности, направлять их по собственным жизненным сюжетам.

Трин Венера – Марс. Этому человеку свойственна гладкость в обхождении, стихийная, инстинктивная тактичность. Но, как мы помним, обычно одна из планет в любом аспекте сильнее, то есть задает основную тему, а вторая лишь ее подкрашивает. Что характерно для этого аспекта? Такого человека запросто не запряжешь. На микросоциальном уровне, то есть в непосредственном общении, он несет с собой естественную благодать, мягок и доброжелателен, кажется, что он с удовольствием окажет вам услугу – но не надо просить его сделать больше, чем он сам вам предложит. Это было бы ошибкой. Наизнанку он для вас не вывернется (заметьте, я говорю про данный аспект; в других местах карты у него вполне может обнаружиться жертвенная самоотверженность), и если даже вам удастся залезть ему на шею, вы очень гладенько с нее съедете. Причем вам это будет неприятно, а он, может быть, даже и не заметит вашего маневра.

Сам человек от своих изобильных тринов может иногда и страдать: он, может быть, и хотел бы собой пожертвовать, но как-то все не получается – по крайней мере, в сферах, управляемых тринами. Эгрегоры и подсознание, словно сговорившись, так выстраивают его ситуации, чтобы не получалось перенапряжения – для него лично.

Заметьте: вы можете попасть впросак, если возьмете карту своего клиента и все аспекты, какие есть, прямолинейно проинтерпретируете. Методически это совершенно неправильно. Правильно сначала определить акцентуацию планет и идти от центральных планет к периферическим.

Трин Юпитера. Это опасный аспект: он больше обещает, чем дает. Он дает ощущение причастности к общесоциальным символам, общесоциальным энергиям. Вы легко знакомитесь со знаменитостью, можете упомянуть, что вы видели ее концерте; вам представится случай подержать за ручку с примадонну. Вы можете тешить свое тщеславие, показывая фото, где вы красуетесь рядом с президентом своей компании или даже страны – но вашей жизни это не поменяет. Трин расслабляет. Под трином Юпитера иногда легко попасть в минутные "звездочки" – но трудно удержаться на уровне настоящих звезд.

Трин для подростковой личности – очень опасный аспект. Его прорабатывать и прорабатывать, и понимать, что на нем одном далеко не уйдешь. Сколько-то он тебе даст, а больше – ни за что, пока ты не выйдешь на серьезный энергетический уровень, когда благодать пойдет от тебя к другим людям – и тогда они будут подниматься по твоим тринам. Под трином Юпитера крупная звезда может поднимать на сцену маленькие, начинающие «талантики» и давать им возможность предъявить себя широкой публике. Это аспект спонсора или спонсируемого – но не следует ждать от такого рода сюжетов слишком многого, по крайней мере, в рамках данного аспекта.

Квадрат. Этот аспект в жизни подростковой личности смотрится качественно иначе, чем в жизни инфантила. Он дает не столько неприятности и страдания, сколько устойчивый интерес к данной сфере жизни и материал и инструменты для серьезного труда. Заметьте: здесь трагедии уже нет, а вместо нее обозначается многоступенчатое достижение цели. Человек понимает, что цель далека, что придется потрудиться. Но это его не смущает. Квадрат дает ему энергию, необходимую для работы. И он знает, какие надо пройти ступеньки. Или он знает, что, когда он взойдет на первую, ему откроется вторая.

Т о, что я говорю, хорошо звучит для мужских планет: Солнца, Марса. А теперь попробуйте представить квадрат Луны, например, квадрат Луна – Венера. Если трин Луна – Венера дает естественную женственность, то квадрат Луна – Венера дает проблемную женственность.

Знаете научное определение перил? "Перила это приспособление, делающее падение с лестницы проблематичным". Аналогично, квадрат Луна – Венера в женской карте делает женскую идентификацию своей хозяйки проблематичной. Она должна научиться сочетать роли женщины-матери и женщины-возлюбленной, и это дается ей очень тяжело, и тут возникают две различные проблемы. Если она выступает в роли Красавицы (что для нее – естественная потребность), и ей хочется поухаживать за любимым мужчиной, то это получается у нее как-то неловко. А если она жена и мать, то она красит губы, глаза и волосы в такой манере, которая по неясным для нее причинам решительно не устраивает ее мужа. Этот аспект делает весьма вероятной тему ревности, иногда дает потребность в частых сменах партнеров, или, наоборот, безнадежную фиксацию на явно неудовлетворительном любовном сюжете, с откровенными психоаналитическими корнями в обоих случаях.

Но на уровне подростковой личности уже видны пути решения этой проблемы, особенно если человек здесь уже помучился и приобрел жизненный опыт – тогда с ним можно разумно обсудить его проблему, объяснить, какие черты характера и внешнего поведения он должен отрабатывать, чтобы свою проблему как-то сдвинуть в направлении к ее решению. С подростковой личностью уже можно работать, апеллируя к ее сознанию и необходимости самостоятельных действий.

Квадраты обозначат те области, где человека уже потрепали, и он знает, что там судьбу на мякине не проведет. Кроме того, это область его устойчивого интереса.

В сферах квадрата подростковой личности свойственна грубость и требования к другим вместо себя, т.е. наивные проекции – но все же, в отличие от инфантильной личности, ограниченные. Человек знает, что совсем грубо себя вести не стоит – будет плохо ему, будет плохо другим. Здесь у него есть возможность свою грубость перевести в грубоватость, и человек понимает, что ему (а не другим) надо этим заниматься.

Чаще всего он придет к вам уже с частично (а порой и основательно) проработанными квадратами. И если вы его начнете в этой области учить жизни, то рискуете попасть впросак: в них он ориентируется гораздо лучше вас. Или он уличит вас в неправильном толковании, или заметит: «Ты сейчас рассказываешь про меня, каким я был в двадцать лет, – но сейчас-то мне сорок».

Такой человек плохо переживает тау-квадрат. Тут нагрузка на жизнь и психику в сфере фокуса будет чрезмерной. Ему плохо понятны квадраты Нептуна, Сатурна, Луны. Кстати сказать, может быть, квадрат Плутона ему как раз более понятен, потому что он знает, что у него есть некоторый жесткий ритм жизни, который его ведет – своего рода грозный волк, который постоянно за ним ходит и недобрым глазом смотрит – но если он его точно слушается, то от многих неприятностей гарантирован.

Квадрат Луна – Уран – очень тяжелый аспект для подростковой личности. Он дает взбалмошность, непостижимую по своей логике капризность, имеющую, однако большую власть над человеком. Этот квадрат, как и квадрат Луна – Сатурн, может дать сюжет неудачника: человек что-то начинает делать, а потом в какой-то момент словно какая-то вожжа попадает ему под хвост или встают на первый взгляд непреодолимые препятствия, и он говорит: «Ах! Ну, здесь я уже все!» А при проработке он в таких случаях может сам себе сказать, что нет, надо продолжать – но это знание может прийти слишком поздно. Однако серьезная неудача на подростковом уровне может быть толчком для выхода на юношеский уровень личности, и астрологу-консультанту следует иметь в виду такую возможность.

Обычная гуманистическая психология, ориентированная по своей сути на Юпитер и Венеру, не срабатывает в сатурновских проблемах, особенно когда в карте подростковой личности есть квадрат Сатурна. Здесь человеку надо идти не вширь, а в глубину. Надо делать то, что ты делаешь, только еще лучше, еще точнее. И не обращать внимание на крокодиловы слезы, которые льет твое эго. И если у самого консультанта есть проработанный квадрат Сатурна, то он, вероятно, сможет это объяснить своему клиенту так, чтобы тот услышал. А если нет, то, скорее всего, не сможет.

Если же у вас квадрата Сатурна в карте нет, лучше эту тему обойдите, сверните на что-нибудь еще – например (следуя Карлу Роджерсу), на гармоничный Юпитер.

Квинтиль в случае подростковой личности – аспект сильный и в каком-то смысле грубый. Он дает человеку большой запас оптимизма, жизненных сил, живучесть. Это похоже на то, что вы в доме завели собаку и ею любуетесь. Но она вами абсолютно неуправляема. Как правило, подростковая личность вначале и сама неуправляема в области квинтилей, и не способна управлять жизнью, которая к ней направлена. Квинтиль Венеры, может дать, например, чересчур уж биологическое отношение к сексуальной жизни. Не грязное, но биологическое. Знаете определение шлюхи? Это женщина, которой вы не сможете объяснить, почему она не должна "давать" каждому, кто в этом нуждается. Или другой пример: известный анекдот. Муж подходит к жене и говорит: "Дорогая! Вот, мне с тобой очень хочется… Ну, ты знаешь, мне как-то неудобно это сказать… Ну, в общем, давай мы с тобой это сделаем, как собаки на улице!" Она возражает: «Ты что! Ты с ума сошел! Это же так неудобно!» – «Ну, я тебя очень прошу, это моя давняя мечта!» – «Ну, хорошо. Только не на нашей улице!»

Секстиль. Это аспект дрессировки – в случае подростковой личности, дрессировки энергичной до грубости и, опять-таки, наивной. Вообще, аспекты, появляющиеся в первый раз, звучат достаточно наивно. И человек с сильными секстилями может избрать себе карьеру дрессировщика – в прямом или переносном смысле. Если это будет начальник, то он будет дрессировать своих подчиненных, как некую живность. Буквально. Этот образ будет для него не метафорой, а руководством к действию.

Секстиль Венеры может символизировать, например, дом нувориша. Нувориш это по-французски «новый богатый» – как у нас сейчас говорят «новый русский». Шла из него изначально дикая сила, совершенно некультурная. Он на ней пробился в социум, отхватил себе кусок. И теперь ему нужно строить себе дом, дом для жизни. И тут у него волей-неволей включается секстиль. Но в нем эта его дикая энергия и жизнь кипит, и его привлечет очень определенная архитектура, без особых тонкостей, без капителей, ротонд и закомаров, вуалей и гипюра. Анекдотов на эту тему много ходит, но я уж не буду вам их пересказывать, а расскажу случай из своей практики.

У меня был как-то случайный знакомый из этой самой категории новых русских, причем, как я сейчас понимаю, из приличных. Он говорил так: "Я, когда у себя дома слышу звонок, без пистолета к двери не подхожу, и тем более не открываю". А под кроватью у него стоял ящик с гранатами. С какой целью – не знаю, но, видимо, он так себя чувствовал более уверенно. Я не думаю, что он их швырял связками, но ящик лежал – на всякий случай, и был явно не случайной, а глубоко продуманной частью квартирного дизайна.

Септиль. Этот аспект (а вовсе не квадрат) дает истинную проблему подростковой личности. В его сферах человек буквально выкинут в область чистоты, в область необходимости точного соответствия идеалу. Для него это шок. Он не понимает, почему он так себя ведет, но интуитивно и очень сильно стремится соответствовать своему идеалу. Он очень прямолинейно ему следует. Причем чувствуется, что это стремление и чистота прозелита, то есть буквальное следование тем указаниям, которые дает религия, в которую он только что влился, или своему практическому духовному учителю. Для того, кого он считает духовным учителем, это может быть сущее мучение – потому что внутреннего «я» у подростковой личности, как вы помните, еще нет. Однако здесь перед ней ставятся большие цели, причем ставятся с нажимом, и сила притяжения образца громадна.

При этом человек не видит своих искажений, то есть разницы между тем, что для него является образцом, и собственным поведением. Таким образом, для подростковой личности проблема это именно септиль, а не квадрат. Квадрат здесь воспринимается легче. (Я не говорю про случай множественного квадрата или тау-квадрата. Они, конечно, пойдут тяжело. Но и в этом случае человеку будет в основном понятно, чт о происходит и чт о от него требуется.) Но септиль это действительно то, что его внутренне волнует. Здесь, например, он ощущает свою абсолютную несостоятельность. Здесь ему свойственна наивная религиозность, и он совершенно искренне произносит типично септильные формулы: «Я – прах!», «я – раб Божий», – то есть действительно ощущает себя рабом, ничтожеством, пылью под ногами Господа.

Полуквадрат. Это магический аспект. Он ведает инструментами и структурами в плотном плане, и символами тонкого плана, которые управляют плотным.

Полуквадрат Венеры даст человека, который будет ценителем прекрасного, но не просто так – он будет пытаться понять его законы, например, измерить пропорции красоты (слышали о золотом сечении?). Современный взгляд на женскую красоту, применяемый на конкурсах, когда красоток меряют сантиметром – это типичный взгляд полуквадрата Венеры: красота это точно выдержанные пропорции. Здесь характерна идея разобрать прекрасное по частям и понять, по каким правилам их можно собирать. Еще пример: теория музыки. Формула трезвучия: доминанта – субдоминанта – тоника. Формальные правила аранжировки.

Полуквадрат Солнца или Марса – хороший аспект для инженера, для строителя, для рабочего, который работает на станке. Здесь тонкие движения рук создают определенную форму детали. Но, в основном, это все же формулы ремесленного типа. Здесь магия еще примитивная, хотя, может быть, и очень эффективная. Что такое самая эффективная магия? Это умение материализовать свою мысль, что свойственно не только колдуньям, но и любым крупным организаторам, бизнесменам, политикам, военачальникам, спортсменам. У человека может быть ограниченная символическая система, но при этом он может ею очень эффективно пользоваться. Так гимнаст говорит себе: «Сейчас я сделаю сальто-мортале с тройным поворотом вокруг своей оси», – и делает. У него в голове не так много элементарных движений. Но их может свободно комбинировать, и его физическое тело слушается приказа его воли.

Полуквадрат Луна – Венера может дать способность к танцам или необыкновенно тонкий вкус к стихам, причем человек будет на лету ловить самые сложные размеры и строфику.

В общем, я думаю, вы поняли: минорные аспекты дают громадное море для размышлений астролога; склонен он к ним или нет – это уже другой вопрос.

Всем спасибо. До свидания.

Лекция 9

ЮНОШЕСКАЯ И ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТИ И ИХ ГОРОСКОПЫ

Здравствуйте, дамы и господа!

Мы переходим к рассмотрению третьего уровня развития личности – юношеской личности. Это человек, который уже обнаружил в своем существовании незыблемое начало, внутреннее «я», которое ни от чего не зависит и существует как абсолютно устойчивая реальность, но проявлено еще не слишком ярко, не слишком отчетливо. Мир для юношеской личности ее внутренним «я» еще не подсвечен – оно выглядит, скорее, как звезда, нежели как реальное светило (последнее характерно для зрелой личности).

Надо сказать, что переход на следующий уровень личности это очень сильная трансформация, которая сопровождается иногда резкими и драматическими эффектами, причем на каждом переходе они весьма оригинальны.

В прошлый раз мы обсуждали превращение инфантильной личности в подростковую. Это происходит, когда в жизни человека появляется крупный соблазн или несиюминутная цель, которую он почему-то, по неясным ему самому причинам, начинает упорно преследовать, подчиняя ей свои планы. Можно сказать, что у подростковой личности появляется система осознанных ценностей – у инфантильной личности сколько-нибудь устойчивых осознанных целей и ценностей нет.

И основная тема подростковой личности – это проработка ее осознанных ценностей, которые, однако, не являются истинными ценностями внутреннего «я»: они для него достаточно случайны. Но для самого человека они могут быть достаточно дороги. Правда, иногда они могут рассыпаться в прах, и от них ничего не остается. Именно это происходит, но уже в глобальном масштабе, когда в сознание человека пробивается его внутреннее «я», и он переходит на уровень юношеской личности.

Нередко такой переход сопровождается глобальным ценностным кризисом. Человек разочаровывается вообще во всех ценностях, которые у него были, которые им осознавались. Все его жизненные программы кажутся ему не важными, жизненные позиции, на которых он стоял, становятся шаткими, да и жизнь их не подтверждает. И человек оказывается в совершенной темноте.

Иногда это состояние сопровождается симптомами, похожими на симптомы душевной болезни. И человек может с ними пойти к психотерапевту. И тот оказывается в весьма деликатном положении, потому что говорить с человеком в таком состоянии, поддерживая его прежние ценности и сочувствуя ему в гуманистическом ключе, методически неправильно, ибо это никуда его не ведет. В действительности ему нужно осознать свое бытие на новом уровне развития своей личности.

Человеку в период перехода иногда кажется, что ему ничего не нужно, а иногда у него может возникать очень сильный страх (иррационального свойства), что вся его жизнь рассыпается. Но потом волшебным образом оказывается, что у него все-таки есть платформа, на которой он может расположиться, и он опирается на эту платформу и начинает исследовать мир вокруг нее. В зависимости от того, на что он ориентирован: на внутреннее развитие или на внешнюю деятельность, это может выглядеть по-разному.

При переходе на третий уровень личности в жизни человека происходит очень важный момент: снятие и ликвидация ложных ценностей. Юношеская личность по поводу всех своих ценностей имеет возможность получить пусть общую и не подробную, но недвусмысленную информацию: не ошибающийся и ни на чем не настаивающий тихий внутренний голос ему говорит: "Эта ценность твоя, а эта – не твоя ". Внутреннее "я" еще не разворачивает ценности человека как особые жизненные программы, но оно, по крайней мере, говорит человеку: "Это – твое, и если ты какое-то время поживешь и поработаешь, достигая этой цели, воплощая эту ценность, то результат для тебя будет внутренне глубоко удовлетворительным. А это – не твое, и ничего, кроме разочарований и напрасной траты сил, из этой идеи не получится".

У юношеской личности можно выделить две группы ролей. Первую, иньскую группу я назвал собирательным именем Куст. Юношеская личность в этой роли ощущает, что у нее есть корень, и он выпускает разные росточки. Но человек еще никуда не движется. У него есть осознание своего внутреннего «я», и оно отчасти ориентирует его в жизни. У него нет направления движения, но он может распускаться, выбрасывая все новые побеги вширь. Иногда встречаются даже очень пышные Кусты.

Например, человек начинает постигать свое внутреннее «я» путем медитации. Он входит в разные слои тонкого мира и что-то там исследует и переживает. Или он начинает читать эзотерическую литературу, и из каждой книжки черпает что-то для себя – может быть, совсем не то, что имел в виду автор. Но у него идет отчетливое развитие и постижение своего самобытия.

Может быть, это ученик многих учителей. Такой человек ходит от одного учителя к другому, и у каждого что-то берет. Такого рода блуждания очень опасны для подростковой личности, поскольку они могут начать ее разрывать. Однако юношескую личность не так легко сбить с пути. Ее фундамент, ее глубинный корень его не зависит ни от какого учителя. Он выращивает в направлении каждого учителя или учения отдельную веточку, а сам остается в своей глубине, всегда на своем месте.

И если налетит сильный ветер, он пригнет эти веточки к земле (может быть, оторвет некоторые из них), но корень останется в земле, и, когда буря утихнет, вырастит новые или восстановит старые.

На этом уровне человек может быть любителем – но любителем высокого уровня; или дилетантом, но в достаточно трудных областях. Например, он может писать хорошие, но не профессиональные стихи – для себя, при этом постигая с их помощью непостижимую, сакральную ноту. Или это может быть художник-любитель. Для него картины будут способом соотносить внешний и внутренний мир, искать свою индивидуальность. Когда он просто смотрит на пейзаж, он не чувствует своей индивидуальности в нем, но уже в том, какие виды он выбирает и как он их изображает на холсте, виден, что называется, индивидуальный почерк. И этот почерк и есть для него самое дорогое. И для партнера или психотерапевта, который хочет его понять, его творчество может оказаться гораздо более информативным, чем, скажем, результаты самых подробных тестов.

И, кстати говоря, квалифицированный астролог тоже, взглянув на любительские опыты своего клиента, может во многом определить расстановку акцентов гороскопа: какие планеты сильнее, какие – слабее, какие дома активны и т. д.

Типичное для Куста занятие – это стихийное постижение йоги. Не обязательно хатха- йоги, может быть, более высокой йоги, например, бхакти-йоги, то есть йоги любовного богопочитания. Есть большая категория людей, которые прошли через глобальный ценностной кризис и поняли (по крайней мере, для себя), что в мире ценно только т о, что освещено светом Божественной любви. И для них эти слова имеют полный смысл: для них одна часть мира освещена этим светом, а другая не освещена. И все их старания заключаются в том, чтобы найти какой-то подход к по видимости темной части мира и посмотреть на нее так, чтобы увидеть в ней Божественный свет и любовь. Они стремятся не к тому, чтобы осветить темную часть мира своей любовью как прожектором – на это у них сил еще нет – но к тому, чтобы найти правильный ракурс ее видения, чтобы Божественная любовь, в ней заключенная, стала видна.

Второй, янский вариант роли юношеской личности – это Прозелит. В принципе, это слово означает «новообращенный в ту или иную религию», но употребляется шире, как новообращенный в любую сферу деятельности. Это человек, который с чрезвычайной энергией занимается активной деятельностью, и именно через эту деятельность у него происходит выражение и познание его внутреннего "я".

Он будет понимать, что он есть только тогда, когда энергично включен в какую-то деятельность. Она обязательно должна быть в целом одобрена его внутренним "я", но вначале именно в целом, а не конкретно. И лишь когда он прокрутится в этой деятельности достаточно длительное время, он понимает, в каком отношении она его глубинно затронула, и что-то узнает о самом себе.

В группе прозелитических ролей может быть любой Специалист – человек, который может заниматься абсолютно любой деятельностью, но при условии, что она будет для него больше, чем просто ценность, которая сегодня пришла, а завтра ушла. Он должен чувствовать, что она связана с реализацией его жизненной миссии, его внутреннего "я".

Это может быть человек, который "просто" хорошо делает свое дело и любит его. Он, может быть, не достигнет в нем каких-то чрезвычайных высот, но вы будете чувствовать, что это не просто ремесленник: в его работе будет явственно ощущаться неповторимый почерк его внутреннего "я", его неповторимой индивидуальности.

А теперь, после этого краткого вступления, я перехожу к описанию аспектов гороскопа третьего уровня, то есть гороскопа юношеской личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: