Моделирование предполагает конструирование модели
на основе предварительного изучения объекта или процесса,
выделения его существенных характеристик или признаков; |
Прогнозирование экономических и социальных процессов с' i
использованием моделей включает разработку модели, ее эк
спериментальный анализ, сопоставление результатов про-!
гнозных расчетов на основе модели с фактическими данными
состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение
модели.,. ч,"V; v; ч
В зависимости от уровня управления экономическими и со-?
циальными процессами различают макроэкономические, ме
жотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели
и модели микроуровня (модели развития фирмы). _
По аспектам развития экономики выделяют модели прогнот;
зирования воспроизводства основных фондов, трудовых ре-?
сурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классифи*
кации моделей: временной, факторный, транспортный'^
производственный.,,||
В современных условиях в республике развитию моделиро'ч
вания и практическому применению моделей стала придавать^
ся особая значимость в связи с усилением роли прогнозировав
ния и переходом к индикативному планированию. *
|
|
Рассмотрим некоторые из наиболее разработанных эконб| мико-математических моделей, получивших широкое приме| нение в практике прогнозирования экономики за рубежом (особенно в США) и используемых (эпизодически) в странах СНГ.
К матричным моделям относятся модели межотраслевого баланса (МОБ): статические и динамические. Первые предназначены для проведения прогнозных макроэкономических расчетов на краткосрочный период (год, квартал, месяц), вторые — для расчетов развития экономики страны на перспективу. Они отражают процесс воспроизводства в динамике и обеспечивают увязку прогноза производства продукции (услуг) с инвестициями.
Статическая модель МОБ в системе баланса народного хозяйства имеет вид
16. Экономико-математические методы, используемые в прогнозировании и планировании экономических и социальных процессов.
17. Метод экономического анализа, его сущность и роль в прогнозировании и планировании.
При проведении эконом. анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность метода в том, что экон-й процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.
|
|
Процесс экон-го анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.
Экономический анализ на макроуровне предполагает комплексное изучение темпов развития экономики, сложившихся народнохозяйственных пропорций, структуры общественного производства. Должна даваться оценка использования трудового, природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Особую значимость необходимо придавать изменению важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экон-го роста: материало- и энергоемкости, фондоотдачи, производительности труда. Комплексный анализ состояния экономики страны в предшествующем периоде должен завершаться общей оценкой уровня экон-го развития и жизненного уровня народа в сопоставлении с аналогичными показателями наиболее развитых в экон-ом отношении стран и выработкой рекомендаций решения проблем по достижению целей эффективным путем.
На микроуровне в процессе экон-го анализа акцент должен делаться на выявление резервов снижения издержек производства, определение эффективности использования производственных мощностей, финансовых и трудовых ресурсов. Необходимо выявлять факторы, сдерживающие развитие экспортного потенциала, осуществлять анализ соответствия выпускаемой продукции спросу на нее.
В процессе экон-го анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-матем-ие методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экон-го анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их развития, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции развития данной однородной группы экон-х явлений и процессов.
Для определения влияния каждого фактора на изменение обобщающего показателя используют метод элиминирования. Влияние факторов определяется в установленной последовательности. При определении влияния данного фактора численные значения показателей других факторов остаются неизменными. В практике элиминирование известно как прием цепных подстановок.
Индексный метод используется для анализа темпов и пропорций развития экономики на основе использования макроэкономических показателей, цен и т.д. Индексы показателей могут отражать фактические или прогнозируемые темпы их изменения. Они позволяют получать реальную картину экономического и социального развития.
18. Балансовый и нормативный методы прогнозирования и планирования, их взаимосвязь и направления совершенствования.
Балансовый метод позволяет реализовать принцип сбалансированности и пропорциональности. Применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.
Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.
|
|
Система балансов включает: материальные, трудовые и финансовые. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.
Материальные балансы. С их помощью увязываются производство и потребление конкретных видов продукции, обосновывается производственная программа предприятий. Используются для установления межотраслевых пропорций. Материальные балансы могут разрабатываться и в условно-натуральных единицах измерения или денежном выражении.
Все матер-е балансы состоят из двух частей: ресурсов и распределения. В ресурсной части отражаются основные источники поступления, а в распределительной - основные направления потребления.
Нормативный метод. Сущность: в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осущ-ся регулирование экономики.
Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выступает потребление того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рациону питания. Например, рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов в год на 1 человека - 82 кг. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на 1 жителя, потребление воды на 1 человека и др.
Нормативы разрабатываются в относительном выражении. Характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расход ресурса на 1 млн р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.
В практике применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.) нормы и нормативы.
|
|
Все нормы и нормативы подразделяются на текущие и перспективные. Первые применяются при разработке планов-прогнозов на текущий период (год, месяц), вторые - на перспективу.
На макроуровне применяются в основном укрупненные нормы и нормативы, на микроуровне - подетальные, подетально-специфицированные и индивидуальные нормы. При разработке прогнозов и планов на перспективу предприятия используют групповые нормы, например нормативный расход металла на 1 трактор (без учета модели трактора) или норма расхода сахара на 1 тонну кондитерских изделий. Групповые нормы определяются на основе подетальных или индивидуальных норм расхода на единицу конкретного вида продукции путем взвешивания через количество продукции согласно ассортиментному выпуску.
По характеру распространения нормы подразделяются на местные, отраслевые и межотраслевые.
В действующей практике нормы и нормативы определяются различными методами.
Расчетно-аналитический метод, который предполагает определение норм и нормативов на основе технико-экономических расчетов. Используются техническая документация с учетом новейших достижений науки и техники, методики и инструкции. Нормы, рассчитанные этим методом, называются технически обоснованными. Они являются наиболее прогрессивными.
Отчетно-статистические данные за прошлый период или опытным путем - на основе опытов и экспериментальных данных с учетом достигнутого передового опыта и выявленных в результате анализа резервов производства. Отчетно-статистические нормы д. б. временными, т.к. они рассчитываются на основе данных за прошлый период и страдают всеми недостатками, присущими ему. Их иногда называют устаревшими, т. к. они не отражают достижения НТП в прогнозируемом периоде и использование резервов производства и подлежат пересмотру.
Факторный метод предполагающий учет факторов, оказывающих влияние на их изменение в прогнозируемом (плановом) периоде.
19. Программно-целевой метод планирования, его сущность и область применения.
Программно-целевой метод(ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным.
ПЦМ тесно связан другими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.
Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.
ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Разработка целевых комплексных программ осуществляется по этапам.
На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения.
На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. Отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. Здесь конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.
На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения.
Четвертый этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. Производится расчет эффективности реализации программы.
Пятый этап - заключительный. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.
По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, научно-технические, производственно - экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.
Социально-экономические программы предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни народа. К ним можно отнести программу занятости, программы "Зерно", "Сахар" и др., разработанные в РБ для решения проблемы безработицы и обеспечения потребностей населения республики в зерне, сахаре и других продуктах.
Научно-технические программы направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экон-ий, социальный и экологический). Перечень формируется исходя из определенных приоритетов развития экономики.
Производственно-экономические программы - для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению его эффективности и развитию новых производств.
Территориальные программы направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач.
Экологические программы представляют комплекс мероприятий природоохранного и природопреобразующего характера. Пример: Государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Организационно-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой. Наряду с программами, формируемыми для решения проблем в целом по стране, в отдельных отраслях, регионах, на предприятиях разрабатываются программы международного экономического сотрудничества.
Целевые комплексные программы могут разрабатываться надолго - (3-5,10-15 лет) и краткосрочные (квартал, год) периоды.
Программы должны увязываться по ресурсам, исполнителям и во времени. Как правило, они носят рекомендательный характер. Отдельные программы по решению важнейших научно-технических проблем могут утверждаться. Реализация программ обеспечивается через экономическую программу правительства, планы-прогнозы на год
20. Принципы организации прогнозирования и планирования.
Научными основами организации прогнозирования и планирования являются принципы, т.е. требования, основополагающие правила.
В условиях директивного планирования главным был принцип демократического централизма. В централизованном порядке определялись основные направления экон-го и социального развития страны в целом, ее отраслей и регионов. Важнейшие показатели устанавливались в виде заданий. Осуществлялась единая государственная политика в области размещения производительных сил, оплаты труда, цен, финансов и т.д. Планы экон-го и соц-го развития предприятий разрабатывались на основе доведенных сверху контрольных цифр.
В современных условиях важнейшими принципами организации планирования являются:
• децентрализация и демократизация;
• демонополизация;
• экономически выгодное для страны участие в интеграционных процессах;
• приоритетное решение социальных и экологических проблем.
Практическое проведение в жизнь указанных принципов предполагает:
• концентрацию всех функций хозяйственного управления на уровне предприятий и организаций, включая выбор направлений и планирование их деятельности;
• четкое разграничение функций государственных республиканских и местных органов управления и планирования, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий для самоуправления и самофинансирования административно-территориальных образований страны;
• формирование механизма взаимодействия макро- и микроуровней в процессе прогнозных и плановых расчетов;
• разработку альтернативных вариантов внешнеэкономических связей и выбор наиболее эффективных из них;
• планирование развития конкуренции и предпринимательства.
21. Система органов прогнозирования и планирования, их функции.
Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы-прогнозы экономического и социального развития, программы, утверждает бюджет государства.
Руководство по организации разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития и контроль за их исполнением осуществляет Совет Министров.
Процесс непосредственного прогнозирования и планирования на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осуществляется специализированными органами в составе центральных органов управления, аппарата соответствующих министерств, ведомств, исполнительных комитетов, органов управления предприятий и организаций.
К центральным экономическим органам относятся: Министерство экономики; Министерство финансов; Министерство труда; Министерство статистики и анализа; Министерство предпринимательства и инвестиций; Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.
Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Подчиняется Совету Министров, руководствуется законодательством страны и положением, которым определены его задачи и функции.
Основными задачами Министерства экономики являются:
• разработка госуд-ой экон-ой политики, обеспечивающей преодоление экон-го кризиса, рациональное использование собственного ресурсного потенциала и повышение уровня жизни народа;
• координация деятельности в сферах бюджетно-финансовой, налоговой; денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики в интересах решения общегосударственных задач;
• создание условий для формирования экон-й среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, повышению
конкурентоспособности продукции и услуг и эффективности внешней торговли, механизма защиты интересов товаропроизводителей и потребителей.
Важнейшие функции Министерства экономики:
● анализ и оценка социально-экономического состояния страны;
● разработка и реализация стратегии социально-экономического развития;
● подготовка методических рекомендаций по проведению прогнозных расчетов и разработке планов-прогнозов;
● разработка концепций, основных направлений, планов-прогнозов экономического и социального развития, целевых программ;
● формирование механизма государственного регулирования экономики и установление количественных значений управляющих параметров (государственный заказ и квоты, финансовые, социальные и экологические нормативы, регулируемые цены, государственные инвестиции и др.);
● методическое и научное обеспечение проведения экономических реформ;
● проведение экон-их экспертиз проектов решений, соглашений, инвестиционных проектов, намечаемых иностранных кредитов, проектов создания межгосударственных
финансово-промышленных групп и других подобных образований;
● разработка методологии формирования издержек производства и обращения, амортизационной и денежно-кредитной политики (совместно с Национальным банком и Министерством финансов);
● формирование инвестиционной политики и др.
Центральным экономическим органом является Министерство финансов. Задача заключается в мобилизации денежных средств и планировании направлений их эффективного использования. Минфин разрабатывает проект гос-го бюджета, рассматривает проекты финансовых планов, смет министерств, гос-ых комитетов и ведомств, устанавливает правила ведения бухучета и отчетности, определяет порядок отчетности по исполнению гос-го бюджета, разрабатывает методические рекомендации по расчету финансовых показателей.
Имеет право вносить в соответствующие компетентные органы предложения о ликвидации или реорганизации нерентабельных предприятий, которые не выполняют своих обязательств перед бюджетом и банком, осуществляет контроль за соблюдением финансовой дисциплины, участвует в разработке механизма гос-го регулирования экономики. В его функции входят формирование налогов и целевых сборов, организация республиканского финансового рынка.
Министерство труда формирует тарифную систему (тарифно-квалификационные справочники, тарифную сетку, ставку 1-го разряда), разрабатывает и утверждает минимальный потребительский бюджет для различных социально-демографических групп населения, решает проблемы обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения с учетом профессионально- квалификационной подготовки кадров, разрабатывает рекомендации по совершенствованию форм организации труда, применению Единой тарифной сетки, прогнозирует и регулирует заработную плату, рынок труда и выполняет ряд других функций.
Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы управления необходимой статистической информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития социально-экон-х процессов, конъюнктуры рынка, уровня жизни народа и т.д. Главной его задачей является повышение степени достоверности информации, комплексности и оперативности ее представления.
Министерство иностранных дел. Оно производит прогнозные расчеты экспорта и импорта, разрабатывает торговый баланс, совместно с Минэкономики осуществляет прогнозирование платежного баланса, который характеризует эффективность внешнеэкон-х связей, решает вопросы квотирования, лицензирования и валютного регулирования, содействует развитию прямых производственных и научно-технических связей с зарубежными организациями и фирмами. При Министерстве функционирует Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен.
Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. К ним относятся: Министерство промышленности, Минстройархитектуры, Министерство топлива и энергетики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство лесного хозяйства, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство связи, Министерство торговли и др. В составе каждого министерства функционируют планово-экономические управления. В переходный к рыночным отношениям период главными их функциями являются:
• разработка планов-прогнозов развития отраслей, определение приоритетов и мер по их реализации;
• регулирование производства;
• комплексное исследование рынка;
• разработка методических рекомендаций, целевых программ;
• формирование заказа на поставку продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления для государственных нужд, его размещение на предприятиях и обеспечение выполнения;
• разработка мер по демонополизации производства, развитию конкуренции, разгосударствлению и приватизации собственности, развитию предпринимательства;
• реализация инвестиционной и научно-технической политики, направленной на повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение номенклатуры товаров народного потребления, снижение ресурсо- и энергоемкости производства.
Прогнозирование развития науки и техники, определение приоритетов инновационной деятельности, разработку научно-технических программ и мер по их реализации осуществляет Государственный комитет по пауке и технологиям.
С целью рационального использования природных ресурсов и сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду создано Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Оно разрабатывает и реализует природоохранные мероприятия, добивается внедрения экологически чистых и безотходных технологий, устанавливает нормативы выбросов вредных веществ в окружающую среду, осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, экспертизу проектов, программы по рациональному использованию ресурсов и охране окружающей среды.
Региональные органы планирования и управления решают проблемы социально-экон-го развития регионов: Плановые органы областей, районов, городов разрабатывают планы-прогнозы их развития с учетом региональных особенностей, что дает возможность лучше использовать потенциал регионов и создавать благоприятные условия жизнедеятельности населения.
Их основными задачами являются:
максимальное задействование внутреннего потенциала каждого региона;
удержание безработицы в крупных городах в социально безопасных рамках;
создание условий для работы основных систем жизнеобеспечения.
К важнейшим функциям региональных органов управления и планирования относятся:
- разработка прогнозов и планов экон-го и соц-го развития регионов различного временного аспекта;
- формирование межотраслевых региональных комплексов, обеспечивающих решение проблем продовольствия, жилья и развитие экспортного потенциала;
- развитие различных форм собственности и хозяйствования;
- формирование оптимальной структуры экономики регионов;
- разработка мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и развитию рыночной инфраструктуры в регионах.
Плановые органы хозяйствующих субъектов определяют Стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их производственно-хозяйственной деятельности. Особую значимость должны придавать изучению рынка и прогнозированию спроса на продукцию и услуги. Производственная программа предприятий формируется с учетом спроса на продукцию и заказа на ее поставку для государственных нужд. Главными задачами планирования являются определение наиболее эффективных направлений деятельности предприятия, повышение конкурентоспособности продукции и достижение высоких конечных результатов.
22. Порядок разработки планов-прогнозов и утверждения важнейших показателей.
Разработка планов-прогнозов представляет сложный процесс, в нем взаимосвязаны элементы научного предвидения тех или иных экон-их явлений и принятия плановых решений. Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экон-го и соц-го развития определяются правительством.
В процессе работы по составлению плана-прогноза выделяют четыре этапа.
На первом этапе осуществляется аналитическая работа, проведение комплексного анализа экон-х и соц-х процессов и явлений, оценка сложившейся социально-экон-й ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики. Проводится научно-исследовательская и организационно-методическая работа, сводившаяся к поиску прогрессивных методов прогнозирования, разработке исследовательских вариантов макроэкон-го прогноза, формированию методологических подходов и методических рекомендаций по прогнозированию важнейших показателей и пропорций нац-й экономики, разработке нормативов и макетов форм.
На втором этапе Минэкономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально-экон-го развития. В ней даются оценка социально-экон-й ситуации, определение основных целей, представляются сценарии развития экономики и предложения по корректировке экон-ой политики и системы государственных регуляторов. Расчеты к Концепции прогноза носят, ориентирующий характер и осуществляются в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей. При проведении расчётов выделяется несколько блоков: цены и обменные курсы; показатели совокупного спроса и предложения; платежный баланс; финансовые и денежно-кредитные показатели.
Третий этап – разработка проекта плана-прогноза на соответствующий год. План-прогноз разрабатывается Минэкономики исходя из основных положений Концепции прогноза, нормативов, задающих и ориентирующих показателей, а также предложений министерств и региональных, органов управления. Здест основное внимание уделяется сбалансированности показателей. Существенно увеличивается количество разделов плана-прогноза и прорабатываемых показателей. В самом начале осуществляются расчеты прогнозных индексов цен (сводных и по основным группам товаров), обменного курса, макроэкономических показателей и важнейших пропорций, уточняются социальные и экологические нормативы.
На четвертом этапе подготовленный Минэкономики план-прогноз социально-экон-о развития представляется в СовМин для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Национальному Собранию. Одновременно рассматриваются Гос-ый бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики. При необходимости документы дорабатываются. В процессе доработки участвуют Минэкономики, Минфин, Нац-ый банк и другие органы управления.
После уточнения отдельных показателей принимается (утверждается) Гос-ый бюджет, одобряется план-прогноз экон-го и соц-го развития страны на соответствующий год, Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально-экон-го развития, заказ на поставку продукции для гос-ых нужд, лимиты ресурсов и нормативы.
С целью обеспечения выполнения плана-прогноза и бюджета СовМин и другие органы управления осуществляют контроль и принимают соответствующие меры.