Методы моделирования

Моделирование предполагает конструирование модели
на основе предварительного изучения объекта или процесса,
выделения его существенных характеристик или признаков; |
Прогнозирование экономических и социальных процессов с' i
использованием моделей включает разработку модели, ее эк­
спериментальный анализ, сопоставление результатов про-!
гнозных расчетов на основе модели с фактическими данными
состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение
модели.,. ч,"V; v; ч

В зависимости от уровня управления экономическими и со-?
циальными процессами различают макроэкономические, ме­
жотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели
и модели микроуровня (модели развития фирмы). _

По аспектам развития экономики выделяют модели прогнот;
зирования воспроизводства основных фондов, трудовых ре-?
сурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классифи*
кации моделей: временной, факторный, транспортный'^
производственный.,,||

В современных условиях в республике развитию моделиро'ч
вания и практическому применению моделей стала придавать^
ся особая значимость в связи с усилением роли прогнозировав
ния и переходом к индикативному планированию. *

Рассмотрим некоторые из наиболее разработанных эконб| мико-математических моделей, получивших широкое приме| нение в практике прогнозирования экономики за рубежом (особенно в США) и используемых (эпизодически) в странах СНГ.

К матричным моделям относятся модели межотраслевого баланса (МОБ): статические и динамические. Первые предназ­начены для проведения прогнозных макроэкономических рас­четов на краткосрочный период (год, квартал, месяц), вторые — для расчетов развития экономики страны на перспективу. Они отражают процесс воспроизводства в динамике и обеспечивают увязку прогноза производства продукции (услуг) с инвестици­ями.

Статическая модель МОБ в системе баланса народного хо­зяйства имеет вид

16. Экономико-математические методы, используемые в прогнозировании и планировании экономических и социальных процессов.

17. Метод экономического анализа, его сущность и роль в прогнозировании и планировании.

При проведении эконом. анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рас­сматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесто­ронним. Сущность метода в том, что экон-й процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих час­тей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ поз­воляет раскрыть сущность такого процесса, определить законо­мерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

Процесс экон-го анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения це­лей; оформление результатов анализа.

Экономический анализ на макроуровне предполагает ком­плексное изучение темпов развития экономики, сложивших­ся народнохозяйственных пропорций, структуры обществен­ного производства. Должна даваться оценка использования трудового, природно-ресурсного потенциала, развития НТП. Особую значимость необходимо придавать изменению важнейших показателей эффективности производства, характеризующих качество экон-го роста: материало- и энергоемкости, фондоотдачи, производи­тельности труда. Комплексный анализ состояния экономики страны в предшествующем периоде должен завершаться об­щей оценкой уровня экон-го развития и жизненного уровня народа в сопоставлении с аналогичными показателя­ми наиболее развитых в экон-ом отношении стран и выработкой рекомендаций решения проблем по достижению целей эффективным путем.

На микроуровне в процессе экон-го анализа акцент должен делаться на выявление резервов снижения издержек производства, определение эффективности использования производственных мощностей, финансовых и трудовых ресур­сов. Необходимо выявлять факторы, сдерживающие развитие экспортного потенциала, осуществлять анализ соответствия выпускаемой продукции спросу на нее.

В процессе экон-го анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балан­совые расчеты, используются нормативный и экономико-мате­м-ие методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.). Метод группировок предполагает объединение объектов экон-го анализа в качественно однородные группы, что позволяет исследовать закономерности их разви­тия, изучить влияние отдельных факторов, определяющих их динамику, характер взаимодействия и выявить тенденции раз­вития данной однородной группы экон-х явлений и процессов.

Для определения влияния каждого фактора на изменение обобщающего показателя используют метод элиминирования. Влияние факторов определяется в установ­ленной последовательности. При определении влияния данного фактора численные значения показателей других факторов остаются неизменными. В пра­ктике элиминирование известно как прием цепных подстановок.

Индексный метод используется для анализа темпов и про­порций развития экономики на основе использования макроэ­кономических показателей, цен и т.д. Индексы показателей мо­гут отражать фактические или прогнозируемые темпы их изменения. Они позволяют получать реальную картину эконо­мического и социального развития.

18. Балансовый и нормативный методы прогнозирования и планирования, их взаимосвязь и направления совершенствования.

Балансовый метод позволяет реализовать принцип сба­лансированности и пропорциональности. Применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов с возможностями производства продукции и источни­ками ресурсов.

Балансовый метод предполагает разработку балансов, пред­ставляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

Система балансов включает: материальные, трудовые и финансовые. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.

Материальные балансы. С их по­мощью увязываются производство и потребление конкретных видов продукции, обосновывается производственная програм­ма предприятий. Используются для установления межотраслевых пропорций. Материальные балансы могут разрабатываться и в условно-натуральных единицах измере­ния или денежном выражении.

Все матер-е балансы состоят из двух час­тей: ресурсов и распределения. В ресурсной части отражаются ос­новные источники поступления, а в распределительной - основ­ные направления потребления.

Нормативный метод. Сущность: в тех­нико-экономическом обосновании прогнозов, планов, про­грамм с использованием норм и нормативов. Последние приме­няются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновывают­ся пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осущ-ся регулиро­вание экономики.

Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выс­тупает потребление того или иного продукта на душу населе­ния согласно научно обоснованному рациону питания. Напри­мер, рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов в год на 1 человека - 82 кг. В непроизводственной сфере приме­няются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на 1 жителя, потребление воды на 1 человека и др.

Нормативы разрабатываются в относитель­ном выражении. Характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расход ресурса на 1 млн р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.

В практике применяет­ся система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы зат­рат труда; нормы и нормативы использования основных про­изводственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы, характери­зующие эффективность общественного производства; фи­нансовые (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные (минимальный потреби­тельский бюджет, минимальная заработная плата, нормы пот­ребления продовольственных и непродовольственных това­ров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические (нормы выброса вред­ных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.) нормы и нормативы.

Все нормы и нормативы подразделяются на текущие и перспективные. Первые применяются при разработке планов-прогнозов на текущий период (год, месяц), вторые - на перспективу.

На макроуровне применяются в основном укрупнен­ные нормы и нормативы, на микроуровне - подетальные, подетально-специфицированные и индивидуальные нормы. При разработке прогнозов и планов на перспективу предприятия используют групповые нормы, например нормативный расход металла на 1 трактор (без учета модели трактора) или норма расхода сахара на 1 тонну кондитерских изделий. Групповые нормы определяются на основе подетальных или индивидуаль­ных норм расхода на единицу конкретного вида продукции пу­тем взвешивания через количество продукции согласно ассор­тиментному выпуску.

По характеру распространения нормы подразделяются на местные, отраслевые и межотраслевые.

В действующей практике нормы и нормативы определя­ются различными методами.

Расчетно-аналитический метод, который предпола­гает определение норм и нормативов на основе технико-экономических расчетов. Используются техническая документация с учетом новейших достижений науки и техники, методики и инструкции. Нормы, рассчитан­ные этим методом, называются технически обоснованными. Они являются наиболее прогрессивными.

Отчет­но-статистические данные за прошлый период или опытным путем - на основе опытов и эксперимен­тальных данных с учетом достигнутого передового опыта и выявленных в результате анализа резервов производства. От­четно-статистические нормы д. б. временными, т.к. они рассчитываются на основе данных за прошлый пе­риод и страдают всеми недостатками, присущими ему. Их иногда называют устаревшими, т. к. они не отражают дос­тижения НТП в прогнозируемом периоде и использование резервов производства и подлежат пересмотру.

Факторный метод предполагающий учет факторов, оказывающих влияние на их изменение в про­гнозируемом (плановом) периоде.

19. Программно-целевой метод планирования, его сущность и область применения.

Программно-целевой ме­тод(ПЦМ) является относительно новым и недостаточно раз­работанным.

ПЦМ тесно связан другими методами и предполагает разработку пла­на начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей со­циального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресур­сами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отра­жаются цель и комплекс научно-исследовательских, производ­ственных, организационно-хозяйственных, социальных и дру­гих заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Разработка целевых комплексных программ осуществляет­ся по этапам.

На первом этапе формируется перечень важней­ших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требу­ющие первоочередного решения.

На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. Отражаются цели программы, лимиты ресур­сов, участники и сроки реализации программы. Здесь конкретизируются параметры, характеризующие цели про­граммы и определяются задачи ее реализации по отдельным пе­риодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.

На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализации программы. Состав ос­новных заданий программы устанавливается исходя из постро­енной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения.

Четвертый этап предполагает рас­чет основных показателей и ресурсного обеспечения програм­мы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансо­вых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. Производится расчет эффективнос­ти реализации программы.

Пятый этап - заключи­тельный. Он связан с формированием программных докумен­тов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.

По содержанию целевые комплексные программы подраз­деляются на социально-экономические, научно-технические, производственно - экономические, территориальные, организационно-хозяйственные и экологические.

Социально-эконо­мические программы предусматривают решение проблем со­циального характера и повышение материального уровня жизни народа. К ним можно отнести програм­му занятости, программы "Зерно", "Сахар" и др., разработан­ные в РБ для решения проблемы безрабо­тицы и обеспечения потребностей населения республики в зерне, сахаре и других продуктах.

Научно-технические про­граммы направлены на решение научных и технических про­блем, ускорение внедрения в производство достижений нау­ки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный эффект (экон-ий, социальный и эколо­гический). Перечень форми­руется исходя из определенных приоритетов развития экономики.

Производственно-экономические программы - для решения крупных межотраслевых про­блем в области производства, способствующих повышению его эффективности и развитию новых производств.

Террито­риальные программы направлены на преобразование регио­нов, комплексное освоение новых территорий и решение дру­гих задач.

Экологические программы представляют комплекс мероприятий природоохранного и природопреобразующего характера. Пример: Госу­дарственная программа охраны окружающей среды и рацио­нального использования природных ресурсов.

Организацион­но-хозяйственные программы направлены на совершенствование организации управления экономикой. Наряду с программами, формируемыми для решения про­блем в целом по стране, в отдельных отраслях, регионах, на предприятиях разрабатываются программы международного экономического сотрудничества.

Целевые комплексные программы могут разрабатываться надолго - (3-5,10-15 лет) и краткосрочные (квартал, год) пе­риоды.

Программы должны увязываться по ресурсам, исполните­лям и во времени. Как правило, они носят рекомендательный характер. Отдельные программы по решению важнейших науч­но-технических проблем могут утверждаться. Реализация про­грамм обеспечивается через экономическую программу прави­тельства, планы-прогнозы на год

20. Принципы организации прогнозирования и планирования.

Научными основами организации прогнозирования и плани­рования являются принципы, т.е. требования, основополагаю­щие правила.

В условиях директивного планирования главным был при­нцип демократического централизма. В централизованном по­рядке определялись основные направления экон-го и социального развития страны в целом, ее отраслей и регионов. Важнейшие показатели устанавливались в виде заданий. Осу­ществлялась единая государственная политика в области раз­мещения производительных сил, оплаты труда, цен, финансов и т.д. Планы экон-го и соц-го развития предприя­тий разрабатывались на основе доведенных сверху контроль­ных цифр.

В современных условиях важнейшими принципами организации планирования являются:

• децентрализация и демократизация;

• демонополизация;

• экономически выгодное для страны участие в интеграци­онных процессах;

• приоритетное решение социальных и экологических про­блем.

Практическое проведение в жизнь указанных принципов предполагает:

• концентрацию всех функций хозяйственного управления на уровне предприятий и организаций, включая выбор направ­лений и планирование их деятельности;

• четкое разграничение функций государственных республи­канских и местных органов управления и планирования, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных ус­ловий для самоуправления и самофинансирования администра­тивно-территориальных образований страны;

• формирование механизма взаимодействия макро- и мик­роуровней в процессе прогнозных и плановых расчетов;

• разработку альтернативных вариантов внешнеэкономи­ческих связей и выбор наиболее эффективных из них;

• планирование развития конкуренции и предпринима­тельства.

21. Система органов прогнозирования и планирования, их функции.

Национальное собрание обеспечивает нормативно-право­вую базу, рассматривает планы-прогнозы экономического и со­циального развития, программы, утверждает бюджет государ­ства.

Руководство по организации разработки государственных планов-прогнозов экономического и социального развития и контроль за их исполнением осуществляет Совет Министров.

Процесс непосредственного прогнозирования и планирова­ния на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осуществляется специализированными ор­ганами в составе центральных органов управления, аппарата соответствующих министерств, ведомств, исполнительных ко­митетов, органов управления предприятий и организаций.

К центральным экономическим органам относятся: Минис­терство экономики; Министерство финансов; Министерство труда; Министерство статистики и анализа; Министерство предпринимательства и инвестиций; Министерство по управ­лению государственным имуществом и приватизации.

Планирующим и координирующим центром является Ми­нистерство экономики. Подчиняется Совету Министров, руководствуется законодательством страны и положением, которым определены его задачи и функции.

Основными задачами Министерства экономики являются:

• разработка госуд-ой экон-ой политики, обеспечивающей преодоление экон-го кризиса, рацио­нальное использование собственного ресурсного потенциала и повышение уровня жизни народа;

• координация деятельности в сферах бюджетно-финансо­вой, налоговой; денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики в интересах решения общегосудар­ственных задач;

• создание условий для формирования экон-й сре­ды, способствующей активизации инновационной и инвести­ционной деятельности субъектов хозяйствования, повышению
конкурентоспособности продукции и услуг и эффективности внешней торговли, механизма защиты интересов товаропроиз­водителей и потребителей.

Важнейшие функции Министерства экономики:

● анализ и оценка социально-экономического состояния страны;

● разработка и реализация стратегии социально-экономичес­кого развития;

● подготовка методических рекомендаций по проведению прогнозных расчетов и разработке планов-прогнозов;

● разработка концепций, основных направлений, пла­нов-прогнозов экономического и социального развития, целе­вых программ;

● формирование механизма государственного регулирова­ния экономики и установление количественных значений управляющих параметров (государственный заказ и квоты, финансовые, социальные и экологические нормативы, регулируемые цены, государственные инвестиции и др.);

● методическое и научное обеспечение проведения экономи­ческих реформ;

● проведение экон-их экспертиз проектов решений, соглашений, инвестиционных проектов, намечаемых инос­транных кредитов, проектов создания межгосударственных
финансово-промышленных групп и других подобных образо­ваний;

● разработка методологии формирования издержек про­изводства и обращения, амортизационной и денежно-кредит­ной политики (совместно с Национальным банком и Минис­терством финансов);

● формирование инвестиционной политики и др.

Центральным экономическим органом является Министерство финансов. Задача заключается в мобилизации денежных средств и планировании направлений их эффективного использования. Минфин раз­рабатывает проект гос-го бюджета, рассматривает проекты финансовых планов, смет министерств, гос-ых комитетов и ведомств, устанавливает правила ведения бухучета и отчетности, определяет порядок отчетнос­ти по исполнению гос-го бюджета, разрабатывает методические рекомендации по расчету финансовых показате­лей.

Имеет право вносить в соответ­ствующие компетентные органы предложения о ликвидации или реорганизации нерентабельных предприятий, которые не выполняют своих обязательств перед бюджетом и банком, осу­ществляет контроль за соблюдением финансовой дисциплины, участвует в разработке механизма гос-го регулиро­вания экономики. В его функции входят формирование нало­гов и целевых сборов, организация республиканского финансо­вого рынка.

Министерство труда формирует тарифную систему (та­рифно-квалификационные справочники, тарифную сетку, ставку 1-го разряда), разрабатывает и утверждает минималь­ный потребительский бюджет для различных социально-де­мографических групп населения, решает проблемы обеспече­ния эффективной занятости трудоспособного населения с учетом профессионально- квалификационной подготовки кадров, разрабатывает рекомендации по совершенствованию форм организации труда, применению Единой тарифной сет­ки, прогнозирует и регулирует заработную плату, рынок тру­да и выполняет ряд других функций.

Министерство статистики и анализа обеспечивает плано­вые и другие органы управления необходимой статистической информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития со­циально-экон-х процессов, конъюнктуры рынка, уровня жизни народа и т.д. Главной его задачей является повы­шение степени достоверности информации, комплексности и оперативности ее представления.

Министерство иностранных дел. Оно произво­дит прогнозные расчеты экспорта и импорта, разрабатывает торговый баланс, совместно с Минэкономики осу­ществляет прогнозирование платежного баланса, который ха­рактеризует эффективность внешнеэкон-х связей, ре­шает вопросы квотирования, лицензирования и валютного регулирования, содействует развитию прямых производствен­ных и научно-технических связей с зарубежными организация­ми и фирмами. При Министерстве функционирует Националь­ный центр маркетинга и конъюнктуры цен.

Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивает­ся соответствующими министерствами и ведомствами. К ним относятся: Министерство промышленности, Минстройархитектуры, Министерство топлива и энергети­ки, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Ми­нистерство лесного хозяйства, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство связи, Министерство торговли и др. В составе каждого министерства функционируют плано­во-экономические управления. В переходный к рыночным отношениям период глав­ными их функциями являются:

• разработка планов-прогнозов развития отраслей, опреде­ление приоритетов и мер по их реализации;

• регулирование производства;

• комплексное исследование рынка;

• разработка методических рекомендаций, целевых про­грамм;

• формирование заказа на поставку продукции производ­ственно-технического назначения и товаров народного потреб­ления для государственных нужд, его размещение на предприя­тиях и обеспечение выполнения;

• разработка мер по демонополизации производства, раз­витию конкуренции, разгосударствлению и приватизации соб­ственности, развитию предпринимательства;

• реализация инвестиционной и научно-технической поли­тики, направленной на повышение качества и конкурентоспо­собности продукции, расширение номенклатуры товаров на­родного потребления, снижение ресурсо- и энергоемкости про­изводства.

Прогнозирование развития науки и техники, определение приоритетов инновационной деятельности, разработку науч­но-технических программ и мер по их реализации осуществля­ет Государственный комитет по пауке и технологиям.

С целью рационального использования природных ресур­сов и сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду создано Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Оно разрабатывает и реализует природоох­ранные мероприятия, добивается внедрения экологически чис­тых и безотходных технологий, устанавливает нормативы выбросов вредных веществ в окружающую среду, осуществля­ет государственный надзор за соблюдением законодательства по вопросам природопользования и охраны окружающей сре­ды, экспертизу проектов, программы по рациональному ис­пользованию ресурсов и охране окружающей среды.

Региональные органы планирования и управления решают проблемы социально-экон-го развития регионов: Пла­новые органы областей, районов, городов разрабатывают пла­ны-прогнозы их развития с учетом региональных особенностей, что дает возможность лучше использовать потенциал регионов и создавать благоприятные условия жизнедеятель­ности населения.

Их основными задачами являются:

максимальное задействование внутреннего потенциала каждого региона;

удержание безработицы в крупных городах в социально бе­зопасных рамках;

создание условий для работы основных систем жизнеобес­печения.

К важнейшим функциям региональных органов управле­ния и планирования относятся:

- разработка прогнозов и планов экон-го и соц-го развития регионов различного временного аспекта;

- формирование межотраслевых региональных комплексов, обеспечивающих решение проблем продовольствия, жилья и развитие экспортного потенциала;

- развитие различных форм собственности и хозяйствова­ния;

- формирование оптимальной структуры экономики регио­нов;

- разработка мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и развитию рыночной ин­фраструктуры в регионах.

Плановые органы хозяйствующих субъектов определяют Стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их производ­ственно-хозяйственной деятельности. Особую значимость должны придавать изучению рынка и прогнозированию спроса на продукцию и услуги. Производственная программа предприятий формируется с учетом спроса на продукцию и заказа на ее поставку для государственных нужд. Главными задачами планирования являются определение наиболее эффективных направлений деятельности предприятия, повышение конкурентоспособности продукции и достижение высоких конечных результатов.

22. Порядок разработки планов-прогнозов и утверждения важнейших показателей.

Разработка планов-прогнозов представляет сложный процесс, в нем взаимосвязаны элементы научного предви­дения тех или иных экон-их явлений и принятия плано­вых решений. Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экон-го и соц-го развития определяются правительс­твом.

В процессе работы по составлению плана-прогноза выделяют четыре этапа.

На первом этапе осуществляется аналитическая работа, проведение комплексного анализа экон-х и соц-х процессов и явлений, оценка сложив­шейся социально-экон-й ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики. Проводится научно-исследовательская и организацион­но-методическая работа, сводившаяся к поиску прогрес­сивных методов прогнозирования, разработке исследовательских вариантов макроэкон-го прогноза, формированию методологических подходов и методических рекомендаций по прогнозированию важнейших показателей и пропорций нац-й экономики, разработке нормати­вов и макетов форм.

На втором этапе Минэкономики при взаимо­действии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально-экон-го развития. В ней даются оценка социально-экон-й ситуации, опре­деление основных целей, представляются сценарии развития экономики и предложения по корректировке экон-ой политики и системы государственных регуляторов. Расчеты к Концепции прогноза носят, ориентирующий характер и осу­ществляются в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей. При проведении расчё­тов выделяется несколько блоков: цены и обменные курсы; показатели совокупного спроса и предложения; платежный баланс; финансовые и де­нежно-кредитные показатели.

Третий этап – разработка проекта плана-прогноза на соответствующий год. План-прогноз разрабатывается Ми­нэкономики исходя из основных положений Кон­цепции прогноза, нормативов, задающих и ориентирующих по­казателей, а также предложений министерств и региональных, органов управления. Здест основное внимание уделяется сбалансированности показателей. Существенно увеличивается количество разделов плана-прогноза и прораба­тываемых показателей. В самом начале осуществляются расче­ты прогнозных индексов цен (сводных и по основным группам товаров), обменного курса, макроэкономических показателей и важнейших пропорций, уточняются социальные и экологичес­кие нормативы.

На четвертом этапе подготовленный Минэкономики план-прогноз социально-экон-о развития представляется в СовМин для рассмотрения, затем после обсуждения и уточнения отдельных параметров направляется на рассмотрение Президенту и Национальному Собранию. Одновременно рассматриваются Гос-ый бюджет и Основные направления кредитно-денежной политики. При необходимости документы дорабатываются. В процессе доработки участвуют Минэкономики, Минфин, На­ц-ый банк и другие органы управления.

После уточнения отдельных показателей принимается (утверждается) Гос-ый бюджет, одобряется план-прогноз экон-го и соц-го развития страны на соответствующий год, Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально-экон-го развития, за­каз на поставку продукции для гос-ых нужд, лимиты ресурсов и нормативы.

С целью обеспечения выполнения плана-прогноза и бюдже­та СовМин и другие органы управления осуществля­ют контроль и принимают соответствующие меры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: