Цена является экономической категорией исторического характера. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости.
Цена выполняет ряд функций: планово-учетную, регулирующую, распределительную и перераспределительную, балансирующую и информационную. Цены в условиях рыночных отношений способствуют обеспечению сбалансированности спроса и предложения. Этот процесс сопровождается движением цены (ее снижением или повышением).
Цены подразделяются на: оптовые, закупочные, цены на продукцию строительства, розничные цены и тарифы на услуги. По способу установления: на свободные (договорные) и регулируемые.
Ценовая политика является составной частью социально-экономической политики.
Для переходного периода характерна политика либерализации цен. Ее цель - создание стимулов для производства и обеспечения структурной трансформации экономики на основе рыночных критериев. Однако для этого д. б. созданы необходимые предпосылки в денежно-кредитной, валютной и налоговой сферах, проведены изменения. В противном случае либерализация цен приводит к раскручиванию инфляционной спирали, спаду производственной и инвестиционной деятельности и другим негативным явлениям.
|
|
Во избежании резкого скачка цен на переходном этапе к рынку, необходимо освобождать их из-под контроля государства постепенно, по мере развертывания конкуренции и вступления в силу антимонопольного законодательства, учитывая ситуацию по товарным группам. Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования.
Степень гос-го вмешательства должна завесить от видов товаров и их социальной значимости, состояния конкурентной среды, и является ли эта продукция отечественной или импортной. Гос-ая политика д. б. направлена на защиту интересов потребителей и отечественных производителей в целях обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках.
Методы прогнозирования цен: