Ценовая политика. Методы прогнозирования и регулирования цен

Цена является экономической категорией исторического характера. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости.

Цена выполняет ряд функций: планово-учетную, регулирующую, распре­делительную и перераспределительную, балансирующую и ин­формационную. Цены в условиях рыночных отношений способствуют обес­печению сбалансированности спроса и предложения. Этот про­цесс сопровождается движением цены (ее снижением или по­вышением).

Цены подразделяются на: оптовые, заку­почные, цены на продукцию строительства, розничные цены и тарифы на услуги. По способу установления: на свободные (договорные) и регулируемые.

Ценовая политика является составной частью социаль­но-экономической политики.

Для переходного периода характерна политика либерали­зации цен. Ее цель - создание стимулов для производства и обеспечения структурной трансформации экономики на ос­нове рыночных критериев. Однако для этого д. б. созданы необходимые предпосылки в денежно-кредитной, валютной и налоговой сферах, проведены изменения. В противном случае либерализация цен при­водит к раскручиванию инфляционной спирали, спаду про­изводственной и инвестиционной деятельности и другим негативным явлениям.

Во избежании резкого скачка цен на переходном этапе к рынку, необходимо освобождать их из-под контроля государства постепенно, по мере развертывания конкуренции и вступления в силу антимонопольного законодательства, учи­тывая ситуацию по то­варным группам. Ценовая политика должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цен и их частич­ного государственного регулирования.

Степень гос-го вмешательства должна завесить от видов товаров и их социаль­ной значимости, состояния конкурентной среды, и является ли эта продукция отечественной или импор­тной. Гос-ая политика д. б. нап­равлена на защиту интересов потребителей и отечественных производителей в целях обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках.

Методы прогнозирования цен:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: