Сущность и содержание прогнозирования. Роль и характер прогнозов.
Прогнозирование соотносится с более широким понятием - предвидение. Предвидение опережает отражение действительности и основано на понятии законов природы, общества и мышления.
Различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.
Гипотеза характеризует научное предвидение, исходя из общей теории, т.е. исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытие на ее основе закономерности и причинно-следственной связи функционирования и развития исследуемых объектов. На этом уровне дается качественная характеристика.
Прогноз – это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Прогноз более достоверен.
Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.
План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
2. Сущность планирование. Директивное, индикативное и стратегическое планирование, их характеристика.
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определение путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов.
Отличительная черта: конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.
План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
Формы планирования: директивное, стратегическое, индикативное.
Директивное планирование, т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов – законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляется практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям.
Цели и задачи состоят в осуществлении на практике политической воли высшего руководства страны. При всей ее значимости имеется так же недостатки: прежде всего это то, что органы государствления далеко не всегда могут обеспечить наиболее эффективное развитие экономики по многим причинам объективного и субъективного характера. К объективным относят форс-мажорные обстоятельства, различные внешние отклонения, колебания в бюджетно-кредитной системы и т.д. К субъективным – резкое снижение мотивации органов управления и трудовых коллективов к принятию напряженных планов, поскольку оценка их деятельности осуществляется в зависимости от выполнения и перевыполнения установленного задания.
Изложенные причины обусловили отказ от массового применения директивного планирования в государствах с рыночной экономикой.
Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям соц-но - экон-го развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.) как правило, на средний срок и длительную перспективу и формирование механизма их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды.
Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии государства, государст-партнеров и мирового сообщества.
Индикативное планирование основной рабочий инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации.
Индикативные планы включают в себя: концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы.
В качестве макроэкономических индикаторов выступают следующие показатели: ВВП; капиталовложения за счет всех источников финансирования; розничный товарооборот; реальная з/плата рабочих и служащих; уровень занятости населения в народном хозяйстве и др.
Успех реализации определяется многими факторами: законодательное обеспечение экон-го развития; адекватность проводимой руководством страны экон-ой политики содержанию планов; мотивация субъектов хозяйствования на достижение поставленных целей; соблюдение законности в области хозяйственного права как органами власти, так и хозяйствующими субъектами.
3. Предмет курса "Прогнозирование и планирование экономики", его место в системе экономических наук.
4. Исторический аспект развития прогнозирования и планирования.
5. Развитие и особенности прогнозирования и планирования в зарубежных странах (США, Япония, Франция и др.).
6. Понятие и научные основы методологии прогнозирования и планирования. Методологические принципы прогнозирования и планирования.
Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы введения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.
Принципы - это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е. исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.
Методы - это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.
Логика - упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений.
Составной частью методологии является методика. Методика представляет собой совокупность конкретных способов и приемов, используемых для проведения конкретных прогнозных или плановых расчетов. Примером могут служить методики Международного валютного фонда по прогнозированию макроэкономических показателей или методики определения эффективности внедрения научно-технических мероприятий, расчета показателей на микроуровне.
Общеметодологический подход к исследованию социально-экономических процессов определяет диалектический метод, который позволяет проникать в суть изучаемых явлений и фактов, относящихся к исследуемым объектам, устанавливать связи между явлениями. Он реализуется на основе использования как общих научных подходов и методов исследования, так и специфических.
Среди общих подходов можно выделить следующие: исторический, суть заключается в рассмотрении, каждого явления во взаимосвязи его исторических форм; комплексный - включает рассмотрение явлений в их связи и зависимости с другими процессами и явлениями; системно-структурный - предполагает, с одной стороны, рассмотрение экономической системы в качестве динамически развивающегося целого, с другой - расчленение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии.
В рамках комплексного подхода выделяются: генетический и целевой подходы. Сущность генетического подхода состоит в том, чтобы проследить возможные направления и этапы будущего развития, опираясь на оценку исходного уровня настоящего и выявленные исследованием закономерности развития. При данном подходе связь и последовательность явлений рассматривается от прошлого и настоящего к будущему.
При целевом подходе определяется цель и возможные пути ее достижения, т.е. он исходит из определенного результата, который должен быть достигнут в будущем. При этом подходе связь явлений рассматривается от будущего к настоящему.
Эти два подхода используются во взаимосвязи, потому что важно получить сведения о развитии объекта, не влияя на него и, задав цель, определить пути ее достижения.
Научными основами методологии прогнозирования и планирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория. Прогностические функции выполняют законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.
Теоретической основой разработки научных представлений о будущем развитии экономики является экон-я теория. Важнейшие положения: кейнсианская, монетарная и марксистская теории.
Кейнсианская теория делает упор на совокупные расходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основое уравнение: C+G + I + (E-M) = Y, где С - внутреннее потребление в частном секторе; G - государственные расходы; I - инвестиции; Е - экспорт товаров и услуг; М - импорт товаров и услуг; Y - объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления. В состоянии равновесия левая часть (совокупные расходы) равна правой части (объему производства в стране). Эта модель экон. роста основана на роли спроса, обеспечивающего сбалансированный рост. На этой модели базируется методика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуг.
Монетарная теория (М. Фридмен). Монетаризм делает упор на деньги. Уравнение обмена: MДV - PQ, где МД - предложение денег; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен; Q - физический объем произведенных товаров и услуг. Монетарная политика - один из основных макроэкономических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.
Среди важнейших положений марксистской теории необходимо выделить следующие: деление общественного производства на две сферы - сферу материального производства, где производятся материальные блага и услуги, и непроизводственную сферу, оказывающую различные нематериальные услуги; деление производственной сферы на два подразделения: I подразделение - производство средств производства, II - производство предметов потребления; деление совокупного общественного продукта и любого вида продукции (товара) по стоимости на две части: стоимость израсходованных средств производства (с) и вновь созданную стоимость (υ + m), где υ - стоимость необходимого продукта и m - стоимость прибавочного продукта; положение о прибавочном продукте как источнике накопления и о накоплении как источнике расширенного воспроизводства. Эти положения имеют важное значение при формировании (установлении) общеэкономических пропорций на прогнозируемый (плановый) период. На их основе выделяются приоритеты, обосновываются соотношения между фондами потребления и накопления, производством и потреблением и другие пропорции.
Методологические принципы прогнозирования и планирования.
Разработка прогнозов и планов должна основываться на методологических принципах. Основополагающим принципом прогнозирования является принцип альтернативности, который требует проведения многовариантных прогнозных разработок (альтернатив). Согласно этому принципу, в основу должен быть положен наилучший вариант из двух или нескольких возможных. Этот принцип исходит из сущностных характеристик прогноза и связан с возможностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям.
К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования.
Принцип системности предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения общей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Он позволяет расчленить любую систему на множество подсистем (экономика делится на комплексы, последние - на подкомплексы и т.д.). Этот принцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.
Принцип непрерывности планирования, т.е. преемственности прогнозов, планов. В соответствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные - исходя из показателей среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий период. Это обусловлено возникновением новых потребностей общества, крупными изменениями в технике и другими причинами.
Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был направлен на достижение определенных целей, а в качестве приоритетов выделялись отрасли экономики и социально-экономические проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом. Этот принцип позволяет сосредоточить ресурсы на главных направлениях развития экономики и решении проблем общегосударственного значения. Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с принципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. При обеспечении приоритета в развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее развитие всех других отраслей. С этими принципами в тесной связи должен реализовываться принцип социальной ориентации, требующий обеспечения приоритетного решения социальных проблем.
Принцип оптимальности. Термин "оптимальный" означает наилучший. Оптимальность связана с повышением эффективности производства. Оптимальный - это такой вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение нужд народного хозяйства и населения при имеющихся ресурсах с учетом их рационального использования. Этот принцип реализуется путем развития оптимального планирования, базирующегося на использовании ЭВМ, экономико-математическом моделировании и решении оптимизационных задач в рамках АСУП, ИСГРЭ и ОАСУ.
Принцип адекватности целесообразно рассматривать применительно к моделированию социально-экономических процессов. Экономико-математические модели, используемые в процессе прогнозирования развития экономики и оптимального планирования, должны быть адекватными, т.е. отражать реальные процессы. От этого во многом зависят результаты прогнозных и плановых расчетов.
Сбалансированное и пропорциональное развитие экономики возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность заключается в балансовой увязке показателей, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения.
По характеру и значимости все пропорции подразделяются на ряд групп: общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, территориальные, внешнеэкономические.
К общеэкономическим пропорциям относят соотношения: между спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, производством средств производства и производством предметов потребления, ростом производительности труда и заработной платы и др. Нарушение указанных пропорций вызывает негативные явления в экономике (инфляцию, спад производства и т.д.).
Межотраслевые пропорции, характеризуют соотношение между различными отраслями экономики. Устанавливаются они с помощью межотраслевого баланса.
Внутриотраслевые пропорции - это соотношение между отдельными видами сопряженных производств. Например, в легкой промышленности соотношение между производством пряжи (прядение), тканей (ткачество) и их отделкой.
Территориальные пропорции характеризуют соотношение между регионами и отражают размещение производства по территории страны.
Внешнеэкономические пропорции - это соотношение между производством продукции внутри страны и объемами экспорта и импорта товаров.
Принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов. Отраслевое планирование позволяет осуществлять единую техническую политику в каждой отрасли, выявлять спрос на продукцию отрасли, поддерживать необходимые пропорции (внутриотраслевые, межотраслевые), использовать передовой опыт и решать другие задачи. Территориальное планирование позволяет обеспечить комплексное развитие хозяйства регионов, рациональное размещение производства, решение социальных и экологических проблем. Соблюдение этого принципа способствует повышению эффективности общественного производства, росту благосостояния народа и улучшению состояния окружающей среды.
7.
8.
Система показателей планов-прогнозов. Утверждаемые и индикативные показатели. Госзаказ, принципы его формирования.
Развитие экономики характеризует система показателей, состав и перечень которых определяется содержанием прогнозов и планов.
Показатель представляет собой форму количественного выражения экономической категории, процесса или явления. В систему показателей включаются также нормативы и лимиты. Нормативы - показатели в относительном выражении. Лимиты - ресурсные показатели, представляющие предельно допустимую величину затрат ресурса для достижения установленных конечных результатов.
Система показателей состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей являются: показатели производства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, капитальных вложений, природных ресурсов, научно-технического прогресса, финансов и денежного обращения, социального развития и уровня жизни населения, внешнеэкономических связей.
В зависимости от уровня управления экономикой различают макроэкономические показатели, отраслевые и региональные. Часть показателей носит сквозной характер и применяется на всех уровнях, например показатели эффективности общественного производства (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда). Другие показатели отражают отраслевые и региональные особенности.
Показатели прогнозирования и планирования тесно связаны с показателями учета и статистики и должны иметь методологическое единство и сопоставимость. Система показателей д. б. комплексной, т.е. отражать развитие как экономических, так и социальных процессов.
Все показатели подразделяются на натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, утверждаемые, индикативные и расчетные.
Деление показателей на натуральные и стоимостные вытекает из двойственного характера труда и связано с наличием товарно-денежных отношений. Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства. Они устанавливаются в физических и условных единицах измерения: тоннах, метрах, штуках, тысячах условных банок, тоннах условного топлива и т.д. Стоимостные показатели определяются в денежном выражении. С их помощью рассчитываются общие объемы производства продукции, затраты на производство, доходы и расходы государства и предприятий и: др.
Подразделение показателей на количественные и качественные связано с необходимостью характеристики масштабов производства и его интенсификации.
Показатели рассчитываются как в абсолютном выражении, так и в относительном. Первые характеризуют суммарные абсолютные величины показателей, вторые - темпы роста и прироста, дают обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени.
Отношения низовых звеньев экономики с верхним уровнем находят свое отражение в системе утверждаемых, индикативных и расчетных показателей.
К утверждаемым показателям относятся показатели, утверждаемые вышестоящими органами и доводимые до нижестоящих в качестве заданий на поставку продукции или ограничений по использованию природных ресурсов. К ним можно отнести и экономические нормативы, используемые в качестве регуляторов экономики.
Индикативные показатели носят информационный характер. С их помощью государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике. Они могут служить основой при формировании бизнес-планов.
Расчетные показатели носят вспомогательный характер. При переходе к рыночным отношениям в связи с расширением самостоятельности функционирования низовых звеньев экономики резко сужен круг утверждаемых и расширена сфера индикативных показателей.
Утверждаемые показатели в настоящее время включают: государственный заказ; лимиты добычи и использования природных ресурсов и государственных централизованных инвестиций; экономические нормативы (нормативы рентабельности для предприятий-монополистов, ставки налогов, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата и др.).
Государственный заказ выполняет рольрегулятора экономики. При формировании госзаказа должны соблюдаться принципы: размещение его на конкурсной основе; стимулирование выполнения заказа; взаимная ответственность сторон - исполнителя и заказчика.
В состав госзаказа включаются поставки важнейших видов продукции для гос. нужд, ввод в действие производственных мощностей и объектов общегос-го значения, задание на разработку и реализацию научно-технических программ по решению важнейших проблем и внедрению достижений науки и техники в производство, которые могут дать в ближайшее время значительный эффект.
Меры стимулирования госзаказа: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение централизованно распределяемыми материальными ресурсами и другие льготы.
9. Система прогнозов, планов.
Система прогнозов. Включает прогнозы временного аспекта и по уровням управления, частные и комплексные прогнозы экон-го и соц-го развития страны и регионов. На основе результатов определяются направления стратегии соц.-эк-го развития, составляются индикативные планы, формируется механизм гос-го регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (госзаказ, цены, налоги и льготы, гос. инвестиции и ссуды, страховые резервы и т.д.).
По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.
Во временном аспекте прогнозы подразделяются на долго- (от 5 до 15-20 лет), средне- (от 3 до 5), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (на каждый день, неделю, декада).
Система частных прогнозов включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и эколог-е прогнозы, прогнозы развития науки и техники, соц-е и эк-е прогнозы.
Демографические прогнозы характеризуют динамику народонаселения, численность населения на перспективу, половозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовые ресурсы. На их основе формируется демографическая политика (стимулирование рождаемости, сокращение смертности и т.д.), определяются потребности в продовольственных и непродовольственных товарах,
прогнозируется развитие социальной сферы, жилищного строительства..
Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат информацию о состоянии окружающей среды и комплекс мероприятий по предотвращению или максимальному смягчению негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.
Обоснованные представления о научных и технических результатах и достижениях, о возможном использовании этих результатов в производстве и других сферах, об экон-х, соц-х, экологических последствиях НТП дают прогнозы развития науки и техники.
На основе прогнозов научно-технического развития осуществляется выбор приоритетов НТП. В рамках приоритетных направлений НТП разрабатываются научно-технические программы.
Социальные прогнозы характеризуют уровень соц-го развития, решение проблем свободного времени, направления совершенствования образа жизни, задач удовлетворения потребностей людей.
Экономические прогнозы определяют динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэк-е связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.
Комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.
Система планов. Включает планы по уровням управления экон-й и планы временного аспекта.
На макроуровне разрабатываться планы, программы экон-го и соц-го развития страны, на региональном уровне - планы развития регионов (областей, районов, городов). Развитие отдельных отраслей - в отраслевых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.
Система планов временного аспекта включает долго- (15-20 лет), средне- (3-5 лет), краткосрочные (до 1 года) и оперативные (сутки, неделя, декада) планы.
Долгосрочный план отражает стратегию экон-го и соц-го развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Стратегия развития отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах.
В среднесрочных планах конкретизируются основные направления стратегии. Их целесообразно разрабатывать сроком на 3-5 лет. Оптимальным сроком -пятилетний период, т.к. в течение пяти лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить кадры специалистов. Показатели должны определяться по каждому году пятилетки. Мероприятия по достижению целей плана конкретизируются с учетом изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения отражаются в долгосрочном плане, т.е. последний должен корректироваться и по истечении 5 лет продлеваться (разрабатываться) на следующий пятилетний период.
Годовые планы формируются на основе пятилетнихпланов. Учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы. Одновременно корректируется и пятилетний план.
Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем.
10. Объекты макроэкономического прогнозирования и планирования.
Приставка "макро" означает, что прогноз-е и план-ие отнесено к высшему уровню госуд-ой структуры управления, а в качестве его объекта используется экон-ая система в целом, национальная экономика. Субъектами макроэкон-о прогн-я и план-я являются центральные планирующие органы.
Макроэкономическое планирование предполагает определение целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подготовку решений для центра и разработку мероприятий по достижению целей при взаимодействии низших звеньев системы управления как между собой, так и с центром. На макроуровне должны проводиться прогнозные расчеты и определяться эффективные варианты развития экономики, разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики.
Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэк-х показателей, ВНП, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экон-го роста (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда), прогнозы структуры экономики.
На макроуровне осуществляются прогнозные расчеты экономического потенциала, занятости, спроса на продукцию, разрабатываются прогнозы инвестиций, экспорта и импорта, платежного баланса, цен, валютного курса, инфляции, гос-х операций при формировании госбюджета, социального развития, реальных доходов населения, покупательных фондов и товарных ресурсов и ряд других. Формируется госзаказ, определяются ставки налогов, устанавливаются размеры гос-х инвестиций, дотаций, заключаются межправительственные соглашения, регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов и базовых отраслей, решаются другие задачи.
Для проведения макроэкономических расчетов целесообразно использовать разнообразные методы в их сочетании, в частности макроэкономические модели (модели межотраслевого баланса, оптимального планирования, эконометрические модели), экономико-математические методы, методы экспертных оценок, экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой методы.
11. Методы "затраты – выпуск". Модель Леонтьева.
12. Система методов прогнозирования и планирования.
Прогнозирование и планирование экономики сложный многоступенчатый и итеративный процесс. Насчитывается более150 различных методов прогно-ия; на практике используется 15-20.
По степени формализации методы подразделяются на интуитивные и формализованные.
Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Используются когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.
Методы экспертных оценок используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.
Методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в нее развитой аналогичной системе, и на основании исто рии развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой системы.
К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории. Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). Все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым. трендом и методу адаптивного сглаживания.
Методы моделирования предполагают использование в различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и oтношений. Различают модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические, имитационные, принятия решений. Для экономико-матем-х моделейприменяются экономики математические методы.
В практике прогноз-я и план-я используюется метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевыхкомплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами.
Методы экспертных оценок, их сущность. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки, их разновидности и характеристики.
Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.
Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
Индивидуальные экспертные оценки основаны на использовании мнений экспертов-специалистов. Распространение получили методы "интервью", аналитический, написания сценария.
Метод "интервью" предполагает беседу прогнозиста с экспертом по схеме "вопрос-ответ", в процессе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от способности эксперта экспромтом давать заключение по самым различным вопросам.
Аналитический метод предусматривает тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Эксперт может использовать всю необходимую ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки. Преимущество - возможность максимального использования индивидуальных способностей эксперта. Однако он мало пригоден для прогнозирования сложных систем и выработки стратегии из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта в смежных областях знаний.
Метод написания сценария следует отнести как к индивидуальным, так и к коллективным экспертным оценкам. Сущность и основные его характеристики будут раскрыты ниже.
Методы коллективных экспертных оценок - это определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами. Используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опроса экспертов.
Для этого создаются рабочие группы, функции которых: проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта. Количество экспертов от 10 до 150 человек в зависимости от сложности объекта. Определяется цель прогноза, разрабатываются вопросы для экспертов. При проведении опроса необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов и независимость суждений экспертов. После осуществляется обработка материалов. Окончательная оценка может определяться как среднее суждение или как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов.
В мировой практике применяются такие методы: метод коллективной генерации идей, метод "635", метод "Дельфи", метод "комиссий", метод написания сценария.
Суть метода коллективной генерации идей (мозговой атаки ) состоит в использовании творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей, а затем их деструктурирование (разрушение, критику) с выдвижением, контридей и выработкой согласованной точки зрения. Метод разработан в конце 30-х г. американцем А. Осборном, стремившимся решать проблемы посредством спонтанно возникающих идей.
Этот метод предполагает реализацию следующих этапов.
Первый этап -формирование группы участников "мозговой атаки" по решению проблемы. Численность группы 10-15 человек.
Второй этап -составление проблемной записки, формулируется проблемная ситуация и содержится описание метода и проблемной ситуации.
Третий этап - генерации идей. Многократное выступление участников. Критика и скептические замечания не допускаются. Ведущий корректирует процесс, приветствует усовершенствование или комбинацию идей, оказывает поддержку, освобождая участников от скованности. Продолжительность "мозговой атаки" - не менее 20 мин и не более 1 ч в зависимости от активности участников.
Четвертый этап - систематизацией идей, высказанных на этапе генерации. Формируется перечень идей, выделяются признаки, по которым идеи могут быть объединены, идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам.
Пятый этап -деструктурирование (разрушение) систематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны группы высококвалифиц-х специалистов. Группа из 20-25 человек.
Шестой этап дается оценка критических замечаний и составляется список практически реализуемых идей. Этот метод позволяет качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов развития объекта прогнозирования.
Метод "635" - одна из разновидностей "мозговой атаки". Цифры 6, 3, 5 обозначают 6 участников, каждый должен записать 3 идеи в течение 5 мин. Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив 18 идей, а все вместе - 108. Структура идей четко определена. Этот метод широко используется в зарубежных странах (особенно в Японии) для отбора из множества идей наиболее оригинальных и прогрессивных по решению определенных проблем.
Метод "Дельфи" - разработан Т. Гордоном и О. Хелмером - сотрудниками одной из корпораций США. Цель - разработка программы последовательных многотуровых индивидуальных опросов. Индивидуальный опрос экспертов проводится в форме анкет-вопросников. Затем осуществляется их статистическая обработка на ЭВМ и формируется коллективное мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Обработанная на ЭВМ информация сообщается экспертам, которые могут корректировать оценки, объясняя при
этом причины своего несогласия с коллективным суждением. Эта процедура может повторяться до 3-4 раз. В результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатывается согласованное суждение относительно перспектив развития объекта.
Особенности метода "Дельфи": а) анонимность экспертов; б) возможность использования результатов предыдущего тура опроса; в) статистическая характеристика группового мнения.
Метод "комиссий" - основан на работе специальных комиссий. Группы экспертов обсуждают проблему: с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения. Недостаток в том, что группа экспертов в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.
Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях. Он предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта.
Прогнозный сценарий определяет стратегию развития прогнозируемого объекта. Он должен отражать генеральную цель, критерии оценки верхних уровней "дерева целей", приоритеты проблем и ресурсы для достижения целей. В сценарии отображают последовательное решение задачи, возможные препятствия. Используются необходимые материалы по развитию объекта прогнозирования.
Сценарий должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель. Он обычно носит многовариантный характер и освещает три линии поведения: оптимистическую - развитие системы в наиболее благоприятной ситуации; пессимистическую - развитие системы в наименее благоприятной ситуации; рабочую - развитие системы с учетом противодействия отрицательным факторам, появление которых наиболее вероятно. В рамках прогнозного сценария целесообразно прорабатывать резервную стратегию на случай непредвиденных ситуаций.
Сценарий в готовом виде должен быть подвергнут анализу. На основании анализа информации, признанной пригодной для предстоящего прогноза, формулируются цели, определяются критерии, рассматриваются альтернативные решения.
При анализе и прогнозе систем широко используются прогнозный граф и "дерево целей". Графом называют фигуру, состоящую из точек-вершин, соединенных отрезками-ребрами. "Дерево целей" - это граф-дерево, выражающее отношение между вершинами-этапами или проблемами достижения цели. Каждая вершина - это цель для всех исходящих из нее ветвей.
"Дерево целей" предполагает выделение нескольких структурных или иерархических уровней. Каждая цель верхнего уровня д. б. представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы объединение понятий подцелей; полностью определяло понятие исходной цели. Построение "дерева целей" требует решения многих прогнозных задач: прогноза развития объекта в целом; формулировки сценария прогнозируемой цели, уровней и вершин "дерева целей; критериев и их весов в ранжировании вершин.
Метод морфологического анализа - это выбор наиболее приемлемого решения проблемы из числа возможных. Целесообразно использовать при прогнозировании фундаментальных исследований. Метод включает ряд приемов, предполагающих систематизированное рассмотрение характеристик объекта. Исследование проводится по методу "морфологического ящика", который строится в виде дерева целей или матрицы, в клетки которой вписаны параметры. Последовательное соединение параметра первого уровня с одним из параметров последующих уровней представляет собой возможное решение проблемы. Общее количество возможных решений равно произведению числа всех параметров, представленных в "ящике", взятых по строкам. Путем перестановок и различных сочетаний можно выработать вероятностные характеристики объектов.