Методы экспертных оценок, их сущность. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки, их разновидности и характеристики

Сущность и содержание прогнозирования. Роль и характер прогнозов.

Прогнозирование соотносится с более широким понятием - предвидение. Предвидение опережает отражение действительности и основано на понятии законов природы, общества и мышления.

Различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.

Гипотеза характеризует научное предвидение, исходя из общей теории, т.е. исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытие на ее основе закономерности и причинно-следственной связи функционирования и развития исследуемых объектов. На этом уровне дается качественная характеристика.

Прогноз – это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Прогноз более достоверен.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

2. Сущность планирование. Директивное, индикативное и стратегическое планирование, их характеристика.

Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определение путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов.

Отличительная черта: конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.

План – это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Формы планирования: директивное, стратегическое, индикативное.

Директивное планирование, т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов для обязательного претворения в жизнь установленных целей и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно-распорядительных документов – законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляется практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям.

Цели и задачи состоят в осуществлении на практике политической воли высшего руководства страны. При всей ее значимости имеется так же недостатки: прежде всего это то, что органы государствления далеко не всегда могут обеспечить наиболее эффективное развитие экономики по многим причинам объективного и субъективного характера. К объективным относят форс-мажорные обстоятельства, различные внешние отклонения, колебания в бюджетно-кредитной системы и т.д. К субъективным – резкое снижение мотивации органов управления и трудовых коллективов к принятию напряженных планов, поскольку оценка их деятельности осуществляется в зависимости от выполнения и перевыполнения установленного задания.

Изложенные причины обусловили отказ от массового применения директивного планирования в государствах с рыночной экономикой.

Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям соц-но - экон-го развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.) как правило, на средний срок и длительную перспективу и формирование механизма их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды.

Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в экономическом развитии государства, государст-партнеров и мирового сообщества.

Индикативное планирование основной рабочий инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации.

Индикативные планы включают в себя: концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы.

В качестве макроэкономических индикаторов выступают следующие показатели: ВВП; капиталовложения за счет всех источников финансирования; розничный товарооборот; реальная з/плата рабочих и служащих; уровень занятости населения в народном хозяйстве и др.

Успех реализации определяется многими факторами: законодательное обеспечение экон-го развития; адекватность проводимой руководством страны экон-ой политики содержанию планов; мотивация субъектов хозяйствования на достижение поставленных целей; соблюдение законности в области хозяйственного права как органами власти, так и хозяйствующими субъектами.

3. Предмет курса "Прогнозирование и планирование экономики", его место в системе экономических наук.

4. Исторический аспект развития прогнозирования и планирования.

5. Развитие и особенности прогнозирования и планирования в зарубежных странах (США, Япония, Франция и др.).

6. Понятие и научные основы методологии прогнозирования и планирования. Методологические принципы прогнозирования и планирования.

Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы, подходы и методы введения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осу­ществления.

Принципы - это основополагающие правила прогнозирования и планирования, т.е. исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправ­ленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.

Методы - это способы, приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования.

Логика - упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений.

Составной частью методологии является методика. Методика представляет собой совокупность конкретных способов и приемов, используемых для проведения конкрет­ных прогнозных или плановых расчетов. Примером могут слу­жить методики Международного валютного фонда по прогно­зированию макроэкономических показателей или методики определения эффективности внедрения научно-технических мероприятий, расчета показателей на микроуровне.

Общеметодологический подход к исследованию социаль­но-экономических процессов определяет диалектический ме­тод, который позволяет проникать в суть изучаемых явлений и фактов, относящихся к исследуемым объектам, устанавливать связи между явлениями. Он реализуется на основе использова­ния как общих научных подходов и методов исследования, так и специфических.

Среди общих подходов можно выделить следующие: исто­рический, суть заключается в рассмотрении, каждого явления во взаимосвязи его исторических форм; комплексный - включает рассмотрение явлений в их связи и зависимости с другими процессами и явлениями; системно-структурный - предполагает, с одной стороны, рассмотрение экономической системы в качестве динамически развивающегося целого, с другой - расчленение системы на составляющие структурные элементы в их взаимодействии.

В рамках комплексного подхода выделяются: генетический и целевой подходы. Сущность генетического подхода состоит в том, чтобы проследить возможные направления и этапы буду­щего развития, опираясь на оценку исходного уровня настоя­щего и выявленные исследованием закономерности развития. При данном подходе связь и последовательность яв­лений рассматривается от прошлого и настоящего к будущему.

При целевом подходе определяется цель и возможные пути ее достижения, т.е. он исходит из определенного результата, ко­торый должен быть достигнут в будущем. При этом подходе связь явлений рассматривается от будущего к настоящему.

Эти два подхода используются во взаимосвязи, потому что важно получить сведения о развитии объекта, не влияя на него и, задав цель, определить пути ее достижения.

Научными основами методологии прогнозирования и пла­нирования экономики служат законы развития общества и экономическая теория. Прогностические функции выполня­ют законы диалектики: закон единства и борьбы противопо­ложностей, закон взаимного перехода количественных и ка­чественных изменений, закон отрицания отрицания.

Теоретической основой разработки научных представлений о будущем развитии экономики является экон-я тео­рия. Важнейшие положения: кейнсианская, моне­тарная и марксистская теории.

Кейнсианская теория делает упор на совокупные рас­ходы (совокупный спрос) и их компоненты. Основое уравнение: C+G + I + (E-M) = Y, где С - внутреннее потребление в частном секторе; G - государ­ственные расходы; I - инвестиции; Е - экспорт товаров и ус­луг; М - импорт товаров и услуг; Y - объем товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления. В состоянии равнове­сия левая часть (совокупные расходы) равна правой части (объему производства в стране). Эта модель экон. роста основана на роли спроса, обеспечи­вающего сбалансированный рост. На этой модели базируется ме­тодика расчета ВНП, возможных инвестиционных потоков, экспорта и импорта товаров и услуг.

Монетарная теория (М. Фридмен). Монетаризм делает упор на деньги. Уравнение обмена: MДV - PQ, где МД - предложение денег; V - скорость обращения денег; Р - уро­вень цен; Q - физический объем произведенных товаров и ус­луг. Монетарная политика - один из основных макроэконо­мических инструментов, опирающихся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложе­ние и соответственно на ставку процента.

Среди важнейших положений марксистской теории необходимо выделить следующие: деление общественного производства на две сферы - сферу материального производ­ства, где производятся материальные блага и услуги, и непро­изводственную сферу, оказывающую различные нематери­альные услуги; деление производственной сферы на два подразделения: I подразделение - производство средств про­изводства, II - производство предметов потребления; деление совокупного общественного продукта и любого вида про­дукции (товара) по стоимости на две части: стоимость израсходованных средств производства (с) и вновь создан­ную стоимость (υ + m), где υ - стоимость необходимого про­дукта и m - стоимость прибавочного продукта; положение о прибавочном продукте как источнике накопления и о накоп­лении как источнике расширенного воспроизводства. Эти по­ложения имеют важное значение при формировании (уста­новлении) общеэкономических пропорций на прогнозируемый (плановый) период. На их основе выделя­ются приоритеты, обосновываются соотношения между фон­дами потребления и накопления, производством и потребле­нием и другие пропорции.

Методологические принципы прогнозирования и планирования.

Разработка прогнозов и планов должна основываться на ме­тодологических принципах. Основополагающим принципом прогнозирования является принцип альтернативности, кото­рый требует проведения многовариантных прогнозных разра­боток (альтернатив). Согласно этому принципу, в основу дол­жен быть положен наилучший вариант из двух или нескольких возможных. Этот принцип исходит из сущностных характерис­тик прогноза и связан с возможностями развития экономики и ее звеньев по разным траекториям.

К важнейшим методологическим принципам как прогнози­рования, так и планирования следует отнести принципы: сис­темности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности, социальной ори­ентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов пла­нирования.

Принцип системности предполагает исследование коли­чественных и качественных закономерностей в экономичес­ких системах, построение такой логической цепочки иссле­дования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения должен отталкиваться от определения об­щей цели системы и подчинять деятельность всех подсистем достижению этой цели. Он позволяет расчленить любую систему на множество подсистем (экономика делится на комплексы, последние - на подкомплексы и т.д.). Этот при­нцип предполагает создание системы показателей, методов, моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволяли бы построить целостную картину его развития.

Принцип непрерывности плани­рования, т.е. преемственности прогнозов, планов. В соот­ветствии с этим принципом должны разрабатываться прогно­зы и планы различного временного аспекта и увязываться между собой. Так, среднесрочные планы должны разрабаты­ваться на основе перспективных направлений, отражаемых в долгосрочных планах, краткосрочные - исходя из показате­лей среднесрочных планов. Долгосрочные планы должны корректироваться и продлеваться на соответствующий пери­од. Это обусловлено возникновением новых потребностей об­щества, крупными изменениями в технике и другими причи­нами.

Принцип целенаправленности и приоритетности требует, чтобы каждый план носил целевой характер, т.е. был направ­лен на достижение определенных целей, а в качестве приори­тетов выделялись отрасли экономики и социально-экономи­ческие проблемы, от развития и решения которых зависит развитие экономики в целом. Этот принцип позволяет сосре­доточить ресурсы на главных направлениях развития эконо­мики и решении проблем общегосударственного значения. Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с при­нципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с дру­гими процессами и явлениями. При обеспечении приоритета в развитии важнейших отраслей должно предусматриваться соответствующее развитие всех других отраслей. С этими принципами в тесной связи должен реализовываться принцип социальной ориентации, требующий обеспечения приоритетного решения социальных проблем.

Принцип оптималь­ности. Термин "оптимальный" означает наилучший. Оптимальность связана с повышением эффективности производства. Оптимальный - это такой вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение нужд народного хозяйства и населения при имеющихся ресурсах с учетом их рационального использования. Этот принцип реализуется путем развития оптимального планирования, базирующегося на использовании ЭВМ, экономико-математическом моделировании и решении оптимизационных задач в рамках АСУП, ИСГРЭ и ОАСУ.

Принцип адекватности целесообразно рассматривать применительно к моделированию соци­ально-экономических процессов. Экономико-математичес­кие модели, используемые в процессе прогнозирования развития экономики и оптимального планирования, должны быть адекватными, т.е. отражать реальные процессы. От этого во многом зависят результаты прогнозных и плановых рас­четов.

Сбалансированное и пропорциональное развитие экономи­ки возможно при учете в процессе разработки прогнозов и пла­нов принципа сбалансированности и пропорциональности. Сущность заключается в балансовой увязке по­казателей, установлении пропорций и обеспечении их соблю­дения.

По характеру и значимости все пропорции подразделяются на ряд групп: общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, территориальные, внешнеэкономические.

К общеэконо­мическим пропорциям относят соотношения: между спросом и предложением, потреблением и накоплением, дохо­дами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, производством средств производства и производ­ством предметов потребления, ростом производительности труда и заработной платы и др. Нарушение указанных пропор­ций вызывает негативные явления в экономике (инфляцию, спад производства и т.д.).

Межотраслевые про­порции, характеризуют соотношение между различными отраслями экономики. Устанавливаются они с помощью межотраслевого баланса.

Внутриотраслевые пропорции - это соотношение между отдельными видами сопряженных про­изводств. Например, в легкой промышленности соотношение между производством пряжи (прядение), тканей (ткачество) и их отделкой.

Территориальные пропорции характеризуют соот­ношение между регионами и отражают размещение производ­ства по территории страны.

Внешнеэкономические пропорции - это соотно­шение между производством продукции внутри страны и объе­мами экспорта и импорта товаров.

Принцип сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатыва­лись с учетом интересов данной территории и рационального использования местных ресурсов. Отраслевое планирование позволяет осуществлять единую техническую политику в каждой отрасли, выявлять спрос на продукцию отрасли, под­держивать необходимые пропорции (внутриотраслевые, межотраслевые), использовать передовой опыт и решать дру­гие задачи. Территориальное планирование позволяет обес­печить комплексное развитие хозяйства регионов, рацио­нальное размещение производства, решение социальных и экологических проблем. Соблюдение этого принципа способ­ствует повышению эффективности общественного производ­ства, росту благосостояния народа и улучшению состояния окружающей среды.

7.

8.

Система показателей планов-прогнозов. Утверждаемые и индикативные показатели. Госзаказ, принципы его формирования.

Развитие экономики характеризует система показателей, состав и перечень которых определяется содержанием прогно­зов и планов.

Показатель представляет собой форму количес­твенного выражения экономической категории, процесса или явления. В систему показателей включаются также нормативы и лимиты. Нормативы - показатели в относительном выраже­нии. Лимиты - ресурсные показатели, представляющие пре­дельно допустимую величину затрат ресурса для достижения установленных конечных результатов.

Система показателей состоит из блоков, соответствующих различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей являются: показатели производства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фон­дов, капитальных вложений, природных ресурсов, научно-тех­нического прогресса, финансов и денежного обращения, соци­ального развития и уровня жизни населения, внешнеэкономических связей.

В зависимости от уровня управления экономикой разли­чают макроэкономические показатели, отраслевые и регио­нальные. Часть показателей носит сквозной характер и применяется на всех уровнях, например показатели эффективности общественного производства (материалоемкость, фондоотдача, производительность труда). Другие показатели отражают отраслевые и региональные особенности.

Показатели прогнозирования и планирования тесно связа­ны с показателями учета и статистики и должны иметь методо­логическое единство и сопоставимость. Система показателей д. б. комплексной, т.е. отражать развитие как экономи­ческих, так и социальных процессов.

Все показатели подразделяются на натуральные и стоимос­тные, абсолютные и относительные, количественные и качес­твенные, утверждаемые, индикативные и расчетные.

Деление показателей на натуральные и стоимостные выте­кает из двойственного характера труда и связано с наличием то­варно-денежных отношений. Натуральные показатели харак­теризуют вещественный аспект воспроизводства. Они устанавливаются в физических и условных единицах измере­ния: тоннах, метрах, штуках, тысячах условных банок, тоннах условного топлива и т.д. Стоимостные показатели определя­ются в денежном выражении. С их помощью рассчитываются общие объемы производства продукции, затраты на производ­ство, доходы и расходы государства и предприятий и: др.

Подразделение показателей на количественные и качес­твенные связано с необходимостью характеристики масштабов производства и его интенсификации.

Показатели рассчитываются как в абсолютном выражении, так и в относительном. Первые характеризуют суммарные аб­солютные величины показателей, вторые - темпы роста и при­роста, дают обобщенное представление о динамике соответ­ствующих величин во времени.

Отношения низовых звеньев экономики с верхним уровнем находят свое отражение в системе утверждаемых, индикатив­ных и расчетных показателей.

К утверждаемым показателям относятся показатели, ут­верждаемые вышестоящими органами и доводимые до ниже­стоящих в качестве заданий на поставку продукции или огра­ничений по использованию природных ресурсов. К ним можно отнести и экономические нормативы, используемые в качестве регуляторов экономики.

Индикативные показатели носят информационный харак­тер. С их помощью государство информирует субъекты хо­зяйствования о предпочтительной экономической политике. Они могут служить основой при формировании бизнес-пла­нов.

Расчетные показатели носят вспомогательный характер. При переходе к рыночным отношениям в связи с расшире­нием самостоятельности функционирования низовых звеньев экономики резко сужен круг утверждаемых и расширена сфера индикативных показателей.

Утверждаемые показатели в настоящее время включают: государственный заказ; лимиты добычи и использования природных ресурсов и государственных централизованных инвестиций; экономические нормативы (нормативы рента­бельности для предприятий-монополистов, ставки налогов, минимальный потребительский бюджет, минимальная зара­ботная плата и др.).

Государственный заказ выполняет рольрегулятора эконо­мики. При формировании госзаказа должны соб­людаться принципы: размещение его на конкурсной основе; стимулирование выполнения заказа; взаимная ответ­ственность сторон - исполнителя и заказчика.

В состав госзаказа включаются поставки важнейших видов продукции для гос. нужд, ввод в действие производственных мощностей и объектов об­щегос-го значения, задание на разработку и реа­лизацию научно-технических программ по решению важней­ших проблем и внедрению достижений науки и техники в производство, которые могут дать в ближайшее время значи­тельный эффект.

Меры стимулирования госзаказа: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; целевые дотации и суб­сидии; приоритетное обеспечение централизованно распреде­ляемыми материальными ресурсами и другие льготы.

9. Система прогнозов, планов.

Система прогнозов. Включает прогнозы временного аспекта и по уровням управления, частные и комплексные прогнозы экон-го и соц-го развития страны и регионов. На ос­нове результатов определяются направления стратегии соц.-эк-го развития, составляются индикативные планы, формируется механизм гос-го регулирования экономики и оп­ределяются параметры основных регуляторов (госзаказ, цены, налоги и льготы, гос. инвести­ции и ссуды, страховые резервы и т.д.).

По масштабу прогнозирования выделяют: макроэконо­мические прогнозы, межотраслевые и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, от­раслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев эконо­мики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.

Во временном аспекте прогнозы подразделяются на долго- (от 5 до 15-20 лет), средне- (от 3 до 5), краткосрочные (от меся­ца до года), оперативные (на каждый день, неделю, декада).

Система частных прогнозов включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и эколо­г-е прогнозы, прогнозы развития науки и техники, соц-е и эк-е прогнозы.

Демографические прогнозы характеризуют динамику на­родонаселения, численность населения на перспективу, по­ловозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные трудовые ресурсы. На их основе формирует­ся демографическая политика (стимулирование рождаемос­ти, сокращение смертности и т.д.), определяются потребнос­ти в продовольственных и непродовольственных товарах,
прогнозируется развитие социальной сферы, жилищного строительства..

Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат инфор­мацию о состоянии окружающей среды и комплекс мероприя­тий по предотвращению или максимальному смягчению нега­тивного влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.

Обоснованные представления о научных и технических результатах и достижениях, о возможном использовании этих результатов в производстве и других сфе­рах, об экон-х, соц-х, эко­логических последствиях НТП дают прогнозы развития науки и техники.

На основе прогнозов научно-технического развития осу­ществляется выбор приоритетов НТП. В рамках приоритет­ных направлений НТП разрабатываются научно-техничес­кие программы.

Социальные прогнозы характеризуют уровень соц-го развития, решение проблем свободного времени, направления совершенствования образа жизни, задач удовлетворения пот­ребностей людей.

Экономические прогнозы определяют динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэк-е связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.

Комплек­сные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов.

Система планов. Включает планы по уровням управления экон-й и планы временного аспекта.

На макроуровне разрабатываться планы, програм­мы экон-го и соц-го развития страны, на регио­нальном уровне - планы развития регионов (областей, районов, городов). Развитие отдельных отраслей - в отраслевых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий.

Система планов временного аспекта включает долго- (15-20 лет), средне- (3-5 лет), краткосрочные (до 1 года) и оперативные (сутки, неделя, декада) планы.

Долгосрочный план отражает стратегию экон-го и соц-го развития на долгосрочный период, глав­ные цели, приоритеты, пути и средства их достижения. Страте­гия развития отдельных предприятий (фирм) отражается в бизнес-планах.

В среднесрочных планах конкретизируются ос­новные направления стратегии. Их целесообразно разраба­тывать сроком на 3-5 лет. Оптимальным сроком -пятилетний период, т.к. в течение пяти лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприя­тий, подготовить кадры специалистов. Показатели должны определяться по каждому году пятилетки. Мероприятия по достижению целей плана конкретизируются с уче­том изменяющихся условий в плановом периоде. Изменения отражаются в долгосрочном плане, т.е. последний должен корректировать­ся и по истечении 5 лет продлеваться (разрабатываться) на следующий пятилетний период.

Годовые планы формируются на основе пятилетнихпланов. Учитываются изменения условий в соответству­ющем году и вносятся коррективы. Одновременно корректиру­ется и пятилетний план.

Составной частью планов должны быть целевые комплек­сные программы, направленные на решение важнейших соци­ально-экономических, научно-технических и экологических проблем.

10. Объекты макроэкономического прогнозирования и планирования.

Приставка "макро" означает, что про­гноз-е и план-ие отнесено к высшему уровню госуд-ой структуры управления, а в качестве его объекта используется экон-ая система в целом, наци­ональная экономика. Субъектами макроэкон-о про­гн-я и план-я являются центральные плани­рующие органы.

Макроэкономическое планирование предполагает опреде­ление целей развития экономической системы и отдельных ее элементов как единого целого, выделение приоритетов, подго­товку решений для центра и разработку мероприятий по дости­жению целей при взаимодействии низших звеньев системы уп­равления как между собой, так и с центром. На макроуровне должны проводиться про­гнозные расчеты и определяться эффективные ва­рианты развития экономики, разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денеж­ной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономи­ческой политики.

Система прогнозных расчетов должна включать прогнозы макроэк-х показателей, ВНП, прогнозы показателей эффективности, характеризующих качество экон-го роста (материало­емкость, фондоотдача, производительность труда), прогнозы структуры экономики.

На макроуровне осуществляются прогноз­ные расчеты экономического потенциала, занятости, спроса на продукцию, разрабатываются прогнозы инвестиций, экспорта и импорта, платежного баланса, цен, валютного курса, инфля­ции, гос-х операций при формировании госбюдже­та, социального развития, реальных доходов населения, поку­пательных фондов и товарных ресурсов и ряд других. Фор­мируется госзаказ, определяются ставки нало­гов, устанавливаются размеры гос-х инвестиций, дотаций, заключаются межправительственные соглашения, ре­гулируются цены на продукцию предприятий-монополистов и базовых отраслей, решаются другие задачи.

Для проведения макроэкономических расчетов целесооб­разно использовать разнообразные методы в их сочетании, в частности макроэкономические модели (модели межотрасле­вого баланса, оптимального планирования, эконометрические модели), экономико-математические методы, методы экспер­тных оценок, экстраполяции, нормативный, балансовый и про­граммно-целевой методы.

11. Методы "затраты – выпуск". Модель Леонтьева.

12. Система методов прогнозирования и планирования.

Прогнозирование и планирование экономики сложный многоступенчатый и итеративный процесс. Насчитывается более150 различных методов прогно-ия; на практике используется 15-20.

По степени формализации методы подразделяются на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Используются когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.

Методы экспертных оценок используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.

Методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в нее развитой аналогичной системе, и на основании исто рии развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой системы.

К формализованным методам относятся методы экстрапо­ляции и методы моделирования. Они базируются на математи­ческой теории. Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). Все боль­шее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым. трендом и ме­тоду адаптивного сглаживания.

Методы моделирования предполагают использование в различного рода эко­номико-математических моделей, представляющих собой фор­мализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и oтношений. Различают модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические, имитационные, принятия решений. Для экономико-матем-х моделейприменяются экономики математические методы.

В практике прогноз-я и план-я используюется метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевыхкомплексных программ используется программно-целевой ме­тод (ПЦМ) в сочетании с другими методами.

Методы экспертных оценок, их сущность. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки, их разновидности и характеристики.

Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

Индивидуальные экспертные оценки основаны на использо­вании мнений экспертов-специалистов. Распространение получили методы "интервью", ана­литический, написания сценария.

Метод "интервью" предполагает беседу прогнозиста с эк­спертом по схеме "вопрос-ответ", в процессе которой прогно­зист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от способности эксперта экспромтом давать заключение по самым различным вопро­сам.

Аналитический метод предусматривает тщательную са­мостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объек­та. Эксперт может использовать всю необходимую ему ин­формацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки. Преимущество - возможность максимального использования индивиду­альных способностей эксперта. Однако он мало пригоден для прогнозирования сложных систем и выработки стратегии из-за ограниченности знаний одного специалиста-эксперта в смежных областях знаний.

Метод написания сценария следует отнести как к индивидуальным, так и к коллективным экспертным оценкам. Сущность и основные его характеристики будут раскрыты ниже.

Методы коллективных экспертных оценок - это определение степени согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специа­листами. Используется математико-статистический инструментарий для обработки результатов опроса экспертов.

Для этого создают­ся рабочие группы, функции которых: проведение оп­роса, обработка материалов и анализ результатов коллектив­ной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта. Количество экспертов от 10 до 150 человек в зависимости от сложности объекта. Опре­деляется цель прогноза, разрабатываются вопросы для эк­спертов. При проведении опроса необходимо обеспечить од­нозначность понимания отдельных вопросов и независимость суждений экспертов. После осущес­твляется обработка материалов. Окончательная оценка может определяться как среднее суждение или как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов.

В мировой практике применяются такие ме­тоды: метод коллективной генерации идей, метод "635", метод "Дельфи", метод "ко­миссий", метод написания сценария.

Суть метода коллективной генерации идей (мозговой атаки ) состоит в использовании творческого потенциала специа­листов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализу­ющей вначале генерацию идей, а затем их деструктурирование (разрушение, критику) с выдвижением, контридей и выработкой согласованной точки зрения. Метод разработан в конце 30-х г. американцем А. Осборном, стремившимся решать проблемы посредством спонтанно возникающих идей.

Этот метод предполагает реали­зацию следующих этапов.

Первый этап -формировани­е группы участников "мозговой атаки" по решению проблемы. Численность группы 10-15 человек.

Второй этап -составление проблемной записки, формулируется проблемная ситуация и содержится описание метода и проблемной ситуации.

Третий этап - генерации идей. Многократное выступление участников. Критика и скептические за­мечания не допускаются. Ведущий корректирует процесс, при­ветствует усовершенствование или комбинацию идей, оказывает поддержку, освобождая участников от скованности. Продолжительность "мозговой атаки" - не менее 20 мин и не более 1 ч в зависимости от активности участников.

Четвертый этап - систематизацией идей, высказанных на этапе ге­нерации. Формируется перечень идей, выделяются признаки, по которым идеи могут быть объединены, идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам.

Пятый этап -деструктурирование (разрушение) систематизи­рованных идей. Каждая идея подвергается кри­тике со стороны группы высококвалифиц-х специалистов. Группа из 20-25 человек.

Шестой этап дается оценка критических замечаний и составляется список практически реализуемых идей. Этот метод позволяет качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов развития объекта прогнозирования.

Метод "635" - одна из разновидностей "мозговой атаки". Цифры 6, 3, 5 обозначают 6 участников, каждый должен записать 3 идеи в течение 5 мин. Лист ходит по кругу. Таким образом, за полчаса каждый запишет в свой актив 18 идей, а все вместе - 108. Структура идей четко определена. Этот метод широко используется в зарубежных странах (особенно в Японии) для отбора из мно­жества идей наиболее оригинальных и прогрессивных по реше­нию определенных проблем.

Метод "Дельфи" - разработан Т. Гордоном и О. Хелмером - сотрудниками одной из корпораций США. Цель - разработка программы последовательных многотуровых индивидуальных опросов. Индивиду­альный опрос экспертов проводится в форме ан­кет-вопросников. Затем осуществляется их статистическая обработка на ЭВМ и формируется коллективное мнение груп­пы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу различных суждений. Обработанная на ЭВМ информация сообщается эк­спертам, которые могут корректировать оценки, объясняя при
этом причины своего несогласия с коллективным суждением. Эта процедура может повторяться до 3-4 раз. В результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатывается согласованное суждение относительно перспектив развития объекта.

Особенности метода "Дельфи": а) анонимность экспертов; б) возможность использования результатов предыдущего тура опроса; в) статистическая характеристика группового мнения.

Метод "комиссий" - основан на работе специальных комиссий. Группы экспертов обсуждают проблему: с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения. Недостаток в том, что группа экспер­тов в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.

Метод написания сценария основан на определении логики процесса или явления во времени при различных услови­ях. Он предполагает установление последовательности событий, развивающихся при переходе от существующей ситуации к будущему состоянию объекта.

Прогнозный сценарий определяет стратегию развития про­гнозируемого объекта. Он должен отражать генеральную цель, критерии оценки верхних уровней "дерева целей", приоритеты проблем и ресурсы для достижения целей. В сценарии отображают последовательное реше­ние задачи, возможные препятствия. Используются необходимые материалы по развитию объекта прогнозирова­ния.

Сценарий должен быть написан так, чтобы после ознаком­ления с ним стала ясна генеральная цель. Он обычно носит многовариантный характер и освещает три линии поведения: оптимистическую - развитие системы в наиболее благоприятной ситуации; пессимисти­ческую - развитие системы в наименее благоприятной ситуа­ции; рабочую - развитие системы с учетом противодействия отрицательным факторам, появление которых наиболее веро­ятно. В рамках прогнозного сценария целесообразно прораба­тывать резервную стратегию на случай непредвиденных ситу­аций.

Сценарий в готовом виде должен быть подвергнут анализу. На основании анализа информации, признанной пригодной для предстоящего прогноза, формулируются цели, определяются критерии, рассматриваются альтернативные решения.

При анализе и прогнозе систем широко используются прогнозный граф и "дерево целей". Графом называют фигуру, состоящую из точек-вершин, соединенных отрезками-ребрами. "Дерево целей" - это граф-дерево, выражающее отношение между вершинами-этапами или проблемами достижения цели. Каждая вершина - это цель для всех исходящих из нее ветвей.

"Дерево целей" предполагает выделение нескольких струк­турных или иерархических уровней. Каждая цель верхнего уровня д. б. представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы объединение понятий подцелей; полностью определяло понятие исходной цели. Построение "дерева целей" требует решения многих прогнозных задач: прогноза развития объекта в целом; формулировки сценария прогнозируемой цели, уровней и вершин "дерева целей; критериев и их весов в ранжировании вершин.

Метод морфологического анализа - это выбор на­иболее приемлемого решения проблемы из числа возможных. Целесообразно использовать при прогнозировании фундаментальных исследований. Метод включает ряд приемов, предполагающих систематизиро­ванное рассмотрение характеристик объекта. Исследование проводится по методу "морфологического ящика", который строится в виде дерева целей или матрицы, в клетки которой вписаны параметры. Последовательное со­единение параметра первого уровня с одним из параметров последующих уровней представляет собой возможное реше­ние проблемы. Общее количество возможных решений равно произведению числа всех параметров, представленных в "ящике", взятых по строкам. Путем перестановок и различ­ных сочетаний можно выработать вероятностные характе­ристики объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: