Индивидуальные | Коллективные |
метод "интервью" и анкетирования | методы "комиссий", "мозговой атаки", "Дельфи" |
Обработка экспертных оценок осуществляется различными методами. Наиболее распространенным является метод ранговой корреляции. С уть: специалисты дают оценку каждому фактору путем присвоения ему рангового номера. На основе данных анкетного опроса формируется матрица рангов, в которой отражается число специалистов т, количество факторов п, ранг j -го фактора у i -гo специалиста xij. С помощью определенных преобразований формируется согласованное мнение экспертов.
Параметрические модели и методы прогнозирования. Основа: количественная зависимость между ценами (затратами) и основными потребительскими св-вами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда. Параметрический ряд - это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное назначение и различается уровнем потребительских свойств.
|
|
Эти методы используются тогда, когда конкурентоспособность продукции, ее качество являются важнейшим ценообразующим фактором.
Наиболее распространенные методы: удельной цены; структурной аналогии; агрегатный; балловый; корреляционно-регрессионного анализа.
Метод удельной цены используется для расчета и анализа затрат и цен товаров, характеризующихся достаточно полно основными параметрами качества. К таким параметрам относятся: производительность, мощность, содержание полезного компонента, емкость и т.д. Они выражают потребительскую стоимость, полезность продукта и в значительной мере определяют общий уровень цены изделия. Данный метод используется для определения цен в машиностроении.
Метод структурной аналогии: По однотипной продукции на основе статистических данных определяется структура себестоимости по элементам затрат, т.е. находится удельный вес материальных затрат, заработной платы и других элементов затрат в полной себестоимости продукции. Этот метод применяется при определении цен на стадии технического задания, а также по данному методу определяются "скользящие" цены на сложное оборудование производственного назначения (прокатные станы, турбогенераторы, суда и др.). Величина конечной цены зависит от изменения цен материалов и ставок заработной платы на момент составления контракта.
По агрегатному методу цена (себестоимость) нового изделия определяется путем суммирования цен (себестоимости) отдельных конструктивных частей или узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов и деталей. Этот метод применяется в тех случаях, когда новая продукция состоит из разных сочетаний основных конструктивных элементов, цены или себестоимость которых известны. Метод используется в производствах с высокой степенью унификации продукции и рационален при определении цен сложных видов техники.
|
|
Рассмотренные методы ценообразования относятся к затратным и не учитывают спрос на продукцию и уровень цен конкурента. Они могут использоваться для определения нижнего предела цены.
Балловый метод: цены формируются на основе экспертных оценок значимости параметров качества изделий для потребителей. Применяют когда цена зависит от многих параметров, харак-их качество изделия, которые не поддаются колич-му соизмерению. К ним относятся удобство изделия, дизайн, экономичность, эстетические свойства, противопожарность, запах, вкус, цвет, модность и т.д.
Каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает оценку технико-экон-го уровня изделия.
Применяется при обоснование цен на продукцию часовой, радиотехнической, легкой, пищевой, парфюмерной промышленности. Он используется при изучении конъюнктуры рынка и оценке конкурентоспособности продукции.
Метод корреляционно-регрессионного анализа. Суть в построении уравнений регрессии и определении зависимости цены от влияющих на нее факторов. При этом цена выступает как функция от параметров. Необходимым условием применения метода является тщательная аналитическая работа по формированию параметрического ряда, определению факторов, на основе которых он строится. Должен осуществляться отбор факторов, в наибольшей степени влияющих на цены. Например, цену сверла целесообразно определять в зависимости от его длины и диаметра.
Модели прогнозирования индексов цен. В формирующейся новой экономической среде, где основной регулятор рынок, особую значимость приобретает прогнозирование индексов цен.
Индекс цен - это показатель, отражающий их движение. Рассчитываются индексы потребительских, оптовых цен и индекс цен (дефлятор) ВВП. Индекс цен выражается в процентах.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением.
Индекс оптовых цен отражает изменение цен на сырье, материалы, полуфабрикаты, топливно-энергетические ресурсы, конечные виды продукции на оптовом рынке.
Индекс цен (дефлятор) ВВП отражает изменение общего уровня цен.
На основе индексов цен определяются темпы инфляции, осуществляется соизмерение затрат с результатами, анализируется и прогнозируется производственная и торговая деятельность. Они используются при разработке социально-экон-х прогнозов.
Недостатком является учет при прогнозе цены лишь прямых поставок электроэнергии в пищевую промышленность. Вместе с тем для производства продукции указанной отрасли используется продукция сельского хозяйства, где также расходуются энергоресурсы. Поэтому наряду с прямыми следует учитывать и косвенные затраты. Эту задачу можно решить с использованием модели межотраслевого баланса.
Отличие: в нем аккумулируется информация о межотраслевых взаимосвязях. Это позволяет отслеживать воздействие изменения экономических показателей в одной из отраслей на другие.
Регрессионные модели. Эти модели позволяют рассчитать индекс цен в зависимости от влияющих на него факторов, т.е. формируется многофакторная модель, где индекс цен выступает как функция от факторов.
Метод определения цен на основе издержек производства. Суть его сводится к определению цены на товар исходя из издержек производства и прибыли. С его помощью могут определяться цены на продукцию отрасли (на основе среднеотраслевой себестоимости и рентабельности продукции), а также формироваться цены на товары непосредственно фирмами.
|
|
Данный метод позволяет определить предел цены, ниже которого фирма может устанавливать цену только в исключительных случаях и на определенный срок, например при реализации фирмой стратегии проникновения на рынок или удержания большей доли рынка.
Популярен в связи с: во-первых, информация об издержках производства более определенна и известна, чем информация о спросе. Во-вторых, если к этому методу определения цен обращаются фирмы отрасли, то их цены будут схожими и в этом случае ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают метод расчета цен "средние издержки производства плюс прибыль" более справедливым по отношению к покупателям и продавцам.
Индексный метод. Учитывая, что издержки подвержены резким изменениям в связи с постоянным ростом цен на энергоносители, сырьевые ресурсы, инфляционными и другими процессами, себестоимость продукции (услуг) целесообразно прогнозировать индексным методом. На основе данных о структуре затрат но элементам и индексов изменения отдельных затрат определяется общее изменение себестоимости продукции в прогнозируемом периоде.
Метод формирования цен с ориентацией на спрос. Цена товара определяется исходя из спроса на товар, т.е. из того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. Уровень цены на товар ставится в зависимость от изменения спроса на него.
В основе данного метода лежит субъективная оценка покупателем ценности товара или услуги. Эта оценка зависит от многих факторов: от получаемой потребителем отдачи в результате использования товара (например, в калориях, витаминах), возникновения дополнительных преимуществ (удобства, цвета), уровня послепродажного обслуживания и других факторов.
Метод определения цен позволяет фирме реализовать стратегию "высоких цен" за новый товар, впервые появившийся на рынке, с целью получения сверхприбыли путем "снятия сливок" с той группы покупателей, для которых этот товар имеет большую ценность.
|
|
Для установления цен с учетом спроса необходимо постоянно изучать рынок.
Метод определения цен с ориентацией на конкуренцию. Суть данного подхода к определению цен на товары состоит в том, что производитель исходит исключительно из конкуренции, устанавливая цены на свои товары чуть выше или чуть ниже уровня цен на товары ближайшего или крупнейшего конкурента. Этот метод используется на тех рынках, где продаются однородные товары. Влияние фактора конкуренции на принятие решения об уровне цен зависит от структуры рынка, т.е. от числа и типа компаний, работающих на рынке.
К этому методу обращаются фирмы, которые затрудняются в определении собственных издержек производства на единицу продукции и считают средние цены, сформировавшиеся в отрасли, хорошей базой для определения цен на свои товары.
Опираясь на данный метод, фирма избавляется от риска, связанного с установлением собственной цены в смысле принятия ее рынком. Кроме того, в условиях сильной конкуренции предприятие имеет большие шансы влиять на цены рынка. Реакция фирмы на изменение цены конкурентом должна быть быстрой.
Формирование цен, ориентированное на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка. Этот метод представляет собой сочетание методов определения цен с ориентацией на издержки, спрос и конкуренцию. Цены формируются по этапам.
На первом этапе фирма определяет возможный объем продаж, издержки производства, массу прибыли на основе принятого критерия и исчисляет цену единицы товара.
На втором этапе на основе имеющейся функции спроса по цене фирма прорабатывает различные тактики продаж путем анализа различных комбинаций "цепа - объем продаж" и выбирает ту, которая обеспечивает ей наибольшую сумму прибыли.
На третьем этапе фирма производит оценку прочности положения своего товара на рынке путем выявления его преимуществ или недостатков по технико-экон-им параметрам в сравнении с товарами-конкурентами. Оценка производится параметрическими методами.
На четвертом этапе фирма вновь прорабатывает различные комбинации "цена - объем продаж", но уже с учетом конкурентных факторов. Выбирается та комбинация, которая обеспечивает максимальную прибыль и вписывается в систему рыночных цен.
Статистическая теория игр и ее применение при принятии решений по ценам. Статистическая теория игр предполагает обоснование оптимальных решений по ценам в конкурентных ситуациях. Например, предприятие производит товар и знает, что он подвержен быстрому изменению моды. Если своевременно не продать товар, то в будущем возникнут затруднения с его реализацией. Поэтому предприятие может принять решение о снижении цен, чтобы вызвать дополнительный спрос на данный товар. Причем решение о размере снижения цен при сезонной распродаже товаров должно быть продуманным и принести предприятию минимум потерь.
Может рассматриваться несколько вариантов снижения цены на определенный товар (на 20, 30,40 и 50 %). При этом должна учитываться предполагаемая реакция покупателей на сезонное снижение цен, которая измеряется эластичностью спроса от цены. На основе коэффициентов эластичности можно сделать вывод о степени возрастания спроса на товар при снижении цен на него.
В данном случае целесообразно проводить также опрос покупателей, который позволяет выяснить, при каком размере снижения цен покупатели могли бы произвести покупку.