Методы экспертных оценок

Индивидуальные Коллективные
метод "интервью" и анкетирования методы "ко­миссий", "мозговой атаки", "Дельфи"

Обработка экспертных оценок осуществляется различны­ми методами. Наиболее распространенным является метод ранговой корреляции. С уть: специалис­ты дают оценку каждому фактору путем присвоения ему ранго­вого номера. На основе данных анкетного опроса формируется матрица рангов, в которой отражается число специалистов т, количество факторов п, ранг j -го фактора у i -гo специалиста xij. С помощью определенных преобразований формируется сог­ласованное мнение экспертов.

Параметрические модели и методы прогнозирования. Ос­нова: количественная зависимость между ценами (затра­тами) и основными потребительскими св-вами продукции или уровнем качества изделий в пределах параметрического ряда. Параметрический ряд - это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное назначение и различается уровнем потребительских свойств.

Эти методы используются тогда, когда конкурентоспособность продукции, ее качество явля­ются важнейшим ценообразующим фактором.

Наиболее распространенные методы: удельной цены; структур­ной аналогии; агрегатный; балловый; корреляционно-регрес­сионного анализа.

Метод удельной цены используется для расчета и анализа затрат и цен товаров, характеризующихся достаточно полно основными параметрами качества. К таким параметрам отно­сятся: производительность, мощность, содержание полезного компонента, емкость и т.д. Они выражают потребительскую стоимость, полезность продукта и в значительной мере опре­деляют общий уровень цены изделия. Данный метод используется для определения цен в машинострое­нии.

Метод структурной аналогии: По однотипной продукции на основе статистических данных определяется структура себестоимости по элементам затрат, т.е. находится удельный вес материальных затрат, за­работной платы и других элементов затрат в полной себестои­мости продукции. Этот метод применяется при определении цен на стадии технического задания, а также по дан­ному методу определяются "скользящие" цены на сложное обо­рудование производственного назначения (прокатные станы, турбогенераторы, суда и др.). Величина конечной цены зависит от изменения цен материалов и ставок заработной платы на мо­мент составления контракта.

По агрегатному методу цена (себестоимость) нового из­делия определяется путем суммирования цен (себестоимос­ти) отдельных конструктивных частей или узлов изделия с добавлением стоимости оригинальных узлов и деталей. Этот метод применяется в тех случаях, когда новая продукция состоит из разных сочетаний основных конструктивных элемен­тов, цены или себестоимость которых известны. Метод использу­ется в производствах с высокой степенью унификации продукции и рационален при определении цен сложных ви­дов техники.

Рассмотренные методы ценооб­разования относятся к затратным и не учитывают спрос на про­дукцию и уровень цен конкурента. Они могут использоваться для определения нижнего предела цены.

Балловый метод: цены формируются на основе экспер­тных оценок значимости параметров качества изделий для пот­ребителей. Применяют когда цена зависит от многих параметров, харак-их качес­тво изделия, которые не поддаются колич-му соизме­рению. К ним относятся удобство изделия, дизайн, экономич­ность, эстетические свойства, противопожарность, запах, вкус, цвет, модность и т.д.

Каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает оценку технико-экон-го уровня изделия.

Применяется при обоснование цен на продукцию часо­вой, радиотехнической, легкой, пищевой, парфюмерной про­мышленности. Он используется при изучении конъюн­ктуры рынка и оценке конкурентоспособности продукции.

Метод корреляционно-регрессионного анализа. Суть в построении уравнений регрес­сии и определении зависимости цены от влияющих на нее факторов. При этом цена выступает как функция от парамет­ров. Необходимым условием применения метода является тщательная аналитическая работа по формированию пара­метрического ряда, определению факторов, на основе кото­рых он строится. Должен осуществляться отбор факторов, в наибольшей степени влияющих на цены. Например, цену сверла целесообразно определять в зависимости от его длины и диаметра.

Модели прогнозирования индексов цен. В формирующей­ся новой экономической среде, где основной регулятор рынок, особую значимость приобретает прогнозирова­ние индексов цен.

Индекс цен - это показатель, отражающий их движение. Рассчитываются индексы потребительских, оптовых цен и индекс цен (дефлятор) ВВП. Индекс цен выражается в процентах.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением.

Индекс оптовых цен отражает изменение цен на сырье, ма­териалы, полуфабрикаты, топливно-энергетические ресурсы, конечные виды продукции на оптовом рынке.

Индекс цен (дефлятор) ВВП отражает изменение об­щего уровня цен.

На основе индексов цен определяются темпы инфляции, осуществляется соизмерение затрат с результатами, анализи­руется и прогнозируется производственная и торговая деятель­ность. Они используются при разработке социально-экон-х прогнозов.

Недостатком является учет при прогнозе це­ны лишь прямых поставок электроэнергии в пищевую про­мышленность. Вместе с тем для производства продукции указанной отрасли используется продукция сельского хозяйства, где также расходуются энергоресурсы. Поэтому наряду с прямыми следует учитывать и косвенные затраты. Эту задачу можно решить с использованием модели межот­раслевого баланса.

Отличие: в нем аккумулируется информация о ме­жотраслевых взаимосвязях. Это позволяет отслеживать воз­действие изменения экономических показателей в одной из отраслей на другие.

Регрессионные модели. Эти модели позволяют рассчитать индекс цен в зависимости от влияющих на него факторов, т.е. формируется многофакторная модель, где индекс цен выступа­ет как функция от факторов.

Метод определения цен на основе издержек производ­ства. Суть его сводится к определению цены на товар исходя из из­держек производства и прибыли. С его помощью могут опре­деляться цены на продукцию отрасли (на основе среднеотрас­левой себестоимости и рентабельности продукции), а также формироваться цены на товары непосредственно фирмами.

Данный метод позволяет определить предел цены, ниже ко­торого фирма может устанавливать цену только в исключи­тельных случаях и на определенный срок, например при реали­зации фирмой стратегии проникновения на рынок или удержания большей доли рынка.

Популярен в связи с: во-первых, информация об издержках производства более оп­ределенна и известна, чем информация о спросе. Во-вторых, если к этому методу определения цен обращаются фирмы отрас­ли, то их цены будут схожими и в этом случае ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают метод расчета цен "средние издержки производства плюс при­быль" более справедливым по отношению к покупателям и про­давцам.

Индексный метод. Учитывая, что издержки подвержены резким изменениям в связи с пос­тоянным ростом цен на энергоносители, сырьевые ресурсы, инфляционными и другими процессами, себестоимость про­дукции (услуг) целесообразно прогнозировать индексным методом. На основе данных о структуре затрат но элементам и индексов изменения отдельных затрат определяется общее изменение себестоимости продукции в прогнозируемом пе­риоде.

Метод формирования цен с ориентацией на спрос. Цена товара определяется исходя из спроса на товар, т.е. из того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. Уровень цены на товар ставится в зависимость от изме­нения спроса на него.

В основе данного метода лежит субъективная оценка поку­пателем ценности товара или услуги. Эта оценка зависит от многих факторов: от получаемой потребителем отдачи в ре­зультате использования товара (например, в калориях, витами­нах), возникновения дополнительных пре­имуществ (удобства, цвета), уровня послепродажного обслуживания и других факторов.

Метод определения цен позволяет фирме реа­лизовать стратегию "высоких цен" за новый товар, впервые по­явившийся на рынке, с целью получения сверхприбыли путем "снятия сливок" с той группы покупателей, для которых этот товар имеет большую ценность.

Для установления цен с учетом спроса необходимо постоян­но изучать рынок.

Метод определения цен с ориентацией на конкуренцию. Суть данного подхода к определению цен на товары состоит в том, что производитель исходит исключительно из конкурен­ции, устанавливая цены на свои товары чуть выше или чуть ни­же уровня цен на товары ближайшего или крупнейшего конку­рента. Этот метод используется на тех рынках, где продаются однородные товары. Влияние фактора конкуренции на приня­тие решения об уровне цен зависит от структуры рынка, т.е. от числа и типа компаний, работающих на рынке.

К этому методу обращаются фирмы, которые затрудня­ются в определении собственных издержек производства на единицу продукции и считают средние цены, сформировав­шиеся в отрасли, хорошей базой для определения цен на свои товары.

Опираясь на данный метод, фирма избавляется от риска, связанного с установлением собственной цены в смысле приня­тия ее рынком. Кроме того, в условиях сильной конкуренции предприятие имеет большие шансы влиять на цены рынка. Ре­акция фирмы на изменение цены конкурентом должна быть быстрой.

Формирование цен, ориентированное на нахождение рав­новесия между издержками производства и состоянием рын­ка. Этот метод представляет собой сочетание методов определения цен с ориентацией на издержки, спрос и конкуренцию. Цены формируются по этапам.

На первом этапе фирма определяет возможный объем про­даж, издержки производства, массу прибыли на основе приня­того критерия и исчисляет цену единицы товара.

На втором этапе на основе имеющейся функции спроса по цене фирма прорабатывает различные тактики продаж путем анализа различных комбинаций "цепа - объем продаж" и выбирает ту, которая обеспечивает ей наибольшую сумму при­были.

На третьем этапе фирма производит оценку прочности по­ложения своего товара на рынке путем выявления его пре­имуществ или недостатков по технико-экон-им пара­метрам в сравнении с товарами-конкурентами. Оценка производится парамет­рическими методами.

На четвертом этапе фирма вновь прорабатывает различные комбинации "цена - объем продаж", но уже с учетом конкурен­тных факторов. Выбирается та комбинация, которая обеспечи­вает максимальную прибыль и вписывается в систему рыноч­ных цен.

Статистическая теория игр и ее применение при при­нятии решений по ценам. Статистическая теория игр предпо­лагает обоснование оптимальных решений по ценам в конкурентных ситуациях. Например, предприятие произво­дит товар и знает, что он подвержен быстрому изменению мо­ды. Если своевременно не продать товар, то в будущем воз­никнут затруднения с его реализацией. Поэтому предприятие может принять решение о снижении цен, чтобы вызвать дополнительный спрос на данный товар. Причем решение о размере снижения цен при сезонной распродаже товаров дол­жно быть продуманным и принести предприятию минимум потерь.

Может рассматриваться несколько вариантов снижения це­ны на определенный товар (на 20, 30,40 и 50 %). При этом дол­жна учитываться предполагаемая реакция покупателей на се­зонное снижение цен, которая измеряется эластичностью спроса от цены. На основе коэффициентов эластичности мож­но сделать вывод о степени возрастания спроса на товар при снижении цен на него.

В данном случае целесообразно проводить также опрос по­купателей, который позволяет выяснить, при каком размере снижения цен покупатели могли бы произвести покупку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: