Инфляция представляет собой обесценение бумажных денег, т.е. переполнение сферы обращения бумажными деньгами, не обеспеченными товарами. Инфляция - это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства.
Под инфляциейследует понимать дисбаланс спроса и предложения, а также нарушение других пропорций национального хозяйства, проявляющееся в росте цен.
Выделяют три вида инфляции: умеренная, галопирующая, гипер- и суперинфляция.
Умеренная инфляция - это инфляция, при которой темпы прироста цен не превышают 10 % в год. Такая инфляция корректирует цены и в условиях конкуренции рассматривается как благо для экономического развития, так как она побуждает производство необходимых товаров.
При галопирующей инфляции темпы прироста цен приобретают стремительный характер и колеблются от 10 до 200 % в год, что создает серьезное напряжение для экономики. В этих условиях контракты "привязываются" к росту цен или к иностранной валюте, например к доллару США, деньги ускоренно материализуются.
|
|
При гипер- и суперинфляции цены растут астрономическими темпами. В условиях гипер- и суперинфляции деньги вытесняются из оборота, на смену товарно-денежному обращению приходит бартер. Расхождение динамики цен и зарплаты становится катастрофическим.
Перечисленные виды инфляции называются открытой инфляцией. Скрытая (подавленная) инфляция протекает при дефиците товаров и услуг в условиях гос-го контроля над ценами.
Инфляция м. б. сбалансированной, когда умеренный рост цен одновременно распространяется на большинство товаров и услуг, и несбалансированной, когда рост цен на различные товары происходит различными темпами. Выделяют ожидаемую инфляцию, которая предсказывается и прогнозируется заранее, и неожидаемую, характеризующуюся внезапным скачком цен.
Основные типы инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек).
Инфляция спроса - нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Наблюдается когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и соц-х заказов), так и от лица предпринимателя (повышение спроса на товары), а также в результате роста покупательной способности населения. Появляются денеги, не обеспеченные товарами, в результате происходит рост цен. Такая инфляция считается классической.
Инфляция предложения - рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства. Рост издержек происходит вследствие спада производства, роста цен на сырье, материалы, энергоресурсы, повышения зарплаты, изменения курса валюты, ставок налогов и влияния др. факторов.
|
|
На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляционные процессы усиливаются при эмиссии бумажных денег, увеличении дефицита госбюджета, снижении платежеспособности предприятий.
Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется или будет изменяться в текущем (прогнозируемом) периоде по отношению к предыдущему. Инфляция измеряется с помощью индексов потребительских цен (ИПЦ). Расчет темпа инфляции осуществляется следующим образом:
Темп инфляции, % | = | ИПЦ текущего периода – - ИПЦ базисного периода | * | ||
ИПЦ базисного периода |
Индекс потребительских цен определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением:
ИПЦ, % | = | Цена "рыночной корзины" в текущем периоде | * | ||
Цена аналогичной "рыночной корзины" в базисном периоде | |||||
Методы прогнозирования:
Альтернативным методом определения индекса инфляции является метод, основанный на использовании индексов расходов, доходов и цен:
Где JД - индекс доходов; JРС. - индекс расходов; JР - индекс цен.
Если JРС = JД, то JИ = JР, т.е. если расходы растут только в соответствии с доходами, то инфляция целиком определяется динамикой цен.
Если JРС < JД, то помимо цен на инфляцию влияет формирование избыточных (нереализуемых) доходов. Если JРС > JД, то инфляция будет меньше, чем рост цен.
Метод является приближенным. Достоинство - наличие информации в центральных планирующих органах: баланса денежных доходов и расходов населения и других данных.
Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена (MДV = PQ), уровень цен определяется как
Р = MДV / PQ , где Р - уровень цен; МД - денежная масса; V - скорость денежного обращения; Q - количество реальных товаров и услуг.
Следовательно, индекс роста цен Jр можно представить как соотношение индексов денежной массы JМ, скорости денежного обращения JU и реального ВВП JQ:
Учитывая, что инфляция происходит в силу влияния множества факторов, целесообразно прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей с применением корреляционно-регрессионного метода, позволяющего установить наличие корреляционной связи между прогнозируемой инфляцией и влияющими на нее факторами, определить форму связи, сформировать уравнение и на его основе осуществить прогноз инфляции. Общий вид многофакторной модели:
JИ = f (x1, x2, …, xN)
Распространенным методом прогнозирования инфляции является расчет ее уровня на основе дефлятора ВВП. Сущность этого метода состоит в следующем. На основе данных по инфляции в предшествующем периоде и учета влияния факторов в прогнозируемом периоде определяется инфляция на определенный прогнозируемый период. Выделяются следующие факторы: изменение денежных доходов, субсидий, экспортных и импортных цен ближнего и дальнего зарубежья, процентных ставок по кредитам и депозитам и др.