Формы и методы взаимодействия предприятий малого предпринимательства и крупных корпораций. Научно-производственные и производственные кластеры

Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

Малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях. В связи с этим малое предпринимательство успешно действует там, где нет интереса для крупного бизнеса. Может работать там, где оптимальный размер является небольшим.

Формы вз-я малого бизнеса и корпораций (с участием г-ва как регулятора):

аутсорсинг, дающий возможность крупным предприятиям снижать собственные издержки производства. Для малой фирмы такая форма взаимодействия, основанная на долгосрочных договорных отношениях, позволяет укрепить свои конкурентные позиции на целевом рынке.

франчайзинг, позволяющий сократить трансакционные издержки, обусловленные расширением рынков, продвижением товаров и брендов с целью развития конкурентных преимуществ, привлечением стороннего капитала в хозяйственный оборот; крупное предприятие- франчайзер перераспределяет часть ответственности на малые фирмы;

лизинг, обеспечивающий малые фирмы, ограниченные в инвестиционных средствах, современным оборудованием; крупные предприятия снижают издержки, обусловленные простаиванием неиспользуемого оборудования или площадей;

субконтрактация, предусматривающая снижение производственных издержек крупного предприятия путем передачи заказов на узлы и детали малым фирмам — субконтракторам, которые дополнительно получают возможности аренды площадей и оборудования, получения сырья от заказчика на льготных условиях;

венчурное финансирование, необходимое малым фирмам, работающим преимущественно в научно-технической сфере и не имеющим требуемого объема инвестиционных средств для финансирования высокотехнологичных инновационных проектов, либо залогового обеспечения при кредитовании. Крупные промышленные предприятия с целью поддержания конкурентоспособности осуществляют диверсификацию и обновление производства посредством создания венчурных фондов, финансирования и использования научных разработок и высокотехнологичных проектов малого бизнеса;

Научно-производственные кластеры считаются сегодня наиболее эффективной средой для развития взаимодействий предприятий малого предпринимательства, образовательный учреждений и крупных корпораций. Отличительной особенностью кластерной модели развития является эффект синергии между участниками кластера. Кластер представляет собой структуру, в которой производственные предприятия и коммерческие организации могут плодотворно взаимодействовать с научными и образовательными учреждениями, а также с региональными и муниципальными органами власти. Кластер - сеть независимых географически локализованных производственных и/или сервисных компаний (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом

Характерные особенности кластеров:

-наличие крупного предприятия - лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию кластера в целом;

-территориальная локализация основной массы предприятий - участников кластера;

-устойчивость и доминирующее значение хозяйственных связей между предприятиями;

-долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках основных систем управления, производственных программ, инновационных процессов; контроля качества и пр.

Кластерный подход позволяет более полно использовать сырьевой, кадровый и трудовой потенциалы, обеспечивает выход на новые рынки, стимулирует увеличение количества малых и средних предприятий. Кроме того, такая модель производства, как кластер, дает возможность снизить издержки за счет ряда системных преимуществ, к которым можно отнести, в первую очередь, совместное использование объектов инфраструктуры, услуг, складских площадей, кадровых ресурсов и оптимальных логистических схем; комплексное планирование сырьевых ресурсов и сбыта готовой продукции; эффективное получение, накопление и использование знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: