Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Национальная экономика и предпринимательство сегодня невозможны без гос. Регулирования, которое проводится с целью:
1.Защиты фирм друг от друга и предотвращения недобросовестной конкуренции
2.Защиты потребителей
3.Защиты гос.интересов
Основные направления гос. регулированияя предпринимательства:
1.Формирование правовой базы
2.Формирование цивилизованных рыночных отношений
3.Защита конкуренции
4.Перераспределение дозодов
5.Перераспределение ресурсов
6.Политика ценообразования
7.Социальная политика (занятость)
Сферы регулирования:
1.Гарантирование государством права частной собственности
2.Предоствление юридического статуса хозяйствующим субъектам (посредством регламентирования организационно-правовых форм)
|
|
3.Регулирование договорных отношений между субъектами рынка, а также между нимии гражданами, регулирование ответственности
4.Разрешение хозяйственных споров и конфликтов органами судебной власти
5.Поддержание общественного порядка
6.Обеспечение безопасности, защиты собственности
7.Охрана окружающей среды
Государство регулирует конкуренцию, ограничивает монополистическую деятельность с помощью антимонопольного законодательства.
Перераспределение доходов осуществляется посредством реализации гос.программ, оказания соц.помощи и выплаты пособий, установления МРОТ, применение прогрессивных ставок налогообложения, предоставления льгот и субсидиц.
Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Задачи государственного регулирования предпринимательства:
-охрана окружающей среды;
-выравнивание экономического цикла;
-обеспечение нормального уровня занятости населения;
-защита жизни и здоровья граждан;
-поддержка конкуренции на рынке;
-поддержка и развитие малого предпринимательства;
-специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:
1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:
|
|
-государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;
-государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
-налогообложение;
-лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;
-выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.
2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:
-прогнозирование и планирование;
-предоставление налоговых льгот;
-льготное кредитование;
-государственный (муниципальный) заказ и др.
Инструментами гос.регулирования являются:
•Правовые рычаги
•Экономические рычаги
•Административные рычаги