Задачи, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Национальная экономика и предпринимательство сегодня невозможны без гос. Регулирования, которое проводится с целью:

1.Защиты фирм друг от друга и предотвращения недобросовестной конкуренции

2.Защиты потребителей

3.Защиты гос.интересов

Основные направления гос. регулированияя предпринимательства:

1.Формирование правовой базы

2.Формирование цивилизованных рыночных отношений

3.Защита конкуренции

4.Перераспределение дозодов

5.Перераспределение ресурсов

6.Политика ценообразования

7.Социальная политика (занятость)

Сферы регулирования:

1.Гарантирование государством права частной собственности

2.Предоствление юридического статуса хозяйствующим субъектам (посредством регламентирования организационно-правовых форм)

3.Регулирование договорных отношений между субъектами рынка, а также между нимии гражданами, регулирование ответственности

4.Разрешение хозяйственных споров и конфликтов органами судебной власти

5.Поддержание общественного порядка

6.Обеспечение безопасности, защиты собственности

7.Охрана окружающей среды

Государство регулирует конкуренцию, ограничивает монополистическую деятельность с помощью антимонопольного законодательства.

Перераспределение доходов осуществляется посредством реализации гос.программ, оказания соц.помощи и выплаты пособий, установления МРОТ, применение прогрессивных ставок налогообложения, предоставления льгот и субсидиц.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства:

-охрана окружающей среды;

-выравнивание экономического цикла;

-обеспечение нормального уровня занятости населения;

-защита жизни и здоровья граждан;

-поддержка конкуренции на рынке;

-поддержка и развитие малого предпринимательства;

-специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

-государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

-государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-налогообложение;

-лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

-выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

-прогнозирование и планирование;

-предоставление налоговых льгот;

-льготное кредитование;

-государственный (муниципальный) заказ и др.

Инструментами гос.регулирования являются:

•Правовые рычаги

•Экономические рычаги

•Административные рычаги


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: