Размеры предприятий: ограничения и стимулы роста

Оптимальный размер фирмы определяется минимизацией совокупности производственных и непроизводственных (не связанных с производством, а возникающих по мере ведения дела) затрат, вложенных в выпуск единицы продукции.

Основными параметрами для классификации предприятий по размеру могут выступать численность работников и годовой оборот капитала.

По числу работающих различают следующие типы предприятий:

мельчайшие — основаны на личном труде товаропроизводителя (мелкотоварное и ремесленное производство); годовой оборот до 10 тыс. долл.;

мелкие — численность работников 10—15 чел.; годовой оборот до 20 тыс. долл.;

средние — численность 50—500 чел.; годовой оборот до 500 тыс. долл.;

крупные — численность свыше 500 чел.; годовой оборот свыше 500 тыс. долл.

Особое место в экономике рыночного типа принадлежит малому предпринимательству. По Закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек - в оптовой торговле, 60 человек - в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек - на транспорте, в строительстве и промышленности.

Как правило, количественные параметры различных типов предприятий в рыночной экономике обусловлены их качественными характеристиками, прежде всего типом собственности. Мелкие и мельчайшие предприятия — это обычно индивидуальные фирмы или товарищества с неограниченной ответственностью (партнерства, кооперативы). Средние и крупные фирмы — это чаще всего акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью. Например, в США около 70% общего числа предпринимательских фирм составляют индивидуальные, на которые, однако, приходится лишь 6% общего объема продаж продуктов и услуг, реализуемых всеми фирмами. Партнерства составляют всего только 10% численности всех фирм и имеют 4% годовой выручки от всех продаж. Корпорации представляют лишь 20% всех фирм страны, но на них приходится 90% выручки от продаж.

7. А. Маршалл об организации крупномасштабного производства, роли машин

А. Маршалл в своей книге "Принципы экономической науки" рассматривает вопросы организации производства, роли машин. Организация крупномасштабного производства связана с использованием узкоспециализированных машин. Маршалл выделяет общее правило, действие которого применимо ко всем отраслям промышленности: всякая производственная операция, которую можно превратить в однообразную, с тем, чтобы точно одинаковый предмет многократно изготовить одним и тем же способом, рано или поздно непременно будет производиться машиной.

Машины вытесняют чисто физическую сноровку рабочего, т.о., они сокращают преимущества разделения труда, но расширяют его масштабы. Машины снижают напряжение мускулов человека. Но современная организация производства стремится сузить область приложения труда отдельного лица, и тем самым сделать ее монотонной. Монотонность работы может выступать большим злом, если она порождает монотонность жизни. Человек в процессе производства должен совершенствоваться, только тогда он будет экономично использоваться в качестве фактора производства. Экономичное использование специализированного мастерства рабочего и машин требует их полной загрузки.

Говоря об организации крупномасштабного производства, Маршалл отмечает преимущества данного производства: 1) экономия квалифицированного труда, 2) экономия машин, 3) экономия сырья. К преимуществам крупных предприятий в отличие от мелких относятся также преимущества в закупках и продажах. Они берут больше и дешевле необходимого сырья, экономят на транспортных издержках, продают товары большими партиями, у них нет проблем со сбытом, хорошая репутация и т. п. Крупные предприятия имеют преимущества в применении квалифицированного труда, в разделении труда в сфере управления производством: существуют управляющие, конторские служащие, мастера и т.д. - каждый справляется со своей работой, а глава предприятия сосредотачивает свои силы на решении самых общих и крупных проблем. Но у главы мелкого предприятия есть преимущество в надзоре за трудом работника.

В отраслях, где крупномасштабное производство дает большую экономию, фирма может вырасти быстро при условии свободного обеспечения сбыта. Но те же условия, которые позволяют фирмам быстро добиваться успеха, часто ускоряют их падение, т.к. существует угроза быть вытесненной другой более молодой фирмой.

Преимущества крупных п/п-й над мелкими обычно в следующих отраслях: обрабатывающая промышленность, производство фабричной продукции, розничная торговля. А преимущества мелких в следующих отраслях - торговле скоропортящимися товарами, ателье (портниха), мелком ремонте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: