Базовые понятия микроэкономики: спрос, потребительский выбор, полезность, издержки и предложение

Среди фундаментальных понятий рыночной экономики в микроэкономике в первую очередь выделяют спрос, потребительский выбор, полезность, издержки и предложение.

Спрос как понятие означает приобретение, покупку определенного количества товаров или услуг по конкретной цене в данный период времени.

Потребительский выбор как понятие микроэкономике означает мотивированное стремление к удовлетворению потребности людьми в том или ином благе на основе его полезности.

Полезность – это цель, преследуемая потребителями при осуществлении выбора среди товаров и услуг.

Цена, Р
 
 
Количество продукции, Q
5 10 15 20 25 30 35 40
 
 
 
С


Рис.1 Кривая спроса

С
Ц1
Ц3
Цена


 


Ц2


К1 К2


‘Рис.2 Возможный вариант кривой спроса (для престижных товаров)

Принцип убывания предельной полезности состоит в том, что чем больше количество потребленных благ, тем меньше предельная полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага.

По мере того, как растет величина потребления данного блага, величина полезности, полученной от потребления каждой добавочной единицы этого блага, сокращается. На графике показаны гипотетические данные о полезности потребления содовой воды неким потребителем. Цифры носят исключительно иллюстративный характер, на практике измерение полезности невозможно.

Отношение предельно полезности блага к его цене должно быть одинаковым для всех благ.

Эффект замещения изменения в ценах – доля увеличения спроса на подешевевший товар, которая вызвана замещением этим более дешевым товаром остальных, ставших в новых условиях сравнительно более дорогими.

Издержки – денежные затраты, связанные с расходованием различных видов экономических ресурсов: сырья, материалов, труда, основных средств, услуг финансовых ресурсов в процессе производства и обращения товаров.

Предложение – это только те блага, которые поступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей. При прочих равных условиях наращивание предложения и вывод результатов производства на рынок будет тем больше, чем выше цены на вынесенную на рынок продукцию предприятием (фирмой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: