Занятие 14

Тема: «Гласные звуки»

Цели:

1. Формировать понятие «гласный звук».

2. Учить выделять гласные звуки из начала и конца слов.

3. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память.

Оборудование: аудиозапись различных звуков, маркеры — ухо, рот, маркер гласного звука (красный кружочек), экран, зеркала, пред­метные картинки, фишки, флажок, колокольчик, косынка, набор­ное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Садится на место тот, чье имя начинается со звука «А» («У», «И», «О» и т.д.). Садятся все остальные дети.

2.Упражнение «Речевые и неречевые звуки».

Дать детям послушать запись звучания музыкальных инструмен­тов, лая собаки, звука шагов, шуршания бумаги и т.п.

- Вывод: мы слышали (поставить маркер «ухо») неречевые звут, потому что их никто не произносил.

Произнести за экраном (чтобы дети не видели губ лбЛшеда) несколько гласных звуков.

- Вывод: теперь мы слышали речевые звуки, потому что ЙХ про­износит человек (около маркера «ухо» поставить маркер «рот»):

- Вывод: звуки - это то, что мы слышим и произносим.

3.Упражнение «Гласные звуки».

Попросить детей произнести перед зеркалами звук «А» («У», «И», «Э», «О», «Ы»). Уточнить его артикуляцию, возможность произно­сить длительно, свободно, петь его.

После того как все звуки будут произнесены, уточнить, чем Эти звуки отличаются (по-разному работают губы: разная артикуляция) и чем похожи (их можно петь).

- Вывод: звуки, которые можно петь, называются гласными. Их обозначаем красным кружочком.

4.Упражнение «Повтори, не ошибись».

Попросить детей послушать, запомнить и повторить ряды глас­ных звуков («А-У-Э», «И-Э-У-Ы» и т.д.).

5.Физкультминутка.

Игра «Жмурки с колокольчиком».

Дети образуют круг. Выбрать водящего, поставить в середину круга, завязать ему глаза косынкой. У одного из игроков в руках колокольчик.

Дети идут по кругу и говорят хором: «Слушай, слушай! Не зевай! Где звенит, угадай!»

Затем останавливаются, один из участников звенит колокольчи­ком. Водящий должен его найти. Игра проводится 2—3 раза.

6.Упражнение «Назови первый звук».

Выставить на наборное полотно предметные картинки: аист, узел, ива, осы, экран. Попросить детей назвать каждую картинку и ска­зать, с какого звука начинается слово.

7.Упражнение «Назови последний звук».

Выставить на наборное полотно предметные картинки: кот, дуб, кит, гриб, бант, бинт.

Попросить детей назвать изображение на каждой картинке во множе­ственном числе и сказать, какой звук слышится в конце каждого слова.

8.Игра «Четвертый лишний».

Попросить детей на слух определить лишнее слово:

· Иней - искры — иглы — эхо.

· Аист — утка — арбуз — абрикос.

· Эмма — Инна — Иван — Игорь.

· Улей — улитка — автобус — удав.

· Этажи - эскалатор - ива — экскаватор.

9.Итог занятия.

На дом: задание 14.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: