Лидерство – способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Можно выделить три концептуальных подхода к проблеме лидерства: психоаналитический, персонологический, ситуативный.
Психоаналитический подход. Этот подход к лидерству берет начало из учения З. Фрейда о трехуровневой структуре личности и опирается на его концепцию идентификации. Психоаналитическая классификация типов лидерства принадлежит Ф. Редлу. Методологическая формула подхода состоит в следующем: взаимоотношения людей всегда затрагивают область осознания их «эго-идеала», и благодаря этому люди идентифицируют себя с другими. Лидерство рассматривается психоаналитиками как явление эмоционального подчинения одного человека другому в результате идентификации «я-идеала» с объектом влечений, симпатий, любви, страха и т.д. Лидер, по их мнению, - это центральная личность, управляющая групповыми эмоциями. В основе этого процесса лежит способность лидеров притягивать к себе, вызывать чувство восхищения, обожания, преклонения, любви. Поклонение сотни людей одной и той же личности может сделать эту личность их лидером. Появление лидера вызывает процесс «кристаллизации» группы, т.е. оформления ее четкой структуры. Лидер как центральная личность является фокусом эмоциональных взаимоотношений, осью группообразования. В зависимости от того, на каком уровне личности строится процесс идентификации, выделяются 8 типов лидеров: соверен (или патриархальный повелитель); вожак; тиран; организатор; герой; дурной пример; кумир; козел отпущения.
Неофрейдисты обратили внимание на взаимодействие личности и ее социального окружения. Однако одностороннее толкование лидерства как процесса идентификации членов группы с центральной личностью не позволило им в полной мере объяснить сущность процесса лидерства.
Персонологический подход. Первую попытку объяснения феномена лидерства с точки зрения изучения личности можно назвать «теорией ориентации на великих личностей».