Тема: «Звук „Нь"»
Цели:
1. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «Нь» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
2. Формировать понятие «согласный, мягкий, звонкий звук».
3. Формировать умение определять позицию звука в слове.
4. Обучать навыкам звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
5. Развивать внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки, просодическую сторону речи.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркер согласного, мягкого, звонкого звука (см. задание на дом 41), схемы звуко-слогового анализа, красные, синие и зеленые ручки, кассы букв, тетради логопедических заданий, тетради в широкую линейку, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Садится на место тот, кто произнесет слово со звуком «Н».
2. Упражнение «Новый звук».
- Фея Фонетика принесла нам картинки и новые задания.
Логопед выставляет предметные картинки и называет их.
Предлагает детям догадаться, какой звук слышится во всех этих словах: Ника, Ник, кони, пони, нитки, сани, незабудки, пень, тень, плетень, земляника, снегирь, сирень, конь, ремень.
3.Упражнение «Звук „Нь"».
Произнести звук перед зеркалами. Уточнить его артикуляцию.
Выставить маркер согласного, мягкого, звонкого звука и задать детям вопросы:
- Какой звук «Нь», гласный или согласный? Почему вы так даиаете?
- Какой он, твердый или мягкий?
Попросить детей положить руку на горло и произнести звук «Нь». Обратить внимание на то, что горло дрожит, так как звук произносится с добавлением голоса* звонко.
- Вывод: звук «Нь» согласный, мягкий, звонкий (сопоставить с маркером).
4.Упражнение «Повтори, не ошибись».
Попросить детей произнести ряды слогов, слов: ня-не-ню; ни-ня- ню-не; ань-онь-ень; кони-пони-сани; тень-пень-день и т.д.
5.Упражнение «Где звук?».
Вызванный ребенок произносит слово (см. слова в п. 2), определяет в нем позицию звука «Нь», забирает соответствующую картинку и садится на место.
6.Упражнение «Составь предложение».
Дети составляют предложение по своей картинке.
7. Физкультминутка.
Ванька-встанька, | Руки на поясе, наклоны в стороны- |
Приседай-ка, | Дети приседают. |
Ванька-встанька, | Руки на поясе, наклоны в стороны. |
Приседай! | Приседают. |
Непослушный ты какой, | Руки на поясе, наклоны вперед-назад. |
Нам не справиться с тобой! | Грозят друг другу пальчиком. |
8. Упражнение «Составь схему».
Попросить детей составить схемы слов: Ника, Ник, пони, нитка, и проанализировать их.
9. Работа с кассой букв.
Попросить детей выложить в кассах слова: Ника, Ник, пони, нитка и прочитать их.
10. Пальчиковая гимнастика: 2-3 упражнения по выбору логопеда.
11.Работа в тетради.
Логопед пишет на доске слова: Ника, Ник, пони, нитка красным, синим, зеленым мелом и предлагает детям списать их в тетрадь в широкую линейку.
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Попросить детей прочитать предложения п. 6 и 7 задания на дом 41.
13.Итог занятия.
На дом: задание 41.