Тема: «Дифференциация „Н"-„Нь"»
Цели:
1. Учить дифференцировать звуки «Н»-«Нь» в устной речи и на письме.
2. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
3. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: предметные картинки, портреты королей и изображения их замков, маркеры согласных звонких звуков - твердого и мягкого, схемы звуко-слогового анализа, мяч, кассы букв, тетради в широкую линейку, красные, зеленые и синие ручки, ребристые карацдацш, тетради логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Садится на место тот, кто назовет слово со звуком «Н» или «Нь».
2.Упражнение «Звуки „Н"—„Нь"».
На наборном полотне два портрета королей и изображения Синего и Зеленого замков.
- Жили-были два короля, два родных брата. Они очень дружили и построили себе дворцы на вершине одного холма. Один из королей был строгий, стройный и звали его Твердыш, а другой был толстый, добродушный и звали его Мякиш. Братья никогда не ссорились, а жители королевств спокойно ходили друг к другу в гости. Но, попадая в чужое королевство, они подчинялись его законам.
|
|
В королевстве, которым управлял Твердыш, все звучало твердо (Синий замок), а у Мякиша - мягко (Зеленый замок).
Выставить маркеры звуков около соответствующих замков.
- Угадайте, в чьем королевстве живет звук «Н» («Нь»)?
Дети высказывают свои предположения и объясняют их (дают характеристику звукам).
3.Упражнение «Слушай внимательно».
- Будьте внимательны, звуки «Н», «Нь» спрятались в слогах.
Поднимите синий кружочек, когда услышите «Н», и зеленый - когда услышите «Нь».
Логопед произносит слоги: АН, АНЬ, НА, НЯ и т.д. Дети поднимают соответствующий кружочек.
4.Упражнение «Где звук?».
У детей предметные картинки. Каждый ребенок выходит к доске, называет свою картинку и отдает ее одному из королей, объясняя свой выбор и определяя позицию звука «Н» («Нь») в слове.
5.Физкультминутка.
Игра «Наоборот».
Логопед произносит «АН» и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит «АНЬ» и возвращает мяч логопеду. И т.д.
6.Упражнение «Составь схему».
Попросить детей выложить схему слова «сон» (сани, Нина, нитка) и проанализировать его.
7.Работа с кассой букв.
Попросить детей выложить в кассах слова: сон, сани, Нина, нитка и прочитать их.
8.Работа в тетради.
Предложить детям записать эти слова в тетрадях в широкую линейку.
9.Пальчиковая гимнастика.
Дети прокатывают между ладонями ребристый карандаш, удерживая его тремя (двумя) пальцами ведущей руки.
10.Работа в тетради логопедических заданий.
Попросить детей прочитать предложения п. 4 задания на дом 42.
11.Итог занятия.
На дом: задание 42.