Цели:
1. Закрепить и расширить знания о диких животных наших лесов.
2. Учить составлять рассказ по серии картинок, вопросам и пересказывать его.
3. Формировать умение согласовывать числительные с существительными.
4. Развивать внимание, память, мышление.
5. Воспитывать навыки организованного поведения.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, серия картинок «Как лиса охотилась на ворон» и схема предложения (см. задание на дом 44), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед называет животное и число, ребенок должен назвать сочетание числительного с существительным.
2.Игра «Отгадай-ка».
Мех пушистый и золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур часто крадет.
(Лиса.)
- Как вы думаете, кто это? (Выставить предметную картинку.)
Попросить детей вспомнить, что они знают о лисе, и рассказать, какая она. Обратить внимание детей на слово «хитрая», попросить их объяснить, в чем заключается хитрость лисы.
Упражнение «Закончи предложение».
«Допросить детей закончить и повторить предложения. Обратить внимание на различные варианты ответов.
· Лиса не залезла в курятник, потому что... (курятник был крепко заперт; около курятника стоял хозяин; курятник охраняла собака, она испугалась собаки).
· Лиса выбежала из норы, где...
· Лиса осторожно подкралась к кусту, куда...
4.Упражнение «Что сначала, что потом».
Попросить детей рассмотреть серию картинок «Как лиса охотилась на ворон» и расположить их по порядку.
5.Упражнение «Подходит — не подходит».
Попросить детей выбрать соответствующие картинкам предложения:
· Однажды сытая лиса вышла на охоту.
· Однажды голодная лиса вышла на охоту.
· Лиса подкралась и сразу схватила глупую ворону.
· Лиса осторожно подкралась к воронам, но они разлетелись.
· Лиса ушла в лес без добычи.
· Лиса легла под дерево и притворилась мертвой.
6.Упражнение «Подумай и ответь».
- Что подумали вороны?
- Что они сделали?
- Какой оказалась одна из ворон?
- Что произошло с любопытной и неосторожной вороной?
- Как закончилась лисья охота?
7.Физкультминутка.
Игра «Лиса и вороны».
Выбрать водящего (лису). Остальные дети — вороны.
Логопед говорит:
- Здесь вороны все летают, все летают и летают (дети изображают летающих птиц).
- Ну, вороны! Берегитесь! И лисе не попадитесь!
Лиса гонится за воронами. Пойманный становится лисой.
Игра проводится 2-3 раза.
8.Упражнение «Посмотри и расскажи».
Предложить детям еще раз рассмотреть серию картинок и рассказать, как лиса охотилась на ворон.
Обратить внимание на более удачные рассказы.
Попросить придумать название рассказу.
8.Упражнение «Придумай предложение».
Задать детям вопросы и попросить составить предложение о лисе и ее лисятах по схеме:
- Кто детеныш у лисы?
- Кто детеныши у лисы?
- Какие бывают лисята?
10. Итог занятия.
На дом: задание 44.