Часть В

В1. Расположите события в хронологической последовательности:

А. «стояние» на реке Угре

Б. поход Тохтамыша на Москву

В. образование Золотой Орды

Г. битва на реке Воже

       
       

В2. Соотнесите название приказа и его функции во второй половине XVI в.:

1. Ямской А. охрана порядка в Москве
2. Челобитный Б. разбор жалоб по разным делам
3. Поместный В. наделение землями служилых людей
4. Земский Г. ведение дворянским войском
  Д. ведение почтовой службой
       
       
         

В3. Прочитайте отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и впишите имя, пропущенное в тексте:

«_______________ есть герой не только российской, но и всемирной истории. …Рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские. …Следствием было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри и не боясь врагов внешних. Он был первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть перед собою вельмож и народ. Все делалось чином или милостью государевою».

Ответ: __________________________________________

В4. Установите соответствие между терминами и временем их появления:

1. баскаки А. XI в.
2. вира Б. XIII в.
3. первые приказы В. XIV в.
4. стрельцы Г. XV в.
  Д. XVI в.
       
       

В5. Прочтите отрывок из повести «Задонщина» и ответьте, о какой битве идет речь:

«…По Москве кони ржут, звенит слава русская по всей земле русской. Трубы трубят на Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона великого на берегу, звонят колоколы вечные в Великом Новгороде…».

Ответ: __________________________________________

В6. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано:

«… Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нем писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий гнев свой положил. …Царь повелел учинить ему на своем государстве двор особый…».

Ответ: __________________________________________

В7. Соотнесите события и даты:

1. взятие Казани А. 1547 г.
2. венчание Ивана IV на царство Б. 1552 г.
3. введение опричнины В. 1565 г.
4. Стоглавый собор Г. 1550 г.
  Д. 1549 г.
       
       

В8. Соотнесите термины и определения:

1. кормление А. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей
2. тягло Б. порядок назначения на высшие посты в соответствии с заслугами предков
3. местничество В. содержание должностных лиц за счет местного населения
4. пожилое Г. денежный сбор с крестьян при уходе их от землевладельцев в Юрьев день
  Д. ежегодные денежные и натуральные выплаты крестьян в пользу помещиков и вотчинников
       
       
         

В9. Прочитайте отрывок из сочинения Н.М. Карамзинаи впишите имя, пропущенное в тексте:

«Главным действием сего брака было то, что Россия стала известнее в Европе, которая чтила в ____________________ племя древних Императоров Византийских и, так сказать, провождала ее глазами до пределов нашего отечества; начались государственные сношения, пересылки; увидели Москвитян дома и в чужих землях; говорили об их старинных обычаях, но угадывали и могущество. Сверх того многие Греки, приехавшие к нам с Царевною, сделались полезны в России своими знаниями в художествах и в языках, особенно в Латинском, необходимом тогда для дел внешних государственных; обогатили спасенными от Турецкого варварства книгами Московские церковные библиотеки и способствовали великолепию нашего двора сообщением ему пышных обрядов Византийского, так что с сего времени столица Иоаннова могла действительно именоваться новым Царемградом, подобно древнему Киеву. Следственно, падение Греции, содействовав возрождению наук в Италии, имело счастливое влияние и на Россию. Некоторые знатные Греки выехали к нам после из самого Константинополя…».

Ответ: __________________________________________

В10. Определите, какие факторы характерны для социально-экономического развития России второй половины XVI в. Выпишите цифры в порядке возрастания:

1. завершение закрепощения крестьян и горожан

2. преобладание натурального хозяйства

3. начало освоения Сибири

4. распространение в сельском хозяйстве трехполья

5. четко выраженная районная специализация хозяйства

6. рост заморской торговли по Балтийскому и Черному морям

Ответ: __________________________________________

В11. Расположите в хронологической последовательности строительства оборонительные сооружения Москвы:

А. Кремль Б. Белый город

В. Китай-город Г. Земляной город (Скородом)

       
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: