В1. Расположите события в хронологической последовательности:
А. «стояние» на реке Угре
Б. поход Тохтамыша на Москву
В. образование Золотой Орды
Г. битва на реке Воже
В2. Соотнесите название приказа и его функции во второй половине XVI в.:
1. Ямской | А. охрана порядка в Москве | |||
2. Челобитный | Б. разбор жалоб по разным делам | |||
3. Поместный | В. наделение землями служилых людей | |||
4. Земский | Г. ведение дворянским войском | |||
Д. ведение почтовой службой | ||||
В3. Прочитайте отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и впишите имя, пропущенное в тексте:
«_______________ есть герой не только российской, но и всемирной истории. …Рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские. …Следствием было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри и не боясь врагов внешних. Он был первым истинным самодержцем России, заставив благоговеть перед собою вельмож и народ. Все делалось чином или милостью государевою».
|
|
Ответ: __________________________________________
В4. Установите соответствие между терминами и временем их появления:
1. баскаки | А. XI в. | ||
2. вира | Б. XIII в. | ||
3. первые приказы | В. XIV в. | ||
4. стрельцы | Г. XV в. | ||
Д. XVI в. | |||
В5. Прочтите отрывок из повести «Задонщина» и ответьте, о какой битве идет речь:
«…По Москве кони ржут, звенит слава русская по всей земле русской. Трубы трубят на Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стяги у Дона великого на берегу, звонят колоколы вечные в Великом Новгороде…».
Ответ: __________________________________________
В6. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано:
«… Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нем писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий гнев свой положил. …Царь повелел учинить ему на своем государстве двор особый…».
Ответ: __________________________________________
В7. Соотнесите события и даты:
1. взятие Казани | А. 1547 г. | ||
2. венчание Ивана IV на царство | Б. 1552 г. | ||
3. введение опричнины | В. 1565 г. | ||
4. Стоглавый собор | Г. 1550 г. | ||
Д. 1549 г. | |||
В8. Соотнесите термины и определения:
|
|
1. кормление | А. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей | |||
2. тягло | Б. порядок назначения на высшие посты в соответствии с заслугами предков | |||
3. местничество | В. содержание должностных лиц за счет местного населения | |||
4. пожилое | Г. денежный сбор с крестьян при уходе их от землевладельцев в Юрьев день | |||
Д. ежегодные денежные и натуральные выплаты крестьян в пользу помещиков и вотчинников | ||||
В9. Прочитайте отрывок из сочинения Н.М. Карамзинаи впишите имя, пропущенное в тексте:
«Главным действием сего брака было то, что Россия стала известнее в Европе, которая чтила в ____________________ племя древних Императоров Византийских и, так сказать, провождала ее глазами до пределов нашего отечества; начались государственные сношения, пересылки; увидели Москвитян дома и в чужих землях; говорили об их старинных обычаях, но угадывали и могущество. Сверх того многие Греки, приехавшие к нам с Царевною, сделались полезны в России своими знаниями в художествах и в языках, особенно в Латинском, необходимом тогда для дел внешних государственных; обогатили спасенными от Турецкого варварства книгами Московские церковные библиотеки и способствовали великолепию нашего двора сообщением ему пышных обрядов Византийского, так что с сего времени столица Иоаннова могла действительно именоваться новым Царемградом, подобно древнему Киеву. Следственно, падение Греции, содействовав возрождению наук в Италии, имело счастливое влияние и на Россию. Некоторые знатные Греки выехали к нам после из самого Константинополя…».
Ответ: __________________________________________
В10. Определите, какие факторы характерны для социально-экономического развития России второй половины XVI в. Выпишите цифры в порядке возрастания:
1. завершение закрепощения крестьян и горожан
2. преобладание натурального хозяйства
3. начало освоения Сибири
4. распространение в сельском хозяйстве трехполья
5. четко выраженная районная специализация хозяйства
6. рост заморской торговли по Балтийскому и Черному морям
Ответ: __________________________________________
В11. Расположите в хронологической последовательности строительства оборонительные сооружения Москвы:
А. Кремль Б. Белый город
В. Китай-город Г. Земляной город (Скородом)