Занятие 70

Тема: «Звук и буква Р (знакомство)»

Цели:

1. Познакомить со звуком и буквой Р, закрепить правильное про­изношение звука «Р» в слогах, словах, предложениях.

2. Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук».

3. Формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного ана­лиза и синтеза.

4. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, карточка с бук­вой Р, маркеры согласных звуков — твердого (мягкого), звонкого (глухого), звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или сло­говые таблицы, кассы букв, тетради в узкую линейку, разноцветные ручки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Упражнение «Подумай и ответь».

—Что такое звук?

—Какие бывают звуки?

—Вспомните и назовите гласные звуки.

—Назовите твердые (мягкие) согласные звуки, которые вы знаете.

—Назовите звонкие (глухие) согласные звуки, которые вы знаете.

3.Игра «Отгадай-ка».

Загадать загадки, после каждой отгадки выставлять соответствую­щую предметную картинку. Предложить угадать, какой звук слы­шится во всех этих словах:

Растет в земле на грядке оранжевая, сладкая. (Морковь.)

Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,

Рыбные котлеты, салаты, винегреты?

(Повар.)

Разноцветное коромысло после дождя в небе повисло. (Радуга.)

4.Упражнение «Звук „Р"».

Произнести звук перед зеркалами. Уточнить его артикуляцию.

Выставить все маркеры согласных звуков, попросить детей выбрать маркер для звука «Р» и доказать, что выбор сделан пра­вильно.

5.Упражнение «Где звук?».

Выставить предметные картинки и называть их. Предложить детям поочередно произносить слова и определять, где слышится звук «Р»: рама, рак, рыба, рысь, марка, парта, карта, трап, забор, шар, пар, хор и т.д.


6.Упражнение «Придумай предложение».

Попросить детей придумать с каждым из этих слов предложения.

7. Физкультминутка.

Ра-ра-ра - марширует детвора. Дети маршируют.
Ру-ру-ру - встанем рано поутру. Тянутся на носочках вверх.
Ро-ро-ро - насыпай песок в ведро. Выполняют наклоны вниз.
Ры-ры-ры - надуваем мы шары. Делают большой круг руками.
Ор-ор-ор - подметаем двор. Имитируют подметание.
Ры-ры-ры - у нас чистые дворы. Широко разводят руки в стороны.

8. Упражнение «Составь схему».

Попросить детей добавить недостающее слово и выбрать соответ­ствующую картинку.

Все движутся вперед, а он наоборот,

Как зовется тот чудак?

Догадались? Это... (рак).


Для картин она оправа

И зовется просто... (рама).

Эта лестница ведет

Нас с тобой на пароход.

Чтобы в море отплывать,

Что нужно морякам убрать?

(Трап.)

Сделать звуко-слоговой анализ слов: рак, рама, трап.

9.Упражнение «Новая буква».

Показать детям карточку с буквой Р. Сообщить, что в алфавите эта буква называется Р (эр), но когда мы ее читаем, то произносим звук «Р» без добавления гласного.


10.Упражнение «Посмотри и прочитай».

Предложить прочитать слоги по карточкам или слоговым таблицам.

11.Работа с кассой букв.

Попросить детей выложить в кассах эти слова: рак, рама, трап и прочитать их.

Пальчиковая гимнастика: 2-3 упражнения по выбору логопеда.

12.Работа в тетради.

Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку букву Р и слова: рак, рама, трап.

13.Итог занятия.

На дом: задание 70.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: