Тема: «Звук и буква Ч»
Цели:
1. Познакомить со звуком и буквой Ч, закрепить правильное произношение звука «Ч» в слогах, словах, предложениях.
2. Учить образовывать новые слова при помощи суффикса -чик.
3. Формировать практический навык правильного написания слогов ЧА—ЧУ.
4. Обучать чтению и письму.
5. Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркер согласного, мягкого, глухого звука, карточки с буквой Ч, слогами ЧА—ЧУ, словами (см. п. 10), кассы букв, тетради в узкую линейку, синие, зеленые, красные ручки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Игра «Отгадай-ка».
Предложить детям отгадать загадку и ответить на вопросы.
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
(Черепаха.)
— С какого звука начинается отгадка?
— Какие еще слова со звуком «Ч» вы услышали в загадке?
3. Упражнение «Звук „ 4я».
Произнести звук перед зеркалами, уточнить его артикуляцию. Дать характеристику звуку. (Выставить маркер.)
|
|
4. Упражнение «Где звук?».
Выставить на наборное полотно картинки, предложить назвать, что на них изображено, и определить позицию звука «Ч»: чашка, чайник, чай, печенье, мальчик, летчик, бочка, речка, ручка, печка, врач, грач, трубач, скрипач, меч, мяч и др.
5. Упражнение «Новая буква».
Предложить детям рассмотреть букву Ч и сообщить, что это буква Ч (че). Так она называется в алфавите, но когда мы ее читаем, то произносим звук «Ч» без добавления гласного.
— На что похожа эта буква?
Раздать детям карточки с буквой Ч и предложить обвести ее указательным пальцем ведущей руки.
6. Упражнение «Новые слова».
Выставить на наборное полотно картинки с изображением лимона, кочана, забора, стакана, помидора, чулана.
— К нам прилетел воробей и поздоровался с нами волшебным словом. Прочитайте, как он с нами поздоровался. (Выставить карточку со слогом ЧИК.)
— Что получится, если кслову «лимон» прибавить ЧИК? (Лимончик.)
И т.д. с каждым словом.
— Как вы думаете, почему ЧИК оказался волшебным?
7. Упражнение«Читай правильно».
Выставить карточку со слогом ЧА и предложить его прочитать. Обратить внимание детей, что после Ч написана буква А.
Выставлять поочередно карточки со словами и читать их хором и индивидуально: дача, куча, туча, бахча, задача, чай, чайник, чайка, чашка.
— Вывод: в слоге ЧА пишется буква А.
8. Физкультминутка.
Девочки и мальчики, прыгайте, как мячики! | Дети вьгюлнябт подскоки, руки на поясе. |
Топайте ногами, хлопайте руками. | Топают и хлопают. |
Девочки и мальчики, прыгайте, как зайчики! | Прыгают на мест, изображая зайчиков. |
Раз, два, три, четыре, пять – Пора зайчатам отдыхать! | Садятся на свои места. |
9. Упражнение «Читай правильно » (продолжение).
|
|
Выставить карточку со слогом ЧУ, предложить его прочитать. Обратить внимание детей на то, что после Ч написана буква У.
Выставлять поочередно карточки со словами и читать их хором и индивидуально: чудо, чулан, чудак, хочу, кричу, молчу, чужой.
— Вывод: в слоге ЧУ пишется буква У.
10. Работа в тетради.
Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку строчку буквы Ч зеленой ручкой, прочитать и списать слова: чай, чайник, чашка, хочу, чудо, чужой. Букву Ч писать зеленой ручкой, а буквы А, У после нее — красной.
11. Упражнение « Придумай предложение».
Попросить детей придумать предложения с этими словами.
12. Итог занятия.
На дом: задание 107.