Занятие 107

Тема: «Звук и буква Ч»

Цели:

1. Познакомить со звуком и буквой Ч, закрепить правильное про­изношение звука «Ч» в слогах, словах, предложениях.

2. Учить образовывать новые слова при помощи суффикса -чик.

3. Формировать практический навык правильного написания слогов ЧА—ЧУ.

4. Обучать чтению и письму.

5. Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркер согласного, мягкого, глухого звука, карточки с буквой Ч, слогами ЧА—ЧУ, сло­вами (см. п. 10), кассы букв, тетради в узкую линейку, синие, зеле­ные, красные ручки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Отгадай-ка».

Предложить детям отгадать загадку и ответить на вопросы.

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

(Черепаха.)

— С какого звука начинается отгадка?

— Какие еще слова со звуком «Ч» вы услышали в загадке?

3. Упражнение «Звук „ 4я».

Произнести звук перед зеркалами, уточнить его артикуляцию. Дать характеристику звуку. (Выставить маркер.)

4. Упражнение «Где звук?».

Выставить на наборное полотно картинки, предложить назвать, что на них изображено, и определить позицию звука «Ч»: чашка, чайник, чай, печенье, мальчик, летчик, бочка, речка, ручка, печка, врач, грач, трубач, скрипач, меч, мяч и др.

5. Упражнение «Новая буква».

Предложить детям рассмотреть букву Ч и сообщить, что это буква Ч (че). Так она называется в алфавите, но когда мы ее читаем, то произносим звук «Ч» без добавления гласного.

— На что похожа эта буква?

Раздать детям карточки с буквой Ч и предложить обвести ее ука­зательным пальцем ведущей руки.

6. Упражнение «Новые слова».

Выставить на наборное полотно картинки с изображением лимо­на, кочана, забора, стакана, помидора, чулана.

— К нам прилетел воробей и поздоровался с нами волшебным словом. Прочитайте, как он с нами поздоровался. (Выставить кар­точку со слогом ЧИК.)

— Что получится, если кслову «лимон» прибавить ЧИК? (Лимончик.)

И т.д. с каждым словом.

— Как вы думаете, почему ЧИК оказался волшебным?

7. Упражнение«Читай правильно».

Выставить карточку со слогом ЧА и предложить его прочитать. Обратить внимание детей, что после Ч написана буква А.

Выставлять поочередно карточки со словами и читать их хором и индивидуально: дача, куча, туча, бахча, задача, чай, чайник, чайка, чашка.

— Вывод: в слоге ЧА пишется буква А.

8. Физкультминутка.

Девочки и мальчики, прыгайте, как мячики! Дети вьгюлнябт подскоки, руки на поясе.
Топайте ногами, хлопайте руками. Топают и хлопают.
Девочки и мальчики, прыгайте, как зайчики! Прыгают на мест, изображая зайчиков.
Раз, два, три, четыре, пять – Пора зайчатам отдыхать! Садятся на свои места.

9. Упражнение «Читай правильно » (продолжение).

Выставить карточку со слогом ЧУ, предложить его прочитать. Обратить внимание детей на то, что после Ч написана буква У.

Выставлять поочередно карточки со словами и читать их хором и индивидуально: чудо, чулан, чудак, хочу, кричу, молчу, чужой.

— Вывод: в слоге ЧУ пишется буква У.

10. Работа в тетради.

Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку строчку буквы Ч зеленой ручкой, прочитать и списать слова: чай, чайник, чашка, хочу, чудо, чужой. Букву Ч писать зеленой ручкой, а буквы А, У после нее — красной.

11. Упражнение « Придумай предложение».

Попросить детей придумать предложения с этими словами.

12. Итог занятия.

На дом: задание 107.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: