Цели:
1. Познакомить со звуком и буквой Ц, закрепить правильное произношение звука «Ц» в слогах, словах, предложениях.
2. Формировать понятие «согласный, твердый, глухой звук».
3. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
4. Учить подбирать родственные слова.
5. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркер согласного, твердого, глухого звука, карточка с буквой Ц, тетради в узкую линейку, синие ручки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение «Звук „Ц"».
—Фея Фонетика прислала нам загадки и картинки.
• Без окон, без дверей полна горница людей. (Огурец.)
• Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)
•
Длинным клювом тонким схватит лягушонка,
Капнет с клюва капля.
- Кто же это?
(Цапля.)
Логопед выставляет и называет картинки-отгадки.
—Как вы думаете, какой звук слышится в каждом слове?
|
|
—Как вы считаете, какой звук «Ц»? (Выставить маркер звука.) Предложить детям произнести звук перед зеркалами.
3. Упражнение «Послушай и повтори».
• Цы-цу-цо - снесла курица яйцо.
• Цу-цы-ца — пьет водицу овца.
• Ца-цы-цу — дарим мы цветы певцу.
• Уц-ац-ец — цепь кует кузнец.
• Ац-уц-ец — прилетел весной скворец.
4. Упражнение «Где звук?».
Предложить детям назвать из чистоговорок слова со звуком «Ц» (добавить соответствующие картинки на наборное полотно), определить позицию звука в словах.
5. Упражнение«Родственные слова».
Предложить детям послушать стихотворение Е. Благининой и ответить на вопросы:
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
—О ком это стихотворение?
—Где выступает циркач?
—Какие слова «цирк» и «циркач»? (Родственные.)
—Какие еще родственные слова вы можете назвать к слову «цирк»? (Цирковая, цирковой, цирковое.)
—О чем можно сказать цирковая (цирковое, цирковой, цирковые)?
6. Физкультминутка.
Игра «Цирк».
Предложить детям выполнить цирковые номера: постоять на одной ноге, сделать ласточку, пройти по воображаемому канату, погарцевать на лошади и т.д.
7. Упражнение « Новая буква».
Показать детям букву Ц. Сообщить, что в алфавите эта буква называется Ц (цэ), но когда мы ее читаем, то произносим звук «Ц» без добавления гласного.
Предложить детям подумать и сказать, на что она похожа.
8. Работа в тетради логопедических заданий.
Попросить детей прочитать слова и предложения п. 4, 5.
9. Работа в тетради.
Попросить детей написать в тетрадях в узкую линейку букву Ц и списать с доски предложение: «Мы играли в цирк» после его прочтения и анализа.
10. Итог занятия.
На дом: задание 104.