Цели:
1. Познакомить со звуком и буквой Щ, закрепить правильное произношение звука «Щ» в слогах, словах, предложениях.
2. Формировать практический навык правильного написания слогов ЩА-ЩУ.
3. Обучать чтению и письму.
4. Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, маркер согласного, мягкого, глухого звука, карточки с буквой Щ, слогами ЩА-ЩУ, словами (п. 6, 8), кассы букв, тетради в узкую линейку, синие, зеленые и красные ручки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Упражнение«Какой звук?».
Подложить детям послушать стихотворение А. Барто «Щенок» и определить, какой звук чаще других в нем слышится.
Щенок такой тщедушный был!
Его я щами все кормил.
От злющей стужи защищал,
Щенок от радости пищал,
Еще бы! Он счастливым рос.
Теперь мой щен не щен, а пес. —
Настоящий.
3. Упражнение «Звук „Щ"».
Произнести звук перед зеркалами, уточнить его артикуляцию. Дать характеристику звуку с помощью маркера.
|
|
4. Упражнение «Где звук?».
Выставить на наборное полотно картинки: щавель, площадь, щука, щеки, щетка, щит, плащ, овощи, клещи, роща, ящик, пещера, лещ, борщ и др. Предложить назвать, что на них изображено, и определить позицию звука «Щ».
5. Упражнение « Новая буква».
Предложить детям рассмотреть букву Щ. Сообщить, что это буква Щ (ща). Так она называется в алфавите, но когда мы ее читаем, то произносим звук «Щ» без добавления гласного.
— На что похожа эта буква?
Раздать детям карточки с буквой Щ и предложить обвести ее указательным пальцем ведущей руки сверху вниз, слева направо.
6. Упражнение « Читай правильно».
Выставить на наборное полотно карточку со слогом ЩА, прочитать слог. Обратить внимание детей, что после Щ написана буква А.
Выставлять поочередно карточки со словами и предлагать читать их хором и индивидуально: гуща, роща, пища, дощатый, площадка.
- Вывод: в слоге ЩА пишется буква А.
7. Физкультминутка.
Дети произносят слоги: ща, щу, щи, ще и т.д., выполняя различные движения: приседания, наклоны и т.д.
8. Упражнение « Читай правильно » (продолжение).
Выставить на наборное полотно карточку со слогом ЩУ, прочитать слог. Обратить внимание детей, что после Щ написана буква У.
Выставлять поочередно карточки со словами и предлагать читать их хором и индивидуально: щука, ищу, пищу, тащу, угощу.
- Вывод: в слоге ЩУ пишется буква У.
9. Работа с кассой букв.
Попросить детей выложить в кассах и прочитать слова: гуща, пища, роща, щука, тащу, ищу.
10. Работа в тетради.
Предложить детям написать в тетрадях в узкую линейку строчку букв Щ зеленой ручкой и слова п. 9. Букву Щ писать зеленой ручкой, а гласные после нее — красной.
11. Упражнение «Придумай предложение».
Попросить детей придумать предложения с каждым из этих слов.
12. Итог занятия.
На дом: задание 106.