Цели:
1. Познакомить с детенышами диких животных.
2. Учить образовывать множественное число, уменьшительно- ласкательную форму существительных.
3. Закрепить образование притяжательных прилагательных.
4. Учить правильно использовать родительный падеж множественного числа.
5. Развивать внимание, память, мышление, моторику.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Предложить детям назвать дикое животное ласково.
2.Упражнение «Кто живет в лесу?».
Предложить детям вспомнить, кто живет в лесу. По мере ответов выставлять предметные картинки на доску. Попросить назвать их одним словом.
3.Упражнение «Составь пару».
- У диких животных есть детеныши.
- Как вы думаете, кто детеныши у зайца (волка, ежа, лисы, медведя, лося, оленя, барсука, кабана)?
Составить пары картинок волк - волчата и т.д. и назвать, кто у кого. (У волка — волчата. И т.д.)
4.Упражнение «Покажи и назови».
Предложить детям показать и назвать по картинкам, где зайчонок, а где зайчата. (Вот зайчонок, а вот зайчата. И т.д.)
5.Физкультминутка (см. занятие 38).
6.Упражнение «Назови ласково».
Однажды Незнайка рассматривал альбом с картинками детенышей диких животных. Они ему очень понравились, и он захотел назвать их ласково, но не знал как. Помогите Незнайке.
7.Упражнение «Кого много?».
- Незнайка продолжал рассматривать картинки и увидел, что у зверей много детенышей.
- Кого много у волка? (У волка много волчат.)
И т.д.
8.Упражнение «Чья семья?».
Предложить детям дать полные ответы на вопросы по картинкам:
- Чья семья у лисят? (У лисят лисья семья.)
- Кто живет в лисьей семье? (В лисьей семье живут лиса (лисица), лис и лисята.)
И т.д. При необходимости оказывать детям помощь.
· Волк - волчица - волчата.
· Медведь - медведица - медвежата.
· Лось — лосиха — лосята.
· Еж - ежиха - ежата.
· Заяц - зайчиха - зайчата.
· Олень — олениха - оленята.
9. Итог занятия.
На дом: задание 47.
Занятие 48
Тема: «Дикие животные и их детеныши.
Описательный рассказ»
Цели:
1. Учить составлять описательные рассказы.
2. Учить образовывать слова типа «длинноногий».
3. Развивать Внимание, память, мышление, общую моторику.
4. Воспитывать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинка «В лесу», картинно-графический план описательного рассказа (см. задание на дом 48), наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Поочередно предъявить детям картинки с изображением норы, логова, берлоги, дупла и спросить: - Что это? Чья это может быть нора? И т.д.
2.Игра «Угощение».
Прочитать детям потешку. По мере чтения выставлять картинки с изображением грибов, орехов, корешков, коры, желудей и т.д.
Сидит белка на пенечке,
Раздает друзьям грибочки,
Мед, малину, корешки,
Ешьте, звери, от души.
Е. Моносова,
Т. Бардышева
-Подумайте и дайте полный ответ, кто что грызет (жует, ест и т.д.).
Справка:
· Белка грызет орехи, сухие грибы.
· Заяц грызет кору, ветки, корешки, ест траву.
· Медведь ест мед, корешки, малину.
· Лось (олень) жует траву, листья, молодые ветки.
· Кабан ест желуди.
· Еж (барсук) ест грибы, ягоды, птичьи яйца.
И т.д.
3.Игра «Хвастуны».
- Наелись звери и стали хвастаться.
- У меня острые зубы, - говорит волк. - Я острозубый.
- У меня длинный хвост, — говорит белка. — Я длиннохвостая.
И т.д.: длинноногий, короткохвостый, длинноухий, пушистохвостый, круторогий, бесхвостый, длинношерстный, косолапый, толстолапый.
- А я еще и глазастый, — продолжает хвастаться заяц.
- А я клыкастый, - говорит кабан.
И т.д.: зубастый, ушастый, рогатый, когтистый, щетинистый.
В конце игры предложить детям вспомнить, какие слова говорили про себя дикие животные.
- Какой заяц? Какой медведь?
И т.д.
4.Физкультминутка (см. занятие 38).
5.Упражнение «Рассказы о животных».
Рассмотреть картинно-графический план описательного рассказа и составить по плану рассказ об одном из диких животных (совместно с логопедом). Например:
Медведь - это дикое животное. Он большой, бурый, косолапый, мохнатый, толстолапый, неуклюжий, когтистый, у него маленький хвост. Медведь любит мед, малину, рыбу. Зимой медведь спит в берлоге. У медведя детеныши - медвежата.
Предложить детям самостоятельно рассказать еще о 2—4 диких животных.
6. Итог занятия.
На дом: задание 48.