Тема: «Звук и буква Э (продолжение)»
Цели:
1. Закрепить понятие «гласный звук».
2. Учить выделять звук «Э» из начала слова.
3. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.
4. Закрепить зрительный образ буквы Э.
5. Учить ориентироваться на листе бумаги.
6. Развивать внимание, память, слуховое восприятие, общую и мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки, изображение феи Графики, красный кружочек (символ звука «Э»), пластилин, картон, буквы Э из наждачной бумаги или другого шершавого материала, кассы букв, грецкие орехи или шарики су-джок, экран, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Садится на место тот, кто произнесет слово, которое начинается со звука «Э».
2.Упражнение «Звук „Э"».
Предложить детям произнести звук «Э» долго, коротко, громко, тихо, спеть.
-Какой звук «Э»? Почему он гласный?
3.Упражнение «Что это?».
Предложить детям назвать предметы, изображенные на картинках, со словом «это». (Это эскимо. Это экран. Это этажерка. И т.д.)
|
|
4.Упражнение «Угадай, сколько звуков?».
Логопед закрывает рот экраном и произносит: «Э-э-э-эу-у-у-у». («АЭ», «ИЭ», «ЭИ» и т.д.)
-Сколько звуков вы услышали? Какой первый звук? Второй?
5.Игра «Живые звуки».
Логопед приглашает к себе двух детей, сообщает каждому из них так, чтобы не слышали другие, звук, который надо произнести («А», «Э»). Вызванные дети произносят звуки, а остальные должны составить их вместе и произнести слитно («АЭ»).
6.Физкультминутка.
Выполняя разные движения, дети слитно произносят звукосочетания «ЭА», «ИЭ», «ЭУ» и т.д. Например: руки вперед - «Э», руки к себе — «А».
7.Упражнение «Угадай, какая буква?».
Предложить детям найти и обвести букву Э среди неправильно написанных и зашумленных.
8.Работа с кассой букв.
Предложить детям выложить в кассах ЭА, ЭУ, ИЭ с предварительным буквенным анализом и прочитать выложенные буквосочетания.
9.Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок (см. Приложение):
· «Упрямый орешек»;
· «Ловкие пальцы».
10.Упражнение «Посмотри и напиши».
Написать по одному сочетанию букв на каждой строчке в тетради логопедических заданий и прочитать буквосочетания.
11.Итог занятия.
На дом: задание 49.
Занятие 50
Тема: «Зима. Изменения в природе»
Цели:
- Учить составлять рассказы с опорой на картинный план и вопросы.
- Уточнить знания о признаках зимы.
- Формировать понятие «время года».
- Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память.
Оборудование: картинка «Зима», сюжетные картинки о зиме, картинный план рассказа (см. задание на дом 50), наборное полотно или магнитная доска.
|
|
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Игра «Отгадай-ка».
Снег выпадает.
Вьюги завывают.
Новый год встречают.
Когда это бывает?
3. Упражнение «Послушай, подумай и ответь».
Прочитать детям стихотворение, а затем попросить назвать признаки зимы, о которых написал поэт:
Белый снег пушистый И заснул под нею
В воздухе кружится Крепко, непробудно...
И на землю тихо Стали дни короче,
Падает, ложится. Солнце светит мало,
Темный лес что шапкой Вот пришли морозцы —
Принакрылся чудной И зима настала.
(По И. Сурикову.)
После ответов детей задать вопрос:
- Какие еще признаки зимы вы знаете?
4. Физкультминутка «Нарисуем зиму».
Снег падает хлопьями. | Дети перебирают пальцами, двигают руками сверху вниз. |
Метут метели, | Сильные взмахи руками из стороны в сторону. |
Наметают сугробы. | Руками показывают сугробы. |
5.Упражнение «В гости к нам пришла зима».
Рассмотреть с детьми картинку «Зима». Выделить признаки зимы. Предложить ответить на вопросы:
- Какое это время года?
- Как греет солнце?
- Что падает на землю?
- Что бывает зимой? (Морозы, метели и т.д.)
- Как становится на дорогах? (На дорогах становится скользко.)
- Что случилось с реками, прудами и другими водоемами?
- Какие стоят деревья?
- Во что одеваются зимой люди?
Соотнести ответы детей с картинным планом рассказа.
Пришла зима. Солнце не греет. Идет снег. На улице мороз. На дорогах становится скользко. Реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, без листьев. Люди надели теплую одежду и обувь. Зайцы и белки поменяли свои шубки. Ежи и медведи спят всю зиму.
6.Самостоятельные пересказы детей с опорой на картинный план.
7.Итог занятия.
На дом: задание 50.