Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо изучение инноваций с целью отличия их от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах. Чтобы обоснованно выделять инновации в инвестиционном процессе, необходимо знать основные признаки и принципиальное содержание всего многообразия новшеств и нововведений. Их классификация по базовым признакам и другим характеристикам оказывает существенную помощь при принятии решений в инновационном менеджменте, определении направлений инновационной деятельности. Существуют различные варианты классификации инноваций. В качестве одной из них можно предложить следующую.
1. В зависимости от технологических параметров:
– предметные – применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих;
– процессные – новые методы организации производства, новые технологии.
2. По предмету и сфере деятельности:
– технологические;
– производственные;
– экономические;
– торговые;
– социальные;
– управленческие;
– научные.
3. По месту в системе (на предприятии):
– инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования, информации и др.);
– инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технология, информация и др.).
4. В зависимости от глубины вносимых изменений:
– радикальные (базовые) улучшающие инновации;
– модификационные (частные, псевдомодификации).
5. В зависимости от способа разработки:
– разрабатываемые собственными силами;
– разрабатываемые внешними организациями;
– разрабатываемые совместно как собственными силами, так и внешними организациями.
6. По роли в процессе производства:
– основные (создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей);
– дополнительные (расширяют рынок в соответствующих отраслях).
7. По масштабам распространения:
– являющиеся основой для новой отрасли, производящей однородный продукт;
– применяются во всех отраслях и сферах экономики (зачастую эти виды инноваций следуют друг за другом: например, производство компьютеров и компьютеризация).
8. По причинам возникновения:
– реактивные (обеспечивающие выживание фирмы, инновация как реакция на нововведение, осуществленное конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке);
– стратегические (инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе).
Контрольные вопросы
1. Покажите отличия понятий «новация» и «инновация».
2. Охарактеризуйте сущность инновационного потенциала.
3. В чем отличается инновационный процесс от научно-технического процесса?