Классификация инноваций. Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо изучение инноваций с целью отличия их от несущественных видоизменений в продуктах и

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо изучение инноваций с целью отличия их от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах. Чтобы обоснованно выделять инновации в инвестиционном процессе, необходимо знать основные признаки и принципиальное содержание всего многообразия новшеств и нововведений. Их классификация по базовым признакам и другим характеристикам оказывает существенную помощь при принятии решений в инновационном менеджменте, определении направлений инновационной деятельности. Существуют различные варианты классификации инноваций. В качестве одной из них можно предложить следующую.

1. В зависимости от технологических параметров:

– предметные – применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих;

– процессные – новые методы организации производства, новые технологии.

2. По предмету и сфере деятельности:

– технологические;

– производственные;

– экономические;

– торговые;

– социальные;

– управленческие;

– научные.

3. По месту в системе (на предприятии):

– инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования, информации и др.);

– инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технология, информация и др.).

4. В зависимости от глубины вносимых изменений:

– радикальные (базовые) улучшающие инновации;

– модификационные (частные, псевдомодификации).

5. В зависимости от способа разработки:

– разрабатываемые собственными силами;

– разрабатываемые внешними организациями;

– разрабатываемые совместно как собственными силами, так и внешними организациями.

6. По роли в процессе производства:

– основные (создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей);

– дополнительные (расширяют рынок в соответствующих отраслях).

7. По масштабам распространения:

– являющиеся основой для новой отрасли, производящей однородный продукт;

– применяются во всех отраслях и сферах экономики (зачастую эти виды инноваций следуют друг за другом: например, производство компьютеров и компьютеризация).

8. По причинам возникновения:

– реактивные (обеспечивающие выживание фирмы, инновация как реакция на нововведение, осуществленное конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке);

– стратегические (инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе).

Контрольные вопросы

1. Покажите отличия понятий «новация» и «инновация».

2. Охарактеризуйте сущность инновационного потенциала.

3. В чем отличается инновационный процесс от научно-технического процесса?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: