В условиях советской правовой системы

Развитие гражданского процессуального права в первые годы советской власти было существенно затруднено из-за идеологических воззрений того времени, суть которых заключалась в нигилистическом отношении к гражданскому процессу как чуждой пролетарскому суду пустой формальности. Гражданские процессуальные нормы рассматривались как технические нормы, а сам процесс – как технология судебной защиты.

Однако в условиях НЭПа происходило возрождение норм регулирующих гражданский процесс. В указанный период гражданское процессуальное право входило в отрасль советского судебного права, то есть не было самостоятельной отраслью. Однако развитие гражданского оборота настоятельно требовало усиления судебной защиты гражданских прав. В январе 1923 г Народный комиссариат юстиции (НКЮ) РСФРС издал временную инструкцию «Об основных нормах гражданского процесса». 10 июля 1923 г. ВЦИК принял Гражданский процессуальный кодекс (ГПК), который был введен в действие с 1 сентября 1923 г. ГПК РСФСР состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей. В первой части содержались общие положения, определяющие институты судебного представительства, подсудности, судебных расходов и др. Вторая часть регулировала вопросы искового производства. Третья часть была посвящена особому производству. Четвертая определяла порядок пересмотра решений по гражданским делам. Пятая рассматривала вопросы исполнения судебных постановлений.

В соответствии с Кодексом гражданское судопроизводство основывалось на началах устности и гласности, публичности производства, ведения дел на языке большинства населения данной местности. Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказательствами, представленными сторонами. Прокурор становился участником процесса, который мог вступить в процесс на любой стадии. Предполагалась возможность обжалования судебных решений путем подачи кассационной жалобы в губернский и Верховный суд. Регулировался порядок исполнения судебных решений и определений. Таким образом, ГПК РСФСР 1923 г. регулировал практически все правоотношения, возникающие в процессе рассмотрения и разрешения гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Кодекс определял гарантии объективного и всестороннего рассмотрения гражданских дел. К ним относились: обязанность суда уяснять действительные права и взаимоотношения истца и ответчика; обязанность суда оказывать трудящимся активное содействие в защите их прав и законных интересов. Как мы видим, в соответствии с документом суд должен был занимать активную позицию в сборе и оценке доказательств по делу, что было нехарактерно для дореволюционного судопроизводства.

Социальная направленность в деятельности советских судов по гражданским делам проявлялась не только в активной помощи суда трудящимся, которые в 1920-е гг. в основной своей массе были малообразованными и нуждались в квалифицированной юридической помощи, но и в особой роли прокурора в гражданском процессе, который представлял интересы государства и трудящихся. В соответствии с положениями ГПК РСФСР прокурор мог инициировать начало дела, вступить в его рассмотрение на любой стадии процесса. Он наделялся значительными полномочиями, в частности, предъявлять иски, давать заключение по делу, вносить протесты на судебные постановления, признанные им незаконными или необоснованными.

Большое внимание в ГПК РСФСР 1923 г. было уделено порядку и основаниям вынесения постановлений по гражданским делам. Фактически происходил отход от практики вынесения решений по конкретным делам на основании революционного правосознания, как это было характерно для первых лет советской власти. Было указано, что при вынесении своих решений суд должен был руководствоваться действующими узаконениями и распоряжениями высших органов государственной власти СССР и РСФСР, а также постановления местных органов власти. Однако законодатель сохранил принцип аналогии, разрешая судам применять сходные нормы действующего права, а также руководствоваться общими началами советского законодательства и общей политикой рабоче-крестьянского правительства.

Практическая значимость ГПК РСФСР 1923 г. определялась тем, что он являлся первым кодифицированным актом в сфере гражданского процесса. Дальнейшее совершенствование гражданского судопроизводства осуществлялась Верховным Судом РСФСР, который давал свои разъяснения по применению законодательства, рассылал на места инструктивные письма, осуществлял кассационное и надзорное производство по гражданским делам.

Во второй половине 1920-х гг. в целях укрепления законности при рассмотрении и разрешении гражданских дел, преодолении волокиты и неправильного применения судами гражданского законодательства принимается целый ряд постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР. Кроме этого, в 1930-е гг. в ГПК вносятся изменения. Так, появляется возможность обжалования действий избирательных комиссий при выборах в Верховный Совет СССР, Верховные советы союзных и автономных республик, местные советы. Также изменился порядок взыскания алиментов на содержание детей. В соответствии с нововведенными в 1936 г. статьями суд получил право налагать арест на долю заработка и имущество ответчика, отбирать подписку о невыезде, требовать привод ответчика органами милиции.

В годы Великой Отечественной войны и послевоенный период гражданские дела рассматривались в обычном порядке общими судами в соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством и Законом о судоустройстве 1938 г.

Следующим этапом развития гражданского процессуального законодательства стало принятие на VII съезде Верховного совета СССР 8 декабря 1961 г. Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик, в которых устанавливались единые для всего Союза ССР принципиальные положения. Было расширено участие организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел, профсоюзы и другие общественные организации могли предъявлять иски в суд. В случаях, предусмотренных законом, гражданские дела могли рассматриваться товарищескими судами.

В 1964 г. были приняты новые гражданско-процессуальные кодексы союзных республик, в т.ч. и новый ГПК РСФСР. По сравнению с предыдущим кодексом, произошло расширение круга регулируемых вопросов. Увеличивалось количество разделов, появился раздел «Гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства, иски к иностранным государствам, судебные поручения и решения иностранных судов. Международные договоры». В текст Закона вводились новые главы, посвященные составу суда, подготовке гражданских дел к судебному разбирательству, прекращению производства по делу и др.

В Кодексе были установлены дополнительные гарантии осуществления правосудия по гражданским делам, более детально регламентированы важнейшие вопросы судопроизводства. Все это свидетельствовало о дальнейшей демократизации отечественного гражданского процессуального права. ГПК РСФСР 1964 г. устанавливал новое разделение видов производства в гражданском процессе. Были определены три вида: 1) исковое производство по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений; 2) производство по делам, возникающих из административно-правовых отношений; 3) особое производство. Введена новая категория дел - установление неправильности записей актов гражданского состояния (ст.ст.268–270), которые рассматривались в порядке особого производства. В случае отказа ЗАГСа внести соответствующие исправления в запись у граждан появилась возможность обратиться в суд. Значительно были расширены права суда при рассмотрении дел в порядке надзора. Устанавливалась обязанность суда в случае установления фактов нарушения законности, зажима критики, волокиты выносить частное определение с направлением его вышестоящему в порядке подчинения должностному лицу или органу.

В советском государстве существенно изменился и порядок разрешения экономических дел. В первые годы советской власти судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между ними решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений в период НЭПа возникала необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. 21 сентября 1922 г. были образованы Арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались ведомственные арбитражные комиссии. Был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих деятельность арбитражных комиссий: Положение об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР от 6 мая 1924 г.; Положение об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 г. Дела рассматривались в составе трех членов комиссии с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника по правилам, установленными ГПК, с учетом особенностей работы арбитражных комиссий.

При с переходе к административно-командным методам регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены, как и многие другие структуры рыночной экономики. Однако в 1931 г. образовался государственный арбитраж, первое положение о деятельности которого было утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. Этот орган был призван разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями. Кроме этого, Государственный арбитраж явился органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений, в том и числе правом принятия нормативных актов. Таким образом, арбитраж с момента образования существовал в двух видах - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном - споры предприятий и организаций, подчиненных одному ведомству (министерству, комитету и т.д.).

В дальнейшем, советским государством предпринимались попытки модернизации системы устройства арбитража и его приспособления к изменяющимся экономическим условиям. О наличии такой тенденции свидетельствовали Положение «О государственном арбитраже при Совете Министров СССР» 1960 г., отменяющее ранее принятое Положение «О государственном арбитраже» 1931 г. До 1974 г., нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах. 17 января 1974 г. Госарбитраж СССР преобразовался в союзно-республиканский орган, и было утверждено новое Положение «О государственном арбитраже при Совете Министров СССР». По Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом. 30 ноября 1979 г. принимается Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который окончательно оформил правовой статус арбитражного процесса в советском государстве, определил принципы и порядок рассмотрения экономических споров.

Таким образом, развитие советского гражданского процессуального и арбитражного права было обусловлено особыми социально-экономическими основами советского государственного строя. Отсутствие частной собственности, огосударствление экономики, плановый характер хозяйственной деятельности в определенной степени сужали круг вопросов, регулируемых данными отраслями права. Однако, демократизация и либерализация общественных отношений в 1950–1960-е гг. позволила советским судам стать действенным инструментом разрешения гражданских и экономических споров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: